Эстонский актер Кирилл Кяро, который сыграл доктора Илью Лаврова, вполне комфортно чувствует себя в статусе одного из самых востребованных на российском телевидении. Казалось бы, совсем недавно ему доверяли разве что третьестепенных персонажей в хитах типа «Ликвидации», а в одном только 2016 году Кяро записал на свой счет не менее шести проектов, половина из которых — многосерийные фильмы. В одном из интервью он, достаточно подробно рассказывая о новом сериале на Первом, перечислил целый ряд названий и персонажей, которые следует припомнить во время просмотра «Научи меня жить». Помимо вышеупомянутого Лектера и Клариссы Старлинг в список попали знаменитые сыщики Артура Конан Дойля и Агаты Кристи, а также Кэл Лайтман из «Обмани меня» и даже Раст Коул из первого сезона «Настоящего детектива». Доктор Лавров тоже умеет быть внимательным к мелочам и составлять из них если не целую картину, то уж точно ее немаловажные фрагменты. При этом он не самый приятный в общении человек, что тоже роднит героя со многими вымышленными (и не только) детективами. Психиатр запросто раскусывает симулянтов, пишет книги об опасности, которую представляют для общества социопаты, а на досуге ставит палки в колеса собственному разводу.
На разводе настаивает супруга. Эта роль досталась Елене Подкаминской, которая не скрывает, что надеялась таким способом сбросить с себя образ арт-директора Виктории из другого телехита под названием «Кухня». В первых сериях получилось, прямо скажем, не очень. К тому же над этим персонажем с самого начала зависает вполне очевидный дамоклов меч, так что актрисе больше приходится работать не столько над внутренним миром, сколько над внешней обреченностью. Лавров от семейных неурядиц бежит всеми доступными способами: одним из таких и становится расследование убийства. На его участии настаивает в первую очередь новый начальник следственного отдела Никушин (Алексей Барабаш), а вот его подчиненная Рита (Анна Попова), которая ведет дело, от этой идеи явно не в восторге. Таким образом, зритель становится очевидцем множества конфликтов уже в первых эпизодах, а если учесть, что каждому из героев и вне работы хватает поводов для головной боли, скучать вообще не приходится. Отдельно стоит отметить одну из ролей второго плана, доставшуюся Елене Яковлевой. Она играет мать главной героини с таким искренним и мрачным чувством, что персонаж неплохо смотрелся бы в декорациях совсем другого сериала — «Метод».
Новый сериал вообще неслабо перекликается с этим проектом, особенно, когда герои Кяро и Поповой остаются вдвоем. Молодость и напор отталкиваются от полярных опыта и уверенности, и неизвестно, сколько понадобится совместных опасностей и открытий, чтобы из столь разных людей сложилась подлинная команда. Персонаж Алексея Барабаша заинтересован в том, чтобы это произошло как можно быстрее: не за горами новая кровь, а зрителю, к тому же, подсказывают, что убийца не просто исполняет собственный ритуал, а руководствуется чьими-то указаниями. При работе над сценарием телефильма Елена Лебец черпала вдохновение из сюжета шведского проекта «Убийство» и даже позаимствовала у него название — «Научи меня жить» появилось позже, вместе с одноименной песней Алексея Романова в исполнении Гарика Сукачева. Европейский сериал продержался три сезона, а порожденный им в США ремейк — и все четыре. Оба позволяли зрителю не просто следовать за детективом по лабиринту расследования, но и совершать по нему самостоятельные путешествия. Этому способствует переплетение сюжетных линий: далеко не обо всех деталях происходящего на экране публике становится известно от людей в форме.
Хотя, конечно, ни в какой они не в форме. Режиссер Валентин Донсков принял решение, что довольно-таки мрачная история будет особенно выгодно смотреться на залитых солнцем улицах, и официальный стиль тут не в ходу. Актер Кяро, как большой поклонник классического фильма Дэвида Финчера «Семь», был несколько удивлен таким поворотом — после прочтения сценария ему виделись насквозь промокшие закоулки безымянного города, пропитавшегося безнадегой. Но солнца, в отличие от дождя, много не бывает — по крайней мере, визуально — поэтому сыграть на контрасте не очень-то удалось: разве что дальневосточнику, утомленному очередной зимой еще до ее официального начала, становится несколько завидно. Впрочем, не в погоде суть. И раз уж съемочной группе было комфортно, а не противно, остается только порадоваться — мы ж не социопаты какие-нибудь. Зато их полно среди персонажей, точно так же, как в «Методе» зашкаливало количество маньяков-убийц. Только герой Хабенского манипулировал уже состоявшимися психопатами, Лаврову же придется найти одного среди множества потенциальных. Донсков даже начинает каждую серию с небольшого забегания вперед, чтобы публика не сомневалась — у этой истории будет вполне конкретная развязка, а вероятность появления на свет второго сезона обсудим позже.
Разделяя и вновь сводя вместе линии развития сюжета, создатели «Научи меня жить» добиваются главного успеха: личным историям в сериале не удается взять верх над основной — детективной. Триллер требует не только жертв, но и известной доли недосказанности — разок-другой опередить следователя в догадках приятно любому зрителю. В любом случае, сериал действительно хочется досмотреть до конца, чтобы как минимум убедиться в собственной правоте. Лавров, что любопытно, по ходу действия раздает всем желающим бесплатные профессиональные советы, к которым стоит прислушаться, даже если вам тоже не внушает особенного доверия герой Кирилла Кяро. Конечно, в итоге все жертвы окажутся жертвами обстоятельств, которые с самого начала не планировали себя защищать. И местами вообще очень здорово просматривается шаблон. Но все же мы продолжаем наблюдать, как телевизор в России выбирает качество, пока большое кино топчется на месте, не очень понимая, куда пойти.
Добавить комментарий
Комментарии