И сразу выбил десятку: добро на съёмки второго сезона дали раньше, чем зритель увидел первый. Обозреватель АП ознакомился с сериалом, мимо которого вряд ли равнодушно пройдут отечественные телеканалы, и нашёл героя чересчур положительным, а террористов — слишком человечными. При этом проект вышел на твёрдую «четвёрку» — во многом благодаря сюжетной динамике и концовке, свободной от романтики и пафосных поединков.
В телевизионной версии роль Райана досталась Джону Красински. Актёр долгое время мелькал в не самых заметных образах, не отказываясь ни от комедий, ни от озвучки мультиков, и вот, пожалуйста: 2018 год, сначала успех «Тихого места», теперь главная роль в телепроекте, и вообще у него жена — Эмили Блант. Выбор исполнителя — на самом деле неординарный: внешность Красински вряд ли можно назвать супергеройской, но это с лихвой компенсируется почти двухметровым ростом и дремлющей харизмой, всегда готовой пробудиться и выйти на первый план, коли будет на то необходимость.
Это подкупает: всё-таки герой книг Клэнси — не какой-нибудь громила из спецназа, а ценный специалист недюжинного ума (и сообразительности). В своей литературной вселенной Райан дослужился до президентского поста, а потом его ещё и на второй срок выбрали. Писатель к тому моменту окончательно заигрался в геополитику, мешая реальные события с вымышленными — сомнительно, что его поздние книги кто-то возьмётся экранизировать. Первой ласточкой как раз и стал новый сериал, который использует только образ главного героя, никоим образом не опираясь в сценарии на первоисточники. Лучше всего выразился сам Красински, заявив, что сюжет первого сезона «просто надёргали из современных новостных лент».
И действительно надёргали. За свою долгую литературную жизнь Райан противостоял и советской разведке, и колумбийским наркобаронам, и ирландским боевикам — но в сериале речь идёт о перманентно пылающем и воюющем Ближнем Востоке. Там не сильно то и скрывается террорист-семьянин по имени Сулейман, который с детства затаил ненависть к Западу (причины веские) и готовит акцию устрашения — она в итоге окажется лишь разминкой перед реализацией настоящего замысла, направленного против президента США.
Не будем лукавить — зритель скучает по тихим клеркам, которые на поверку оказываются о-го-го, но при этом остаются людьми, а не парят в небесах в обтягивающем трикотаже.
Сценаристы смело подбрасывают в общий котёл лихорадку Эбола, цезий, химическое оружие made in Russia и прочие штучки, многие из которых отдают откровенной конспирологией. Американские спецслужбы тем временем перекладывают с места на место бумажки и вообще не ловят мышей, и только Райан, уворачиваясь от насмешек нового начальника, подозревает неладное. Главный герой находит тот самый кончик, который в итоге позволяет размотать клубок — даже странно, что в нём не окажется ни одного предателя из «своих». Начальник постепенно становится лучшим другом (немудрено, ведь друзей у Райана нет), откуда-то сбоку появляется возлюбленная в исполнении Эбби Корниш, которую не очень изящно и без особого толку встраивают в основную сюжетную линию.
Бывший морпех Райан, конечно, ещё не растерял боевых навыков и способен прицельно вести огонь или одерживать верх в рукопашной. Это пригодится: аналитика аналитикой, но работать в поле никто особенно не рвётся, так что главному герою приходится выключать ноутбук и лезть в пекло. Жизнь подкидывает ему всё новые и новые дилеммы: врать или не врать любимой женщине, соблюдать субординацию или игнорировать, делать карьеру или спасать ребёнка злейшего врага. В целом всё это смотрится довольно неуклюже, но на то и сделан выбор формата: поделив историю на эпизоды, авторы добиваются нужного эффекта.
«Джек Райан» тасует жанры, превращаясь из политического детектива в боевик, потом в полицейскую драму, потом на минуточку в мелодраму, а следом и вовсе в нечто вроде «Шерлока», где никто не соображает, и только один вот этот парень всё понимает. У положительного аналитика здорово прокачан скилл везения, многие разгадки падают ему в руки, стоит лишь слегка нахмурить лоб, но и откровенной клюквы сценаристы не допускают. Восток, может быть, дело и тонкое, но иногда самой эффективной оказывается атака в лоб.
Зритель удивлённо приподнимает бровь, когда посреди вполне себе бесхитростного в плане развития сюжета вдруг появляется совершенно выбивающаяся из него линия о душевных терзаниях оператора беспилотника, которому становится всё труднее убивать незнакомых людей на расстоянии. Этакая притча о покаянии и прощении.
Но этим фокусом создатели сериала (а в списке работавших над ним режиссёров имеются очень солидные специалисты) напоминают публике, что даже в развлекательной солянке из ежедневных новостей есть место для серьёзных размышлений. Сулеймана недаром постоянно сравнивают с печально известным Бен Ладеном: дело не только в том, чтобы наглядно продемонстрировать уровень вымышленной угрозы.
Будучи бойцом в первую очередь интеллектуального фронта, Райан постоянно вынужден анализировать собственные поступки: речь идёт о дьявольских шахматах, в которых ошибка стоит очень дорого, а расплачиваться приходится ничего не подозревающим обывателям или оперативникам при исполнении. И когда шкала самобичевания заполняется до критического уровня, находится тот, кто выставит всё в правильном свете, да ещё и про нарциссизм напомнит.
И то верно: в этой игре никому не предоставляется возможность как следует поразмыслить над следующим ходом. «Джек Райан» то и дело вспоминает о рутине и серых буднях аналитика, но в кадре этого нет. Зато есть метроном, под стук которого пытается справиться с бессонницей главный герой (привет фильму «Семь»), и есть ужасающе правдоподобно снятая сцена, в которой один из плохих парней повторяет уловку доктора Лектера из «Молчания ягнят». То есть — не без реверансов.
Сериалу, безусловно, идут на пользу и психологические моменты, и мобильная философия, которую герои разворачивают прямо на ходу: порой диспуты доходят до рукоприкладства. Одолеть восемь серий первого сезона за полдня — запросто, шоу нельзя назвать ни скучным, ни чересчур вторичным, ни слишком пафосным, а поставленная в последнем эпизоде точка выглядит именно как точка.
И напоминает жизнь, а не какое-нибудь героическое фэнтэзи в духе фильма «Миссия невыполнима». Немного настораживает лишь тот факт, что второй сезон всё-таки будет непосредственно связан с матушкой Россией, куда Джек Райан непременно последует вслед за начальником: не зря же усвоены фунты соли, лиха и что там ещё положено для крепкой мужской дружбы. Но это когда ещё будет. Романы Тома Клэнси трудно назвать выдающимися шедеврами, но главное он сделал: создал героя, который надолго переживёт писателя.
И не будем лукавить — зритель скучает по тихим клеркам, которые на поверку оказываются о-го-го, но при этом остаются людьми, а не парят в небесах в обтягивающем трикотаже. Райан никакой не сверхчеловек: раз за разом спасая конкретные жизни или целые страны, он может потерять выдержку, но зато не учит барменов, как готовить напитки и не коротает вечеров в компании нескольких длинноногих барышень. Он делает свою работу — причём очень хорошо — а когда надо, бинтует раны. Как такому не поверить?
Добавить комментарий
Комментарии