Фото: Дмитрий ТупиковФото: Дмитрий Тупиков

— Телевизионный прямой эфир на канале «Россия-1» — отличный опыт и хороший формат, — написал после эфира Василий Орлов на официальной странице в «Инстаграм». — Спасибо зрителям! Говорят, до эфира поступило около 400 вопросов, в течение эфира и уже после — еще около 300! Конечно, за полчаса ответить нереально, попробуем это сделать уже адресно. А что касается эфиров, будем продолжать. Подумаем, может быть, по отдельным темам и с привлечением профильных министров. 

О строительстве нового моста через реку Зею в Благовещенске

— Сегодня по проектной документации рассматривается строительство нового моста через Зею по улице Горького. Он будет двухполосным, плюс две резервные полосы. Он будет визуально шире, чем имеющийся старый. Специалисты рассчитывали, что два моста — новый и старый — вполне справятся с перспективным грузопотоком. У нас на сегодняшний день есть проектная документация. Мост стоит 20 миллиардов рублей, в федеральном бюджете в 2021 году предусмотрен первый транш порядка 4,5 миллиарда рублей. Сегодня мы выделили около 300 миллионов рублей из областного бюджета для резервирования и выкупа земельного участка. После того как участок будет сформирован, мы надеемся к концу этого года или началу следующего объявить конкурс на подрядную организацию, которая будет этот мост строить.

Мы стараемся все сделать, чтобы работы начались раньше. Де-факто можно констатировать: в 2021 году из 20 миллиардов рублей, требующихся на мост, у нас в федеральном бюджете есть 4,5 миллиарда. Мы сделаем все, чтобы эти цифры передвинуть на более ранний срок. Для нас этот мост категорически важен. Мы обсуждали с руководством страны необходимость его строительства, есть решение Совета безопасности РФ. Мы понимаем, что существующий мост угрозы не представляет, но, тем не менее, один из больших рисков в том, что мы не можем его поставить на реконструкцию в связи с отсутствием альтернативы.

Канатная дорога от французских и немецких проектировщиков

— Мы провели большую подготовительную работу по канатной дороге. Нам пришлось поменять инвестора, предыдущий был крайне слабый. Сейчас зашла очень серьезная компания. Она должна в ближайшие дни подвести итоги архитектурного конкурса. В нем участвовали проектировщики с мировым именем. Несколько дней назад в Москве я встречался с инвесторами. В финал вышли два концепта терминала. Надеюсь, до 1 мая будет выбран окончательный вариант. Одна проектная организация французская, другая — немецкая. Очень яркий красивый объект. В одном случае стоимость — 3,6 миллиарда рублей, в другом — 2,6 миллиарда.

Эти проекты мы уже показывали президентам двух стран — Владимиру Путину и господину Си Цзиньпину во время их посещения нашей экспозиции на Восточно-экономическом форуме. Поэтому этот проект показан на самом высоком уровне. Я уверен, что в этом году мы начнем строительство. У нас все идет в графике. Этот проект у нас является одним из наиболее ярких и приоритетных. Аналога таким проектам в мире нет, поэтому мы сделаем все возможное, чтобы, как я и обещал, к концу 2021 года его реализовать.

Машины по мосту через Амур пойдут в апреле 2020 года

— Амур не самая спокойная река. Сейчас готовимся к ледоходу, предпринимаем определенные меры, чтобы он не помешал строительству. По плану мост должен быть завершен к концу 2019 года. Плюс нужно порядка четырех месяцев, чтобы оформить все документы. То есть в апреле следующего года этот мост должен начать функционировать.

Нас беспокоит то, что мост сегодня — это, к сожалению, федеральные полномочия, и мы не имеем права в них вмешиваться. Хотя, если честно, очень хочется. Речь идет об организации пункта пропуска. Мы понимаем, что без пункта пропуска мост работать не будет. Сегодня федеральные структуры задерживают этот процесс. Движение по мосту можно запустить по временной или по постоянной схеме. Мы понимаем, что к апрелю  2020 года запустить движение мы сможем только по временной схеме. И это определенные ограничения для пропускной способности моста. Тем не менее вопрос на контроле. И при каждом удобном случае мы стараемся на федеральном уровне эту тему поднимать, чтобы ускорить процесс. Но сам строительный процесс в графике.

«Золотая миля» от проектировщиков парка «Зарядье»

— Берегоукрепление набережной реки Амур в Благовещенске — это не только благоустройство и зона рекреации, но и непосредственно защита от паводка. На сегодняшний день незавершенными остаются три участка. Первый, центральный — напротив площади Ленина. Второй — район улицы Нагорной, третий — по реке Зее в районе улицы Октябрьской.

