Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

Южноафриканский постановщик Стоун, невзирая на сравнительно молодой возраст, неплохо ориентируется в голливудской кухне. Еще в 2013-м он снял добротный триллер «Призвание» с Дональдом Сазерлендом и Сьюзен Сарандон, после чего трудился над сериалами (среди них — «Ван Хельсинг» и «Ривердейл»). В «Сверхъестественном» зритель не увидит общепризнанных звезд. Небольшая, но важная роль досталась опытному Саиду Тагмауи, которого публика совсем недавно наблюдала в «Чудо-женщине», а основную партию разыграли молодые Теодор Пеллерен и Стефани Скотт. Девушку вспомнят поклонники франшизы «Астрал», в третьей части она сыграла Куинн Бреннер, которую одолевает потусторонний демон. Судя по всему, такое себе актриса выбрала амплуа, чтобы ее героинь постоянно кто-нибудь да одолевал. К счастью, в фильме Стоуна обошлось без скримеров, буйных духов и спиритических сеансов, но кое-каким предметам все же пришлось полевитировать. Режиссер и сценарист не стал перегружать картину персонажами и сюжетными линиями, сделав ставку на прямое и понятное повествование. В нем земное приправлено неземным, а вопросы взросления задаются в разных вариациях. Получается подростковое кино не только для подростков.

Пока отвергнутый воздыхатель страдальчески смотрит в никуда, девушка случайно оказывается в зоне воздействия внеземного разума.

Главный герой — юноша по имени Шон, у которого все складывается не самым лучшим образом. По воле обстоятельств ему приходится выполнять роль главы семьи, в которой нет ни отца, ни матери, зато есть младший брат в трудном возрасте и тяжело больная бабушка. В таких условиях трудно оставаться тем, кем хочется, но Шон пытается лавировать между свалившейся на него ответственностью и традиционным образом жизни человека его лет. Стоун не особенно вдается в подробности, предоставляя зрителю исходные данные. Парню пришлось непросто, а тут еще и давняя возлюбленная появляется на пляжной вечеринке в компании другого. Пока отвергнутый воздыхатель страдальчески смотрит в никуда, девушка случайно оказывается в зоне воздействия внеземного разума — и становится совсем не той Алекс, которую знали близкие. Беззаботная тусовщица впадает в глубочайшую задумчивость, гуляет по безлюдным ночным автотрассам в нижнем белье и ни с кем не разговаривает. Пока все вокруг грешат на наркотики, Шон (который поначалу придерживается той же версии) привозит девушку к себе домой и оставляет переночевать. А утром оказывается, что бабушка невероятным образом излечилась, ножи имеют свойство зависать в воздухе и вообще — у Алекс открылись способности вполне супергеройского разряда.

Все это выглядело бы предельно наивно, если бы не реализм, которым вооружился режиссер. Историю о том, как мальчик девочку любил, а она подружилась с инопланетянами, Стоун рассказывает так, будто это криминальная драма про подростковую преступность. Благодаря этому «Сверхъестественное» прочно удерживает внимание зрителя — и мелкие чудеса, которые демонстрирует героиня, воспринимаются как нечто, происходящее с ним самим. Алекс, как и полагается особенному человеку, стремится избегать и родителей, и молодого человека, с которым недавно встречалась, и вообще всех, включая представителей правоохранительных органов. Тут же выясняется, что девушкой интересуются далеко не только полицейские, но и те самые неулыбчивые люди, которые обязательно рано или поздно возникают в подобных сюжетах. Здесь Стоун проделывает небольшой, но достойный уважения фокус, надламывая скорлупу давнего стереотипа — а затем выкладывает всю подоплеку своей истории, спеша перейти к романтическому предфиналу и обнадеживающему финалу. Ни на минуту не забывая о том, что снимает кино о любви и жертвах, на которые можно ради нее пойти, режиссер добавляет в него щепотку милитаристского пафоса, чтобы немедленно развеять его усилиями самих посланцев государства.

Рассказывая о сверхъестественном, режиссер ни разу не сбивается с выбранного спокойного ритма.

Фильм постоянно подкидывает своим героям заведомо несбыточные надежды. Убежать от мамы с папой через окошко легко, а вот пройти первый же полицейский кордон — затруднительно, даже если ты располагаешь нечеловеческими возможностями. В итоге сверхсилы сначала служат поводом для зрительского веселья (и даже внезапно пришедшая в себя бабушка — это скорее комический персонаж), затем приносят немного пользы, а дальше становятся настоящей проблемой: для носителя, для близких ему людей, для государства — и, возможно, для целой планеты. Стоун показывает, что человечество в своем стремлении вступить в диалог хоть с кем-то за пределами своего мирка идет на довольно безрассудные действия. «Сверхъестественное» — это, конечно, не «Прибытие» с его сложной философской концепцией, но и здесь земляне не имеют ни малейшего представления, что делать, когда вас все-таки услышали. Под конец режиссер наносит государственности особенно болезненный укол. Стоит Алекс на секундочку разволноваться и дать способностям больше воли, как вся королевская рать в ужасе разбегается, побросав все свои датчики, щупы, счётчики Гейгера и особо важные объекты исследования. Это, конечно, перекликается с «Воспламеняющей взглядом» Стивена Кинга: трудно заставить служить тебе силы, которых ты не знаешь и боишься.

Рассказывая о сверхъестественном, режиссер ни разу не сбивается с выбранного спокойного ритма. Даже самые отчаянные моменты он пропускает через фильтр уверенной и продуманной постановки. То, что находится за гранью понимания, фильм делает частью обыденности — и лишь убедившись в том, что подобные близкие контакты несут в себе недооцененную опасность, позволяет себе немного поиграть в sci-fi (научную фантастику — Прим. ред.). В идеале было бы неплохо Шону и Алекс на фоне всего этого вдохнуть новую жизнь во взаимное чувство, пожениться и нарожать маленьких супергероев. Проблема лишь в том, что находясь рядом с любимой, главный герой в буквальном смысле умирает. Метафора не из самых изысканных, зато честная: одним персонажам предоставляется выбор, другим — нет. Вернувшись к истокам, главный герой уже не позволяет себе увлекаться депрессиями, потому что знает, что мир гораздо шире, чем кажется из клетки собственных несчастий. В то, что произошло, вряд ли поверит кто-то, кто не был очевидцем, а это значит, что некоторые чудеса несут в себе предельно точечную миссию и эффект от них должен быть сугубо индивидуален. А о том, будет ли за первым светом второй, Стоун предпочитает даже не намекать.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.