Главная роль досталась Александру Домогарову. Особого сходства с оригиналом и самому актеру, и гримерам достичь не удалось, зато таким образом персонажу обеспечили перманентную самоуверенность. Впрочем, начинается все с ситуации, в которой герой вынужден проявить нечто большее, чем просто самообладание. Зорге стоит на эшафоте, на шее его петля, а с уст срываются слова про коммунистический интернационал, которые уважительно протоколирует японец-распорядитель. Сразу становится понятно, что создатели сериала превратили языковую составляющую в условность: большинство диалогов ведется на русском, хоть и подразумевается, что в данный момент звучит немецкий или японский. При этом к работе над фильмом привлекли довольно много японских актеров — что неудивительно, ведь основное действие «Зорге» происходит в Токио и его окрестностях. Сюжет отматывается немного назад во времени, и вот мы видим успешного немецкого журналиста с вызывающим вопросы золотым партийным знаком НСДАП на лацкане, который пьет коньяк с офицерами Вермахта и наслаждается живым вокалом в японских ресторанах. Сценарий мгновенно дает Зорге поводы для плетения интриг. Претенденты на пост немецкого посла в Стране восходящего солнца наперебой обращаются к нему за карьерной поддержкой, разведчику остается лишь выбрать наиболее выгодный вариант.
Тем временем начальник управления НКВД по Дальнему Востоку Генрих Люшков, понимая, что над ним сгущаются репрессивные тучи, бежит в Китай, откуда попадает в Японию и начинает сдавать военной разведке все, что знает. В Москве дрожит в коленках товарищ Ежов, а товарищ Сталин не поддается панике, выстраивая дальнейшую линию поведения СССР. Зорге, которому грозит опасность от самого факта перехода столь высокопоставленного сотрудника на сторону противника, оказывается втянут еще и в конфликт с любимым советским государством. Все это приходится совмещать с работой посольского пресс-секретаря, выстраиванием без пяти минут семейных отношений с японской красавицей, управлением резидентурой (в которой тоже все не ладно) и внезапным появлением давно забытой любви. Гинзбург явно пытается усидеть на всех стульях сразу. В первой же серии имеется момент, когда Зорге ведет себя не просто как законспирированный агент, а словно некий спецназовец, который лишь последним усилием воли удерживает себя от массового убийства. Понять персонажа сложно. Он не предпринимает никаких усилий, чтобы в нужных случаях менять свою внешность, к подчиненным резидентам ходит на чай (и от них же выходит в эфир) и к тому же не очень скрывает интереса к секретным данным.
Объясняется это перманентное любопытство исключительно журналистским профессионализмом: и немецкие, и японские оппоненты оказываются всякий раз биты этой козырной картой. Зорге разъезжает на мотоцикле по Токио, встречается с агентами у всех на глазах, посещает светские рауты и расплачивается с информаторами ужинами в ресторанах. Заниматься корреспондентской деятельностью у него просто нет времени. Сериал отличается от большинства собратьев по жанру тем, что немцы в нем пребывают в совершенно безоблачном расположении духа и о том, что кто-то может посягать на их тайны, даже не помышляют. За спиной у свеженазначенного посла Ойгена Отта, правда, маячит некий угрюмый юноша в мундире. Но он, похоже, всего лишь ревнует, что посол уделяет столько внимания какому-то там штатскому журналистишке. Создателям сериала лень раскачивать саспенс (состояние тревожного ожидания. — Прим. ред.), как это было, к примеру, в схожей по тематике «Красной капелле». По сути, зритель получает набор ярких и не очень картинок, на которых разнообразные герои произносят нужные фразы. Карточка — Кремль, под ней — японская деревушка, еще ниже — квартира Зорге, опять Кремль, и так далее по списку. Цельный сюжет из этого построить не только сложно, а решительно невозможно. Как и поверить в то, что эти странные орденоносные мужчины в кабинете Сталина хоть как-то связаны с происходящим «в Японии».
Осознав угрозу, которую для резидентуры в Японии представляет бегство Люшкова, вся генсекретарская рать принимается думать, как бы им ликвидировать непосредственно Зорге.
Советская линия Гинзбургу вообще дается с превеликим трудом. Ну, раздали Анатолию Дзиваеву, Василию Мищенко и Сергею Багирову роли Сталина Ворошилова и Берии, а делать-то с ними что? Отцу народов в этом смысле немного проще, знай себе зыркай исподлобья и говори с большими паузами. Остальные пребывают в своих образах, как в неизвестно чьих костюмах — и повернуться неловко, и неподвижно стоять глупо. Герои то вспоминают, что они активировали адскую машину террора против собственного населения, то превращаются в рассудительных граждан, готовых всегда вступиться за далекого подчиненного, даже если Сталин опять зыркает. Осознав угрозу, которую для резидентуры в Японии представляет бегство Люшкова, вся генсекретарская рать принимается думать, как бы им ликвидировать непосредственно Зорге — лишь по той причине, что тот узнал об аресте своего прямого руководителя Яна Берзина, и отказывается приезжать в Москву, не встретившись с ним. В сюжет вводят радиста Макса Клаузена, которого неважно играет Андрей Леонов, а также его многострадальную жену, которую хорошо играет Юлия Ауг. И все это в облаке сплошных недомолвок, и они отнюдь не выглядят, как продуманное сценарное решение. Удастся ли свести две локации в единое пространство в следующих сериях — очень большой вопрос.
Таким образом, зритель получил героя, которому не хочется сопереживать, даже зная о его печальной судьбе. Пока что он лишь ведет раскованную жизнь буржуа (кто б захотел обратно в Москву) и в экстремальные ситуации попадает чаще по собственной вине. Выхолощенная Япония ничем не привлекает взор, Россия и вовсе представлена одним кабинетом и одной сельской улицей, остальной мир существует исключительно в воспоминаниях и передовицах. Рихард Зорге — достаточно противоречивая фигура, шпион, вынужденный оперировать скорее слухами и предположениями, нежели конкретными данными. Все же сумел принести Советскому Союзу пользу в сентябре 1941 года, предоставив информацию о том, что Япония не готова к нападению. Это позволило задействовать дальневосточные дивизии в обороне Москвы. Судя по всему, создатели сериала намерены вести зрителя именно к этому событию, а в концовке вернуть героя на эшафот, но, как оказалось, для интересного сценария нужно нечто большее, чем общеизвестные факты. Ах, да — во второй серии появляется оружие ниндзя. Но это, скорее, не к Зорге, а к Фандорину.
Добавить комментарий
Комментарии