Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Страховые компании стонут под бременем затрат — в прошлом году в Приамурье собрали с автомобилистов 780,6 миллиона рублей за оформление полисов, а компенсации за ДТП выплатили почти 1,3 миллиарда. Наша область поднялась до 6‑й позиции в рейтинге «токсичных» регионов, став еще более убыточной для автостраховщиков. И надо ли сомневаться в том, что, получив возможность поднять базовую цену полиса ОСАГО, компании не постараются увеличить себе прибыль? В ситуации разбирался спецкор «Амурской правды».

«Защитили» потребителей

Интернет переполнен возмущениями представителей страховых компаний о злоупотреблениях правом со стороны автоюристов — их обвиняют в том, что они разрушают рынок ОСАГО. Даже появился термин с негативным оттенком «автоюризм» и толстым намеком на нелегальные схемы и махинации.

Проблема с выплатами по ОСАГО существовала всегда, но еще шесть лет назад она не стояла так остро. Все изменилось в 2012 году, когда на этот вид страхования распространилось действие закона о защите прав потребителей в части штрафов, неустоек и пеней. Кто бы мог подумать, что это даст простор для правовых злоупотреблений? Профи от юриспруденции, которые по сути своей должны стоять на страже законности, стали активно наживаться, используя лазейки в законодательстве. Получилось, что стоимость услуги по страхованию автогражданской ответственности, которую оплачивают клиенты страховой компании, средняя выплата в ОСАГО и размеры штрафов стали совершенно несоразмерны — отличаются в десятки и даже сотни тысяч рублей!

Это привело к массовым судебным искам к страховщикам. Мы, конечно, не Волгоград и не Краснодар, где ситуация по ОСАГО самая острая в стране, но даже в нашем регионе каждая вторая выплата автостраховки сегодня происходит по суду.

В суд страховщики не приходят

В Амурском областном суде уже несколько лет изучают практику по делам, связанным с взысканием выплат по договорам страхования автогражданской ответственности. И удивляются той картине, которая складывается по этой категории споров. За 2017‑й и первую половину этого года всеми судами Приамурья рассмотрено 14 604 дела по ОСАГО. Причем 14 064 дела, то есть 96 процентов, приходится на городской суд и мировых судей Благовещенска. Интересный вопрос: почему?

— Нас самих интересует, почему в других судах области этой категории дел практически нет на общем фоне, — отвечает заместитель председателя Амурского областного суда по гражданским делам Олег Васильев. — Скорее всего, это связано с тем, что подавляющее большинство головных офисов страховых компаний находятся в Благовещенске, им  просто удобно вести дела в областной столице, не тратя деньги и силы на командировки по области. Последние два года число дел по ОСАГО только растет. И в подавляющем большинстве (а это 98,3 процента всех дел) исковые требования полностью либо частично удовлетворяются. Но на этом фоне представители страховых компаний приняли участие в судебных заседаниях только по 3415 делам — это менее 23 процентов. Почему так мало? И нам, судьям, тоже непонятно, почему представители страховых компаний не приходят в суд, несмотря на сложившуюся практику: когда иски удовлетворяются, со страховых компаний взыскиваются денежные средства — и немалые!

Из 645 ДТП на территории области уже в этом году 249 случились именно в Благовещенске — это третья часть.

Апелляционные жалобы не подают

Нет языка честнее языка цифр, и они наводят на определенные размышления. По тем решениям, которые вынесены о взыскании денежных средств со страховых компаний, они обжаловали только 218 вердиктов — это всего 1,5 процента от общего количества дел по ОСАГО в Приамурье. Суд часто упрекают в необъективности. Но по делам ОСАГО принять единственное и самое объективное решение иногда бывает очень проблематично.

— Любой гражданский процесс основан на принципах состязательности и равенства сторон. В нашем случае что происходит: страховые компании не приходят на процесс. Фактически у нас есть только позиция истца. В этом случае с точки зрения закона, разъяснений Верховного суда РФ и сложившейся судебной практики судья не в праве брать на себя те процессуальные обязанности, которые лежат на ответчике: начинать спорить с истцом. Если есть позиция только истца, суд должен ее удовлетворить, — констатирует Олег Доржиевич.

25

миллиардов рублей составили в 2017 году, по оценкам Российского союза страховщиков, потери страхового сообщества от деятельности автоюристов 

Почему страховые компании не присутствуют на заседаниях, где они являются ответчиками? Почему не хотят обжаловать судебные решения о взыскании с них денежных средств? Судьи не должны задаваться такими вопросами. Но это настолько бросается в глаза.

