В Норвегии Муланд прославился гангстерским кино, в котором центральных персонажей играл самый известный актер этой европейской страны Стеллан Скарсгард. Лента «Дурацкое дело нехитрое» в числе прочих номинировалась на главный приз Берлинского кинофестиваля, где спокойно относятся к масштабным кровопролитиям в сюжете. Фильм рассказывал о работнике дорожной службы, который пытается разобраться в обстоятельствах гибели сына, а в итоге становится причиной столкновения двух организованных преступных группировок — ну и сам снег красненьким окропить не против. В «Снегоуборщик» переехал почти весь сюжет: герой Нисона по имени Нильс Коксман в начале картины все с той же напускной скромностью читает речь на собрании, наградившем его званием почетного жителя маленького заснеженного городка. В это же время отморозки с внешностью отморозков похищают его отпрыска (в этой небольшой роли снялся настоящий сын актера) и оставляют умирать на безлюдной улице от смертельной дозы наркотика. Из снежной пелены появляется супруга Коксмана (в исполнении Лоры Дёрн), и вот герои уже стоят над телом единственного ребенка в местном морге, а действие понемногу начинает намекать зрителю, что его ждет не совсем стандартное «кино с Нисоном». Звучат первые отголоски абсурда.
Преступники остаются для правопорядка невидимками, пока за дело не берется свежеиспеченный почетный гражданин.
Не успевает главный герой взяться за обрез, как Муланд запускает в дело второстепенных персонажей, от которых здесь зависит не меньше, чем от угрюмого мистера Коксмана. Публика знакомится с его ушедшим от дел братом-гангстером, женатом на безумной азиатке, а ещё с главным плохишом Тревором, который тиранизирует обе свои семьи — обычную и мафию. На горизонте появляется конкурирующая группировка. В оригинале это были безжалостные сербы, в «Снегоуборщике» — суровые индейцы, которых режиссер изображает предельно комично. Сценарий обрастает деталями: у гангстера Тревора имеется умный не по годам сын-школьник, которого он пытается воспитывать после развода с женой, а также небольшая армия верных бандитов, готовых на любое преступление. Совершать их можно без особой оглядки на закон. В сюжете есть несколько полицейских, и все занимаются невообразимой ерундой, пока местное кладбище последовательно пополняется. Главный герой, к примеру, убивает человека прямо посреди города, чудом избежав свидетелей. А потом столь же безнаказанно избавляется от тела. Копы ничего не слышали о бойкой наркоторговле, процветающей вокруг них, не говоря уж о действующих лицах этого бизнеса. Преступники остаются для правопорядка невидимками, пока за дело не берется свежеиспеченный почетный гражданин.
Муланд выстраивает американское кино по лекалам европейского, иначе и быть не могло. Парни с пушками, не размышляющие ни секунды перед тем, как пустить их в ход, все чаще попадают в забавные ситуации, а вскоре и вовсе начинают разыгрывать небольшие скетчи. Зритель уже к середине забывает, из-за чего весь сыр-бор, убиенный сын упоминается все реже, и даже Нисон, с лица которого практически не сходит гримаса душевной боли, воспринимается с улыбкой. Действие перемежается вставками-некрологами, позволяющими без перемотки посчитать количество покойников — между прочим, удобный сервис. «Снегоуборщик» потешается над нелепыми прозвищами бандитов, над фирменными методами полицейских, над лицемерием застывшего в стагнации маленького общества, в котором люди стараются друг друга не замечать. Героиня Лоры Дёрн исчезает в тумане ровно так же, как появилась. Другой фильм обеспечил бы на этом факте половину нисоновских страданий, но Муланду эти страдания ни капельки не интересны. Красное разбрызгивается по белому широкими кляксами, потому что создатели фильма смирились с рейтингом 18+ и позволяют себе гораздо больше, чем коллеги по цеху. И даже линия про стокгольмский синдром и про девиз «достойному сыну — достойного папу» забирается в сугроб абсурда и там превращается в рукотворный памятник традиционному хэппи-энду.
Если у зрителя не возникло никакого сочувствия ни к одному из действующих лиц, не беда: «Снегоуборщик» напоминает, каким может быть кино и в каких целях можно использовать пафос.
Постановщик, в отличие от продюсеров, о публике фильма «Дурацкое дело нехитрое» не забыл, и приготовил для них игру «Найди миллион отличий», на которую по-настоящему увлеченный зритель может потратить целый уик-энд. «Снегоуборщика», как и его предшественника, можно разбирать на цитаты, и во многих случаях они будут звучать по-разному. Чтобы полноценно получить удовольствие от фильма Муланда, нужно с самого начала выкинуть из головы всех «Заложниц», а вместе с ними и «Пассажира» с «Воздушным маршалом». Дело в том, что мистер Коксман в новом фильме совсем не располагает спецназовским прошлым и тайным чемоданчиком с оружием и загранпаспортами. Он действительно обычный водитель снегоуборочной машины, которому нравится, когда вокруг ни души, руль слушается, снег красивым веером летит с дороги на обочину, а в итоге появляется «дорога к цивилизации». Главный герой, узнав о смерти сына, первым делом идет в гараж стреляться. Информация о том, что тот стал жертвой криминальных разборок, нужна не столько ради мести, сколько ради обретения желания жить дальше. Даже если для этого приходится переместиться из полусказочного морозного царства в мир, где словом «снег» называют совсем не снег, а людей убивают лишь потому, что они услышали лишнее или погнались за легким заработком.
Такое кино, конечно, привычнее смотрится на европейском пространстве, где давно отбушевал Гай Ричи со своими потешными гангстерами, а его многочисленные последователи наснимали фильмов на целый видеосалон. Но Нисон с задачей справляется, вспоминая, что в его карьере каких только ролей не бывало. Когда ближе к титрам герой читает ребенку перед сном руководство по эксплуатации дорожной техники, зритель уже выбирает, смеяться ему в голос или плакать навзрыд. Зло, чувствуя дискомфорт, но не зная его причины, начинает отчаянно наказывать само себя. К кульминационной перестрелке (вставка-некролог будет насыщенной) кино движется легко и непринужденно. В финале выясняется, что Муланд способен на совсем уж неожиданные ходы. Азиатка, которая плюет на могилу погибшего супруга, а потом уходит в снега с дурацким чемоданом на колесиках, отлично подводит черту под всем сюжетом: это было что угодно, только не серьезный разговор о каких бы то ни было вещах. И если у зрителя не возникло никакого сочувствия ни к одному из действующих лиц, не беда: «Снегоуборщик» напоминает, каким может быть кино и в каких целях можно использовать пафос. А пафоса публике в любые времена хватает. Знай вычерпывай.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии