Фото: ТРЦ «Острова»Фото: ТРЦ «Острова»

Площадку, где проводится «Городской маркет», в этот раз разделили на зоны: зеленую, желтую, оранжевую. Чем выше, по мнению организаторов, проходимость, тем дороже аренда места. 

Мастерам не дали слово

Прием заявок на участие в предпраздничном маркете «Островов» продолжится до выходных, сейчас участников уже больше 40, сообщили в отделе маркетинга ТРЦ. Но хендмейдеры предполагают, что из‑за случившегося конфликта число мастеров будет почти в два раза меньше, чем в конце декабря. Для сравнения: тогда на одной из двух предновогодних ярмарок свои товары предлагали около сотни человек.

— В этот раз «Острова» подняли цены. Раньше за участие в маркете платили 2—3 тысячи рублей, сейчас просят от двух до пяти тысяч, в зависимости от места. Народ начал возмущаться, что это дорого, и что 14 февраля — не самый удачный в плане продаж праздник. Надо учитывать, что в декабре была очень хорошая посещаемость, люди шли, все закупались подарками на Новый год. Сейчас ситуация другая, а цены за аренду сделали выше, — рассказывает постоянная участница разных торгово-выставочных площадок, благовещенская художница Анна Тюрина. — Но когда люди начали высказывать свое мнение о том, что дорого, организаторы просто заблокировали всех участников чата. И пожелали позитивно воспринимать перемены. Получается, что они хотят работать с хендмейдерами, но слышать нас и давать нам возможность высказаться — не хотят.

Чтобы обеспечить подсветку, мастера оборудуют лотки в «Старом городе» лампами и гирляндами. 

По словам художницы, именно проявленное организаторами неуважение поразило ее больше всего. «Вы знаете, меня возмущает даже не то, что они подняли цены, а именно нежелание нас выслушать. Ведь маркет — это не только организаторы, это же и мы, рукодельники! Это должен быть обоюдовыгодный процесс: мы не можем без них, но и они без нас тоже. Но оказалось, что наше мнение организаторам не интересно. Было неприятно», — отмечает Анна Тюрина.

Где ярмарки лучше

Художница поясняет — «Острова» не первый торговый центр, который установил такие цены за участие в маркете. Примерно столько же стоят подобные мероприятия в соседних Хабаровске или Владивостоке. «И если мне цена не нравится, какие проблемы — я просто на такой маркет не иду. Не нравится — не участвую. Но вопрос в отношении. В том же Хабаровске с хендмейдерами общаются совершенно по‑другому, там чат маркета — очень уютное душевное место, организаторы всегда отвечают на все вопросы и всегда на связи именно в общей группе. Еще и интересуются, какие у кого были продажи, что понравилось на мероприятии, что нет», — сравнивает разные подходы к работе Анна.

Впрочем, маркеты в соседних регионах выигрывают и по другим параметрам. Естественно, что в крупных городах покупателей больше и торговля идет бойко. Даже несмотря на затраты на дорогу, питание и проживание, амурские мастера, которые ездят продавать в соседние регионы, все равно остаются в плюсе. Кроме того, и сам уровень хабаровских и владивостокских маркетов выше. Как говорит Анна, в Благовещенске маркет больше похож на обычную ярмарку, а в других городах — на фестивали, которые помогают привлечь больше людей.

— Мне нравится в Хабаровске — там каждый раз придумывают что‑то интересное: то парикмахеров пригласят, которые бесплатно стригут всех желающих, то современные музыкальные группы выступают, то устраивают развлекательные мероприятия для детей: перед Новым годом с детьми играл Дед Мороз, а родители ходили на ярмарке подарки выбирали. Во Владивостоке один из маркетов проходил в виде уличного фестиваля. Выступали музыканты, работала фотовыставка, сделали различные инсталляции. У наших соседей другой подход и посещаемость выше, — отмечает художница.

Анна считает, что привычная программа «Островов» на этом фоне проигрывает — людям хочется чего‑то нового. С коллегой согласна и известная в городе мастер авторских украшений марки ABRO DOBRO Анастасия Абросимова — ей тоже есть с чем сравнить.

— Пять тысяч за участие — это действительно очень много для нашего благовещенского маркета. Я ездила в Хабаровск и могу сказать, что там на маркетах и покупателей больше, и мероприятий интересных. Да, стоимость участия за два дня — шесть тысяч рублей, но это нормально. У нас такая цена не подходит. В том числе с точки зрения программы маркета — не думаю, что у нас она будет стоить таких денег, — считает Анастасия.  — Кроме того, меньше покупателей — меньше заработок, тем более разные товары приносят разный доход. И не всем по карману новая стоимость аренды в «Островах».

Дефицит площадок

Изначально «Острова» предлагали на предстоящий маркет только места по цене от 3,5 тысячи рублей до 5 тысяч, говорят хендмейдеры. Надо сказать, что желающие приобрести самые дорогие места нашлись — среди них люди, у которых удались продажи на предновогоднем «островном» маркете. Но далеко не все готовы рискнуть деньгами, так как ярмарки не очень предсказуемы с точки зрения дохода. Рукодельница Наталья Сидорова, делающая броши и украшения, признается, что из принципа решила отказаться от участия в маркете по новой цене. «Я бы просто не пошла, такие деньги платить, а окупится ли это?! — справедливо сомневается мастерица. — При этом организаторы абсолютно не захотели с нами разговаривать, закрыв все обсуждения в группе. А потом, когда мы не стали регистрироваться на маркет, они поняли свою ошибку и снизили цену до 2—2,5 тысячи рублей за место». Когда это произошло, Наталья вместе с подругой решила взять одно дешевое место на двоих и все‑таки прийти на ярмарку.

