Кадр из к/ф «Большой и добрый великан»Кадр из к/ф «Большой и добрый великан»

Известно, что постановщик долгие годы лелеял надежду превратить в кино одну из книг Даля. Британский писатель пользуется необычайной популярностью в США. Чаще всего кинематографисты обращаются к произведению «Чарли и шоколадная фабрика». 10 лет назад Тим Бёртон снял на его основе противоречивый и яркий фильм, которому точно так же не хватало отвечающей запросам времени искры. Спилберг тоже решил делать чистую сказку: рейтинг 6+, отсутствие громких имен в титрах и кристальное повествование, ассоциировать которое с реальностью под силу только безумному сознанию. Сценарий написала Мелисса Мэтисон, давным-давно создававшая сюжет для «Инопланетянина», а за камеру встал еще один верный соратник режиссера Януш Камински, на счету которого и «Список Шиндлера», и «Особое мнение», и «Спасти рядового Райана». К сюжетной основе мы еще обратимся, а насчет визуальной составляющей в картине все в полном порядке: анимация не режет глаза, а некоторые моменты действительно потрясают (и потрясали бы безо всякого 3D). Создатели ленты хорошо поработали и над образом самого великана — БДВ в исполнении Марка Райлэнса, в прошлом году представшего в роли Рудольфа Абеля в картине Спилберга «Шпионский мост», получился очень даже живым.

Гораздо больше претензий к исполнительнице второй главной роли: дебютирующая в большом кино 12-летняя Руби Барнхилл напоминает о том, что в Голливуде имеет место дефицит на талантливых детей. Девочка справляется с ролью Софи ровно до тех пор, пока не настает время хоть сколько-нибудь сильных эмоций. В результате этот персонаж постепенно начинает раздражать зрителя, по крайней мере зрителя взрослого, и неминуемо уходит на периферию. Когда БДВ в первый раз пытается избавиться от новоявленной подружки, дабы спасти ее от своих сородичей, невольно желаешь ему успеха. Сосредоточившись на добром великане, Спилберг решил не тратить много сил на его злобных соплеменников-людоедов. Антагонисты из них так себе — нам вроде бы и говорят о том, что эти немытые парни по ночам крадут детей почему-то именно из сиротских приютов, но показывают совсем другое. Великаны с именами типа Кровобрюх и Шкуродер только и делают, что валяются на земле, а почуяв присутствие ребенка, начинают гоняться за ним всей немаленькой бандой, хотя очевидно, что размеры Софи не позволяют насытить хотя бы одного из них.

Создатели картины вообще не особенно стараются над ассортиментом персонажей: другие дети в фильме предстают исключительно спящими, сотрудница приюта, появившись в первых кадрах, превращается в тень, а когда действие переносится в покои английской королевы и их окрестности, на подробности уже не остается времени. Обитатели дворца вообще необычайно шаблонны со своими дурацкими ритуалами и джентльменской невозмутимостью. В какой-то момент Спилберг решает поиздеваться над устоями дружественного государства, но и это делает плоско и без души. Его гораздо больше интересует БДВ: он сыплет безумными словесными конструкциями, которым позавидовали бы и персонажи Кэролла (и над которыми хорошо поработали российские переводчики), устраивает мимические представления и единственный из всех героев этого фильма развивается по ходу дела. Забитый более высокими и более агрессивными соплеменниками изгой в какой-то момент вышвыривает этих люмпенов из собственного дома безо всякой помощи Софи и вообще без какой-либо особой мотивации. Постановщику явно нравится этот герой, его внутренняя сила и уверенность в том, что детей нужно снабжать приятными сновидениями, а не пожирать. Пусть для этого и приходится сидеть на рационе из «одурцов».

«Большой и добрый великан» не тратит время на долгие предисловия, но за быстрым стартом следует достаточно размеренное повествование, в котором все разложено по полочкам, как в доме БДВ. Пугать малыша постановщик тоже не стремится, нагнав немного страху в первом явлении великана: впоследствии для жутких моментов появляется непаханое поле, но даже самая настоящая опасность здесь всегда идет рука об руку с откровенным дуракавалянием. Здоровенные людоеды не просто выступают адептами праздности, но и не чужды нехитрых развлечений. Из-за них самые зверские планы заранее оказываются обреченными на провал. Люди отвечают взаимностью: обнаружив причину массового исчезновения детишек, они не устраивают над древними и пугающими существами ни судилищ, ни казней. Просто делают так, чтобы два биологических вида больше никогда не соприкасались. Для БДВ делают исключение, напоминая зрителям о пользе вегетарианства: производитель приятных галлюцинаций доказывает свою пользу и его не только принимают во дворце (не обошлось без вил, лопаты и меча в качестве столовых приборов), но и оставляют в покое, сдержав слово.

Книга, а следом за ней и фильм радостно впитывают в себя английский фольклор детской направленности: тут вам и рыжая кошка, и «что ты видела при дворе», и Робин-Бобин-Барабек сразу в десятке ипостасей. Все это смешано с безумными проявлениями действительности (чего стоит только звонок королевы сначала «президенту Борису», а потом «президенту Ронни») и стандартной историей про сиротку, которой постоянно везет. Получившаяся сказка, конечно, не претендует на лавры «Инопланетянина» и по силе воздействия больше напоминает другой опыт Спилберга — «Капитан Крюк», не слишком тепло принятый публикой. Но магия образа все-таки срабатывает: хорошему великану действительно сочувствуешь, а его сородичам желаешь как минимум каторги. Как и положено продукту Disney, «Большой и добрый великан» выглядит красиво и очень дорого, и почти два часа экранного времени мало кому покажутся нескончаемыми. Создатели фильма основательно сгладили самые острые углы сюжета Даля и сделали добрую сказку. Которую, собственно, и обещали.