18

дней Благовещенск подвергался беспощадному артиллерийскому обстрелу летом 1900 года

При этом не берется во внимание одна ключевая деталь. Речь идет не просто о новом храме, речь идет о восстановлении исторической реликвии, чья судьба достойна экранизации в виде масштабного батального экшена. Как вариант — остросюжетный бестселлер в твердом переплете. Чуть больше века назад на месте будущего храма разворачивались драматические события, способные изменить весь ход мировой истории.

Взять город голыми руками

В 1900 году, на переломе эпох, столица Амурской области могла прекратить свое существование в течение светового дня. Благовещенск продержался две с половиной недели. Без достойной защиты, под градом пуль и снарядов.

Восстание националистов (ихэтуаней) в соседнем Китае привело к вооруженному противостоянию двух держав. В исторических материалах те события обозначаются как Восстание боксеров. В Пекине шло истребление христиан, но этого мятежникам было мало. Приграничные территории России оказались под угрозой военного вторжения.

Лето в Благовещенске выдалось жарким и очень засушливым. Люди томились от зноя и днем предпочитали не показываться на улицах. Зато вечером все стремились на прогулку. Городские улицы наполнялись людьми, шумом и гомоном. О событиях в Китае все знали, было понимание, что на соседнем берегу что-то назревает. Однако власть больше беспокоил Хабаровск, где ждали главного удара. Туда и отбыл практически весь Благовещенский гарнизон вместе с ополченцами. Благовещенск казался безопасным. Здесь пусть и немного тревожное, но все же летнее и даже радостное настроение.

Для разгона протестующих был поднят пожарный гарнизон. Людей поливали холодной водой.

Ураганный огонь, который открыли китайцы по Благовещенску вечером 2 августа, стал для всех полной неожиданностью. Начались беспорядки, возникла паника. Никто не знал куда бежать и что делать. Обезумевшие от ужаса люди метались по улицам, кто-то стремился за город, кто-то сбивался в стихийные дружины. Магазины и ломбарды нещадно взламывались, главной целью было добыть оружие. На улицах появились первые убитые.

Китайцы знали, что делали — расчет делался на молниеносный успех, ведь город состоял из деревянных усадеб. В сухую погоду были все шансы для масштабного пожара, который мог в считаные часы уничтожить Благовещенск. Однако огонь так и не разгорелся, а спустя четыре дня пошел дождь.

Это достоверная и до сих пор не опровергнутая информация из многочисленных документальных источников. Объяснения ей нет до сих пор. Как нет объяснения и тому факту, почему китайцы так и не форсировали Амур. Город можно было брать голыми руками в первый же вечер. Ураганный обстрел Благовещенска длился 18 дней, но в наступление противник так и не перешел.

Прямой наводкой в молоко

Самая большая загадка тех дней — церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В те годы — кафедральный собор города. Это был сравнительно небольшой и деревянный храм, который располагался на перекрестке нынешних улиц Ленина и Пионерской. На его месте установлен памятник Мухину.

Летом 1900 года — этот храм был едва ли не самым видным зданием города. Вражеские артиллеристы видели его как на ладони, до него было меньше километра. Били по нему прямой наводкой, понимая, что внутри большое количество людей. Горожане молились главной святыне Приамурья — Албазинской иконе Божьей Матери. Та самая икона, которая сегодня находится в храме в Релочном переулке.

Достоверный факт — за 18 дней беспощадного расстрела кафедральный собор Благовещенска не получил ни царапины. В него не попало ни одного снаряда, хотя вокруг вся земля была изрыта воронками. Все строения вокруг церкви превратились в руины, а она продолжала оставаться невредимой.

Китайские офицеры безуспешно требовали от солдат разрушить святыню. Те показывали на противоположный берег Амура и все как один уверяли — там появляется Белая Бабушка с младенцем на руках. Она мешает, не дает прицелиться. Понятно, что под Белой Бабушкой верующие понимают Богородицу.  

Православная общественность Благовещенска возмущена интернет-опросом, который запустила мэрия города. Камнем преткновения стал седьмой вопрос — нужен ли храм на «Миле».

Осада города завершилась 2 августа по новому стилю. Благовещенск не пал, вопреки полной беззащитности нога неприятеля так и не ступила на его землю.

Тем событиям посвящено огромное количество исследовательских научных трудов. Многим эпизодам, о которых говорят многочисленные очевидцы, так и не найдено рациональное объяснение. Есть только факты, мимо которых невозможно пройти.

Будущий кафедральный собор, строительство которого намечено на «Золотой миле», — прямой потомок небольшого деревянного храма, устоявшего под градом пуль и снарядов. Это будет первый храм на государственной границе, на земле, обильно политой кровью невинных благовещенцев в далеком 1900 году.

Его строительство — вопрос не муниципальный, не региональный. Речь идет об истории страны. Можно как угодно относиться к религии, можно надменно и пренебрежительно отзываться о своих земляках из так называемой православной общественности. Но хоронить в спорах часть чего-то очень символичного и значимого по меньшей мере некрасиво. Даже иностранцы, потомки тех китайских солдат, нас не поймут, если мы легко откажемся от собственного прошлого. Я уже не говорю про уважение со стороны собственных внуков, для которых почитание предков будет чем-то мимолетным и малозначимым.

Защитников епископа разгоняли водометами

История нерушимого Благовещенского кафедрального собора оборвалась в начале 20-х годов прошлого века. Большевики сделали то, что не удалось неприятелю. Последним архиепископом Приамурским и Благовещенским был Евгений (Зернов), ныне  священномученик.

Его арестовали в 1923 году, вновь под Успение, сразу после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе. Уже наутро город кипел от негодования, у здания ОГПУ собралась огромная толпа верующих. Они требовали предъявить им владыку. Люди хотели удостовериться, что он жив. По воспоминаниям очевидцев, для разгона протестующих был поднят пожарный гарнизон. Горожан поливали холодной водой, несколько десятков человек было арестовано. Домой никто из них не вернулся.

Пока преосвященный Евгений находился в заключении, горожане не забывали о нем. По улицам передвигалась телега. В нее собирали продукты для архиерея. Еды набиралось столько, что арестованный владыка кормил половину благовещенской тюрьмы.

Его неоднократно освобождали, а потом вновь арестовывали. Жизнь священномученика оборвалась в 1937 году после приговора тройки НКВД.

 

За помощь в подготовке материала благодарим

кандидата исторических наук Владимира Пушкарева.