— Взять споры между кредитными организациями и гражданами по договорам займа — там тоже либо банки взыскивают задолженность, либо граждане оспаривают условия договоров. И денежные суммы абсолютно сопоставимы. И количество дел сопоставимо. Но я не припомню ни одного дела, где бы банк не выразил свою позицию, хотя бы в письменном виде, — приводит доводы зампредседателя облсуда. — И если решение не в пользу кредитной организации, то обязательно будет и апелляционная жалоба, и кассационная. С одной стороны, банки, с которых граждане тоже взыскивают деньги, с другой — страховые компании, почему такая разница подходов, непонятно.

«Амурская правда» направила запросы в десять страховых компаний, пытаясь выяснить, почему они несут финансовые потери, но при этом в суд не ходят и свои интересы не отстаивают. Все отказались говорить на тему ОСАГО: «Мы ничего не будем комментировать!» А в одной из компаний заявили: «Ваша статистика неправильная». Так она не наша — Амурского областного суда, МВД и Банка России.

ДТП меньше, а число дел по ОСАГО растет

Чем больше вникаешь в тему выплат по ОСАГО, тем больше рождается вопросов. Общее количество гражданских дел, рассмотренных федеральными судами в Приамурье, снижается. По Благовещенскому городскому суду снижение — 10 процентов. Но на этом фоне растет количество дел, связанных с взысканием выплат по договорам ОСАГО.

— Мы вынуждены выделить группу судей, специализирующихся именно на рассмотрении таких дел. Сейчас по ОСАГО дела ведут уже четверо судей. Только за первое полугодие 2018 года по нашему суду рост таких дел по сравнению с 2017 годом составил 25 процентов! Я не уверен, что в городе увеличилось число ДТП — да еще на столько, — сомневается председатель Благовещенского городского суда Александр Першин.

И правильно делает. По данным областной Госавтоинспекции, за 7 месяцев с начала года на территории Амурской области произошло 6709 ДТП с материальным ущербом. Если сравнить с аналогичным периодом прошлого года, то снижение почти на 30 %. Плюс было 645 ДТП с пострадавшими людьми, но и здесь «минус 3,7 %». В целом дорожно-транспортных происшествий стало меньше на 28 %.

— Если говорить о Благовещенске, то автоаварий с материальным ущербом за этот же период случилось 3893 — снижение на 29,3 %. И 249 ДТП с пострадавшими — это на 2 % больше, чем в 2017 году. Но, по общим данным, в любом случае тоже наблюдается снижение числа дорожно-транспортных происшествий более чем на 25 %, — привела доводы начальник отделения пропаганды областной Госавтоинспекции Мария Забыкина.

Почему ДТП у нас меньше, а число дел по ОСАГО растет? Это говорит о том, что «автоюризм» в Амурской области стал уже массовым явлением, способов построить бизнес на ДТП великое множество. АП уже писала об уголовных делах по фейковым ДТП, для участия в которых привлекали подруг, родных сестер и даже матерей. Некоторые «дельцы» покупают авто, страхуют его, а затем машина начинает попадать из аварии в аварию, а владелец то и дело получает страховые возмещения — своего рода заработок.

— За полгода наши сотрудники выявили по области около 30 дорожно-транспортных происшествий с признаками фальсификации. Во-первых, это несоответствие характера повреждений транспортных средств тем обстоятельствам, при которых случилось ДТП. Бывает столкновение, грубо говоря, лобовое, без пострадавших людей, а повреждены на машине задняя часть или боковые, — привела пример майор полиции Мария Забыкина. — Либо специалист видит, что на местах повреждений видна ржавчина. Это говорит о том, что они получены уже давно. Или эксперт дает заключение, что царапины на машине появились от ножовки, а не в результате столкновения авто.

Раньше можно было отсудить суммы, в несколько раз превышающие изначальную, за счет материального ущерба. Сейчас законодательство ужесточилось в определении размера ущерба. Аварийные комиссары и автоюристы зарабатывают на проведении экспертиз — обращаются к «своим» экспертам, которые оценивают свои услуги условно не в 5 тысяч рублей, а в 25. Плюс плату берут за услуги представителей. Хотя юристы, как правило, штатные. Тем не менее заключаются договоры на оказание услуг, допустим, на 30 тысяч рублей. На этом зарабатывают.

Было пять тысяч — стало 65!