На центральный участок выделены средства из федерального и областного бюджетов — около 655 миллионов рублей. Выбран подрядчик в прошлом году, и к концу этого года будет 20-метровая полоса — это непосредственно гранитная одежда и само берегоукрепление — будет закончена. Мы сегодня работаем с федеральным центром для выделения средств на завершение еще двух участков — по Нагорной и Октябрьской.

Что касается «Золотой мили», то разработана и утверждена ее концепция. «Миля» состоит из четырех участков. По двум из них могу предметно сказать, что там будет. Один из участков территориально находится напротив ОКЦ — там будет канатная дорога. Второй участок, по которому все понятно, — это прилегающий непосредственно к площади Ленина участок «Мили» за зеленым забором. По этому участку что сделано? Был проведен архитектурный конкурс. В нем победило очень известное проектное бюро из Москвы. Кто бывает в столице, в качестве примера, это та организация, которая спроектировала парк «Зарядье» напротив Кремля и площадь Маяковского со знаменитыми качелями.

Они же как архитекторы представили нам свое видение, как должна выглядеть территория в районе площади Ленина. Это будет единая зона. Будет реконструирована площадь Ленина и прилегающая к ней территория. На этой прилегающей территории в соответствии с решениями, утвержденными жителями, будет построен так называемый конгресс-холл. Кто был в «Зарядье, видел — это трибуна с возможностью размещения сцены внизу. Туда можно будет передвинуть все городские активности. Пока звучит концепция размещения там музея развития российско-китайских отношений.

Там же планируется строительство храма. Эта тема резонировала и обсуждалась неоднократно. Мы понимаем, что это не может быть бюджетное финансирование. И это еще один вопрос, который находится в проработке. Предварительная стоимость всего, за исключением храма, потому то по закону храм не может быть профинансирован из бюджета, — 2,5 миллиарда рублей. Но эта сумма будет точно определена после того, как пройдет госэкспертиза.

Дорогие авиабилеты и нехватка субсидий

— Для того чтобы билеты стали дешевыми, необходимо развивать конкуренцию. Мы для этого много делаем. У нас впервые за последние годы количество летних рейсов на Москву в неделю этим летом составит 24. Это значит, что три или даже четыре рейса в день разных авиакомпаний будут отправляться в Москву. Они начинают конкурировать между собой и снижают стоимость авиабилетов.

Почему к нам не прилетает «Аэрофлот»? Это единственная авиакомпания в стране, которая летает по так называемым плоским тарифам. Она летает в Приморье, Хабаровск и ряд других территорий Дальнего Востока, и там тарифы ниже. Это компания единственная получает субсидию из федерального бюджета и летает по плоскому тарифу, который не меняется в течение года — что зимой, что летом одинаковый. В отличие от компаний, которые летают к нам. У них летние тарифы отличаются от зимних. Летом у компаний загрузка полная, а зимой рейсы часто планово убыточные — они не загружены. И соответственно, чтобы по году экономика совпадала, они летом стараются тарифы поставить выше, понимая, что люди никуда не денутся, все равно купят.

Возвращаясь к теме, почему к нам не летает «Аэрофлот». У нас старая полоса, и она не принимает широкофюзеляжные самолеты, которые эксплуатирует «Аэрофлот». Это «Боинг-777» и «А-330». Наша полоса даже не по длине, а по толщине не может принять эти самолеты. Они просто ее сломают. На узком фюзеляже с дополнительной посадкой летать дороже.

Что происходит на рынке субсидированных билетов? Авиакомпании, которые к нам летают, не хотят заходить на конкурс: субсидии на авиабилеты распределяются по конкурсу. Почему не хотят? Решение о субсидированных билетах было принято в 2012 году. Тогда билет стоил 12 800 рублей. Из них 6 400 рублей платил человек, а 6 400 —  государство. Сегодня экономика билета — 18 тысяч рублей, а государство так и платит 6 400. Компания из оставшихся 12 тысяч рублей половину берет на убытки. Зимой, когда самолеты не загружены, они готовы идти на эти условия, а летом с точки зрения бизнеса их можно понять.

Из федерального бюджета на Дальний Восток дополнительно выделено 2,5 миллиарда рублей на субсидию по авиабилетам. Для Амурской области эта сумма будет 274 миллиона рублей. Если исходить из суммы 6400 рублей на один билет, то это порядка 40 тысяч льготных авиабилетов. В прошлом году было 25 тысяч.

Взлетно-посадочная полоса в Благовещенске ждет подрядчика

—  Сейчас на трехлетний период в федеральном бюджете заложены 4,6 миллиарда рублей на строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Благовещенска. Трижды объявлялся конкурс на подрядчика. Торгуем не мы, потому что все полосы — это федеральная собственность. Трижды Агентство гражданской авиации объявляло конкурс, трижды на него никто не выходил. Буквально на прошлой неделе по этому поводу я встречался с зампредом Правительства РФ, который курирует эту тему, Максимом Акимовым. Думаю, мы услышали друг друга в том, что необходимо изменить в проектной и конкурсной документации, чтобы зашли подрядные организации. Нам стратегически важно начать работы в этом году. За три года мы эту полосу построим.