В отделе маркетинга ТРЦ «Острова» сообщили, что стоимость аренды для участников маркета не снижалась. «Мы открыли для продажи оставшиеся места в отдаленных районах «Старого города» за 2—2,5 тысячи рублей, они находятся не на центральных улицах», — объяснила начальник отдела маркетинга ТРЦ «Острова» Яна Кряжевских.

Наталья Белоноженко, руководитель благовещенского Дома ремесел: 

 

 

«Подход ко всему, что происходит в «Островах», — чисто коммерческий. Человек занимает торговую площадь, он должен ее оплатить. ТРЦ понять можно: они должны зарабатывать. Платить за два дня пять тысяч — это завышенная цена. Часто мастера не могут окупить даже половину стоимости торгового места, а ведь мастеру приходится тратиться дважды: он не перепродает китайский товар, все делает в единичном экземпляре, вкладывает в изделие и душу, и средства. Дом ремесел проводит мероприятия, где можно представить работы абсолютно бесплатно. Но вообще в городе существует большой дефицит площадок, где мастера могут продавать свой товар».

Между тем благовещенские хендмейдеры, которых новые «островные» цены не устраивают, и рады были бы уйти на другие площадки, но их просто нет.

— Выбор невелик, маркет в «Островах» единственный, другой проводится только летом на набережной, — сожалеет Наталья Сидорова. — Многие мастера пытались найти выход из ситуации. Например, общались с представителем торгового центра «Перекресток», но там тоже заломили цену от двух с половиной тысяч за место. Мы уже рассматриваем вариант просто-напросто начать снимать помещение для магазина, куда все мастера нашего города могли бы приносить на продажу свои изделия. Но выгодно ли это будет — неизвестно. Эту сферу в нашем городе надо как‑то развивать, больше организовывать маркетов. Мы собрались даже письмо об этом писать начальнику благовещенского управления культуры Виктории Хопатько.

— Зимой и весной у нас есть только «Острова» с маркетами на Новый год, 14 февраля и 8 марта. И все. Поэтому мы всегда ждем лета. Хоть у нас и маленький город, и людей не так много, но хотелось бы, чтобы еще одна организация проводила маркеты. А больше, может быть, и не надо, — считает Анастасия Абросимова.

— Мне однозначно не хватает еще одной площадки для маркетов в городе, — согласна Анна Тюрина. — Причем летом этого дефицита нет, потому что на набережной всегда есть «Аллея мастеров», которую курирует Дом ремесел. Но в целом у меня есть не очень приятное ощущение, что в Китае, в Хабаровске меня знают, а в своем родном городе мне негде показать свое творчество! Эту сферу нужно развивать! Тем более что она не только художникам и мастерам интересна, но и людям — жители бы с удовольствием ходили на маркеты наподобие хабаровских или владивостокских. И не только летом, в любое время года нужны городские мероприятия, во время которых работали бы такие ярмарки.

К слову, в ближайшие выходные и Анна Тюрина, и Анастасия Абросимова предпочли благовещенскому «островному» маркету хабаровский, который также проводится накануне 14 февраля. Обе девушки отмечают: даже если бы они решили делать предпраздничные продажи в амурской столице, то все равно взяли бы на ярмарке в «Островах» самые дешевые места за две тысячи рублей.

«Это бизнес»

— Мы никого не заставляем участвовать в маркете в «Островах», у людей есть право выбора. Хочет — участвует, если что-то не устраивает — не участвует, не доказывая нам, что он не согласен. Это бизнес, как для рукодельниц, так и для нас в том числе, — объясняет позицию торгового центра начальник отдела маркетинга ТРЦ «Острова» Яна Кряжевских. — В чате WhatsApp есть администраторы, они всегда открыты для общения, им можно писать личные сообщения. Мы создавали группу просто для информирования, но, поймите, невозможно в чате поймать мысль, когда утром просыпаешься, а там 300 сообщений. И десять раз задают один и тот же вопрос, на который уже давался ответ. Мы не называли себя общественной организацией, которая что-то для кого-то обещала делать, а потом отказалась от своих слов. Это изначально был коммерческий проект «Островов». Мы всегда поддерживаем наших хендмейд-мастеров, которые принимают участие в «Городском маркете», в нашем ТРЦ лучшая посещаемость в городе. Мы доносим информацию о маркете до жителей, охват в наших социальных сетях — порядка 90 тысяч подписчиков. Во время ярмарки с трех до семи часов дня у нас идет развлекательная программа, работают певцы, танцоры, приглашаем выступать большие коллективы, в частности, казачий хор. Есть ведущий, который обращает внимание посетителей ТРЦ на то, что проходит маркет. Существует определенная затратная часть — это и реклама, и свет, и оборудование, все учитывается в общей смете. Нужно понимать, что наступил 2019 год, подорожало все.

Возрастная категория материалов: 18+