Страховщики зачастую видят признаки мошенничества, однако несовершенство законодательства не позволяет доказать его, и компаниям приходится платить — иначе будут нарушены сроки. В течение 20 дней они должны произвести выплату, а иначе: 50 процентов штрафа от суммы по иску и 1 % за каждый день просрочки, а если сумма более 400 тысяч рублей, то плюс еще 0,55 %. Заместитель председателя облсуда рассказал о схемах, которые используют автоюристы, отсуживая «на ровном месте» у страховых компаний круглые суммы.

500

миллионов рублей — на столько превысили общую выручку от продажи полисов выплаты по ДТП в Приамурье в 2017 году

— Буквально позавчера с помощником обсуждали кассационную жалобу: автовладелец попал в ДТП, обратился в страховую компанию, там ему выплатили несколько десятков тысяч рублей, но он не согласился. Провел автотехническую экспертизу самостоятельно (в рамках закона есть такая возможность) и представил сведения страховой компании. Там согласились не со всем, но доплатили еще денежные средства. Разница между страховой выплатой и суммой независимого оценщика составила пять тысяч рублей, а всего автовладелец получил около 100 тысяч выплат. Что происходит дальше: гражданин обращается с иском о взыскании этих пяти тысяч материального ущерба. А потом он просит взыскать расходы, связанные с назначением экспертизы, которую сам провел, — это 25 тысяч рублей. Поскольку он обращался за оказанием юридической помощи в соответствии с договором на оказание услуг, плюс еще госпошлины и заверение у нотариуса доверенности, то добавим еще 30 тысяч. В итоге получаем 5 тысяч материальный ущерб и почти 60 тысяч — судебные расходы. И таких дел большинство. А это наши с вами деньги, которые мы передаем страховым компаниям, — подчеркивает Олег Васильев.

Можно ли разорвать этот порочный круг? Элементарно, говорят служители Фемиды. Если представители страховых компаний будут проявлять процессуальную активность: оспаривать доказательства, которые представляют истцы, в том числе аварийные комиссары, и если будут оспаривать те судебные решения, с которыми они не согласны.

«Автоюризм» — привлекательный вид заработка» 

Фамилии истцов по ОСАГО — аварийных комиссаров — до боли знакомы всем судьям, специализирующимся на таких процессах. За два дня в Благовещенский суд поступило 123 дела по ОСАГО. Все документы собрали и принесли четыре  человека — получается на каждого аварийного комиссара по 31 делу.  

— Последнее время чаще стали появляться новые фамилии. Это говорит о том, что рынок легких денег расширяется, автоюризм —  привлекательный вид заработка. А за это платим все мы. Во-первых, договор автострахования сложно заключить, а во-вторых, ставки для нашего региона повышены. Каждый год в мае у меня заканчивается полис ОСАГО. Начинаю обзванивать страховые компании — купить очень проблематично, — привел пример из собственной водительской практики председатель горсуда Благовещенска Александр Першин. — Некоторые люди уже отказываются от приобретения полисов автострахования. 

МВД России сообщает о резком росте количества водителей, которые выезжают на дороги без ОСАГО. Причины в основном экономические — полисы для многих просто не по карману. По данным главного полицейского ведомства, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса ОСАГО подскочило на 40 % и достигло 2,8 миллиона штук. Российский союз автостраховщиков обнародовал такую цифру: без ОСАГО либо с фальшивыми полисами в России ездят порядка 3 миллионов автомобилистов.

МНЕНИЕ

Александр Першин, председатель горсуда Благовещенска: 

— Схема работы аварийных комиссаров изменилась. Если раньше они брали у автовладельца доверенность представлять в суде его интересы, то сегодня стали выкупать право требования — заключают договор цессии. Уголовное право сразу выпадает. По договору он просто представлял ваши интересы и должен был передать вам денежные средства, которые получил со страховой компании. А по договору цессии он купил у вас обязательство — право требования перешло к нему. И у нас уже появились дела по договорам цессии. Когда гражданин, продав свой долг за 50 тысяч рублей, потом узнает, что аварийный комиссар получил 300 тысяч, он берет исполнительный лист и все взыскивает. И тогда уже аварийный комиссар обращается к нему с иском: «Будь любезен, верни эту разницу!»  

Олег Васильев, заместитель председателя ​Амурского областного суда по гражданским делам: 

— Гражданин, заключивший договор цессии с аварийным комиссаром, сразу получает деньги и доволен: ему не нужно ходить в страховую компанию, не нужно участвовать в судебных разбирательствах. Это удобно.  Но когда  в следующий раз придет оформлять полис ОСАГО, он за это заплатит. Поскольку страховые компании постоянно повышают тариф. Это как в притче про бесплатный сыр в мышеловке — все имеет свою цену.  