О строительстве полосы в Зее

— К моему огромному сожалению, строительство полос — это федеральная задача. Все ВПП находятся в собственности федерации. Соответственно, торги организовывала федерация. Подрядчиков выбирала она. Подрядчики, кстати, тоже были федеральные структуры — военные строители. Сегодня там идет банкротство, возбуждены уголовные дела. Я в свою очередь написал в генпрокуратуру письмо с просьбой в максимально короткие сроки с этим вопросом разобраться. Эта тема у нас на контроле, но я не могу дать ответ, когда будут возобновлены строительные работы.

Дороги сделают безопасными и качественными

— Дорожный фонд — защищенная статья расходов, которая наполняется из транспортного налога и акцизов на ГСМ. Сумма дорожного фонда на 2019 года составляет 5,2 миллиарда рублей. Из этой суммы мы часть денег тратим на реконструкцию и строительство новых дорог — это 1,7 миллиарда рублей. На содержание и ремонт дорог — 1,6 миллиарда, и порядка 1,2 миллиарда — на субсидию муниципальным образованиям. Местные власти решают, исходя из лимитов, какую дорогу им строить. Во внимание принимается  аварийность дорог и их загруженность, при этом учитывается, проходят ли там школьные маршруты, есть ли альтернативные варианты движения, в частности для скорой помощи.

Вы уже слышали, что мы являемся участниками национальной проекта «Безопасные и качественные дороги». Этот проект состоит из двух частей. Первая — это дороги агломерации, в нее входит Благовещенск и близлежащие территории. Вторая часть — это региональные дороги. К 2024 году мы должны по этой программе 85 % дорог агломерации довести до нормативного состояния. В Благовещенске сейчас примерно около 65 % дорог соответствуют нормативам. Доля региональных дорог, соответствующих нормам, должна быть доведена до 50 % от общего количества. В Амурской области 5,5 тысячи километров дорог. Порядка 3,5 тысячи — это дороги в грунтовом и гравийном исполнении.

О бродячих животных

— Тема бродячих животных очень резонансная и важная для нас. Мы нехорошо прозвучали в связи с приютом «Дружок». Вопиющий случай с ребенком, который подвергся нападению собак, заставил нас в ручном режиме заняться решением проблемы в Благовещенске. Сегодня определено, что ГСТК будет заниматься отловом собак. Часть животных будет помещена в приюты — «Остров спасения», белогорский приют. Поддержим деньгами  из областного бюджета. Выделено порядка 5 миллионов рублей.

С 2020 года вступает в силу закон о защите животных. На мой взгляд, он способен решить проблему. Что он из себя представляет? Бродячую собаку необходимо отловить, поместить в приют. Здесь очень важно, чтобы зоозащитники заняли активную позицию и помогли нам в пристраивании собак в добрые руки. Если собака не нашла хозяина, то в течение 20 дней ее содержат, ветеринары стерилизуют, чипируют и выпускают, если она не агрессивна и не представляет опасности. Но мы планируем этот закон реализовывать раньше.

«Несанкционированные свалки не исчезнут по щелчку пальца»

— Мы вступили в эту реформу на квартал позже, чем вся страна. Для чего мы взяли эти три месяца? Мы посмотрели на опыт других регионов, убедились в правильности принятых решений, в частности была большая дискуссия, как начислять тариф — на душу или на квадратный метр. Мы предполагали, что будут трудности. Но, на мой взгляд, они пройдены. Здесь многое зависит от местных властей. Есть территории, которые занялись плотно этой реформой, и она прошла более или менее ровно. Чаще всего люди жаловались на несвоевременно вывезенные контейнеры, в частности в Благовещенске эта реформа пошла не очень хорошо, в Ивановке. В некоторых случаях  пришлось в ручном режиме вмешиваться, проводить с главами профилактические беседы.  

При этом что принципиально важно? Регоператор — это не перераспределение бизнеса: раньше одни зарабатывали, теперь другие. Это федеральное законодательство, оно принципиально меняет схему работы с мусором. Он должен быть разделен и полноценно утилизирован. Когда на самолете подлетаешь к Благовещенску, видно огромное количество несанкционированных свалок. Они должны быть убраны в короткие сроки. Понятно, то они по щелчку пальца не уберутся — они 25 лет копились. Но это в том числе входит в эту реформу. В течение лета эта работа будет организована. Это все входит в задачу регоператора.

Мы снизили тариф для льготных категорий. У нас таких почти половина населения области — 411 тысяч жителей подпадают под льготный тариф, сниженный на 30 % от нормативного. Достаточно часто люди будут платить даже меньше, чем до реформы.