C главными актерами на съемках этой картины случилось легкое помешательство: Рассел Кроу и Райан Гослинг уже несколько месяцев не могут окончательно выйти из образа, на последней церемонии «Оскара» радостно валяли дурака дуэтом, а собственные аккаунты в Twitter превратили в бардак, который трудно оправдать одной только кампанией по раскрутке картины. Обоим работа над «Славными парнями» явно пошла на пользу: новозеландцу в последнее время попадаются сплошь роли пожилых страдающих мужчин, а канадца просто необходимо время от времени выпускать на комедийную лужайку. Иначе он погрузит все вокруг себя в тоску а-ля «Место под соснами», «Драйв» или «Как поймать монстра». Созданную Блэком пародию на нуар (к которой, впрочем, запросто можно применить термин «пародия на пародию») оба актера восприняли с впечатляющим воодушевлением, которое чувствуется в каждом кадре: даже в тех двух-трех эпизодах, где Гослинг явно переигрывает, кажется, что это от восторга. Режиссер, в свою очередь, убедительно доказывает, что время парных выступлений для крутых парней в Голливуде еще не прошло: просто надо уметь создавать для них условия.
В «Смертельном оружии» за это отвечал Ричард Доннер, и Блэк в своей новой картине старается не забывать уроков мастера. Создав для себя самого сценарий, в котором в необходимых количествах отмерено насилия, юмора, откровенного бреда и не менее откровенного издевательства, он воплощает эту мешанину в нужных тонах. Эти славные парни, точно так же как Риггз и Мюрто, не станут плакать, пристрелив пару-тройку плохих ребят; более того, герой Кроу Джексон Хили вообще способен на не самую оправданную жестокость. Отрицательные персонажи в этой ленте до самого конца пребывают на втором и третьем плане: «Смертельное оружие» все же было полицейским боевиком, героям которого были необходимы сильные и коварные противники, а «Славные парни» все больше по части посмеяться. Поэтому негодяи здесь не только обречены, но и практически лишены права на пафосный финальный поединок: отстрелянный материал выпадает из кадра, немного побрызгав кровью, а герои идут дальше, помня о делах. Под конец Блэк вдруг вспоминает, что хороший вкус подразумевает природную непобедимость зла, но уже поздно: та справедливость, что осталась в живых, успела восторжествовать.
Единственная в сюжете по-настоящему крупная сумма денег оказывается «куклой».
История, которая происходит — кто бы сомневался — в голливудских окрестностях, иногда даже слишком настойчиво отсылает нас к «Секретам Лос-Анджелеса»: особенно, когда на сцену заявляется Ким Бейсингер, в персонаже которой так много злюки, что обмануть она способна разве что героя Гослинга Холланда Марча. Блэк, на досуге перечитывающий Чэндлера и Спиллейна, правила игры помнит, а в постмодернизм ему заигрываться ни к чему. Детективная история, в которой полиция только и может, что сверкать мигалками на самом заднем плане, строится на выбитых дверях, сломанных руках, оружии, которое запросто идет в ход, а также главных столпах: деньги, женщины, выпивка. И хотя единственная в сюжете по-настоящему крупная сумма оказывается «куклой», а женщины то снимаются в порно, то изображают из себя предметы мебели, хотя бы с выпивкой все в порядке: Марчу, в частности, толком протрезветь так и не удается. И если зритель ждет, что перед титрами одинокий отец бросит пить хотя бы на фоне пережитого, то зря: наоборот, его напарник, всю дорогу сохранявший трезвость, все-таки возьмется за бутылку.
Блэк с удовольствием блуждает по волнам собственной памяти, и по ходу дела становится все больше жаль, что «Смертельное оружие 5» никогда не состоится. Зато для вторых (как минимум) «Славных парней» есть все основания, и вся надежда на сборы: по большому счету, эта история может оказаться только искрометным вступлением к франшизе про двух детективов, как и положено, дополняющих друг друга в достоинствах и недостатках. Не позволяя себе прямо утверждать банальщину вроде «начать жить никогда не поздно», постановщик, тем не менее, демонстрирует это через призму самой жизни. Новый друг лучше всех старых (особенно если таковых нет), оба героя встречаются на руинах собственных судеб, а дальше срабатывает известный механизм, благодаря которому чем больше разрушений снаружи, тем меньше внутри. Даже дочь Марча, с ролью которой отлично справляется юная актриса Энгаури Райс, не выглядит лишним персонажем: при этом Блэк не ограничивает школьницу Холли рамками живого воплощения папашиной совести. Тем более, что у ребенка явные задатки детектива, смелости больше, чем у родителя и иммунитет к пагубному влиянию общества, погрязшего во всем том, в чем оно обычно норовит погрязнуть.
Почти два часа веселья, дурацких поступков, нетрезвых выходок и неожиданных поворотов: про них уж точно можно сказать «пролетают незаметно». Каждый киногод приносит зрителю премьеру, о которой говорят «давно не хватало»: «Славные парни» уверенно претендует на это звание в 2016-м. И хотя американский зритель принял бадди-муви от Блэка довольно холодно, главным образом — из-за заведомо проигрышной конкуренции с другими новинками, фильм несет в себе слишком мощный заряд, чтобы просто так кануть в безвестности. Сценарист и режиссер, который стал обеспеченным и знаменитым в слишком молодом возрасте и оттого хорошо знает, что такое жизнь на руинах, не зря искал пути воплощения в жизнь этого сюжета долгие 13 лет. На фоне множества прочих историй о товарищах поневоле «Славные парни» выглядят свежо и остроумно, и если заартачатся Warner Bros., дать жизнь продолжению могут и сами главные актеры: в конце концов, первая часть появилась на свет во многом стараниями Гослинга. И невозможно не заметить, какой, с позволения сказать, кайф от всего этого безобразия получили участники. Первой части «Смертельного оружия» в следующем году исполнится тридцать лет. А мы, оказывается, все еще в форме.
Добавить комментарий
Комментарии