 

Три вопроса для ГАИ 

—  Первыми на любую автоаварию приезжают аварийные комиссары, причем зачастую два или даже три сразу. Почему именно они, а не сотрудники ГИБДД?  

— Начнем с того, что водитель может оформить ДТП самостоятельно — это разрешено законом, — пояснила начальник отделения пропаганды областной Госавтоинспекции Мария Забыкина. — Второе: аварийные комиссары очень тесно работают со страховыми организациями, которые выдают полисы. Зачастую к полису ОСАГО прикалываются визитки с конкретными  фамилиями и сотовыми телефонами. По каким схемам строится их сотрудничество, мы понятия не имеем. Если сотрудники Госавтоинспекции при патрулировании города, то есть при контроле за дорожным движением, действуют в рамках пресечения административных нарушений, то автоюристы зачастую разъезжают по городу и просто ищут дорожно-транспортные происшествия. Это фактически патрулирование улиц в поисках наживы. 

—  ДТП случаются по всей области, но львиная доля дел по выплатам ОСАГО рассматривается в Благовещенске. Вас это не удивляет?

— Человек вправе обратиться в суд как по месту жительства, так и по местонахождению истца. Благовещенск — столица Приамурья. Здесь сосредоточенность транспорта огромная и организаций всевозможных много. Естественно, что большинство автоаварий  — третья часть — происходят именно на территории областного центра. Тех же автоюристов здесь не перечесть на пальцах.  

—  Не создается ли у работников ГИБДД впечатление, что некоторые автоюристы и аварийные комиссары работают нечистоплотно?  

— Приведу пример, каких немало. Аварийный комиссар убеждает водителя, попавшего в ДТП, что повреждения на его машине можно устранить за 30 тысяч рублей. И предлагает  эту сумму наличкой. Водитель берет, а потом узнает, что комиссар получил более 100 тысяч. Кто-то назовет это нечистоплотностью, а кто-то коммерческой жилкой. «Автоюризм» проходит очень тонкой гранью, оставляющей его в рамках правового поля. Именно этим он опасен и именно поэтому с ним так сложно бороться.

«Автоюризм» проходит очень тонкой гранью, оставляющей его в рамках правового поля.

Мнение автоюристов: «Страховые компании обросли броней»

«Аварийный комиссар работает сразу на две стороны»

— Сами страховые компании что, мягкие и пушистые? Вспомните, как раньше они занижали суммы выплат не то что вдвое, а в десять раз! А сколько было волокиты. Делалось все для того, чтобы участники ДТП вообще не обращались за мелкими выплатами. Это ведь хорошо, что появилась сила, противодействующая страховщикам.   Жаль, что из-за неопытности и жажды наживы молодые предприниматели загубили  идею аварийных комиссаров — уже не такое большое количество людей обращается к их услугам, — сожалеет автоюрист Александр К., попросивший не указывать его фамилию. — Сегодня страховые компании обросли броней. Стали нанимать экспертов-трассологов,   набрали отделы служб безопасности из бывших правоохранителей, которые обзванивают своих клиентов в случае каких-то подозрений. Это не то чтобы запугивание, но  предупреждение: «Мы предполагаем, что в таком-то страховом случае не все чисто, и настоятельно предлагаем вам забрать пакет документов». И много сомнительных дел отошло. Поверьте, страховые компании имеют огромные бюджеты и много способов,  как защитить свои интересы и заработать в ущерб добропорядочным клиентам. Они создают партнерские фирмы. Вместе с полисом ОСАГО клиентам выдают визитку, а иногда прямо в полисе ставят штамп, где указан номер, куда звонить, чтобы приехал аварийный комиссар. Он посоветует независимую экспертизу, где «насчитают хорошо», а на самом деле эксперт тоже контактирует со страховой компанией. Если оформили ДТП через ГАИ, то и там вас тоже встретит «свой человек»: поможет и подскажет опять-таки независимую экспертизу. Придете туда, и вам насчитают ущерба меньше тысяч на 10. Все в плюсе, кроме того, кто попал в ДТП. Но бывает, что аварийный комиссар работает сразу на две стороны — на «страховую» и на себя. Такие дела. Считайте это предубеждением автоюристов, но ходить в суды сейчас неинтересно: какой бы качественной ни была экспертиза, лично у меня создается впечатление, что судьи чаще принимают решение в пользу страховых компаний, а не физического лица. Почему это произошло?  Можем только строить догадки.