Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №11 (29055) от 23 марта 2023 года
Издается с 24 февраля 1918 года
29 марта 2023,
среда

Победителей не будет: рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда»

Второй фильм Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова, не пройдёт по стране победным шествием: чем дальше от обеих столиц, тем с меньшей охотой его показывают в кинотеатрах. Но режиссёру «Дылды» всё равно с лихвой хватит неприязни на родимой стороне. Одни уже вовсю называют его «хипстером» и «инстаграмщиком», который взялся за слишком далёкую для него тему. Другие привычно расчехляют патриотические орудия — мол, на великий подвиг народа снова совершено гнусное посягательство. Две каннские награды в данном случае — скорее не аргумент, а улика. Удивительно, ведь 27-летний постановщик снял небезупречное, но неожиданно затягивающее кино о том, чего не видел и не знал: о следах, которые оставляет война на всём, чего она коснулась. 

 

Победителей не будет: рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда» / Второй фильм Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова, не пройдёт по стране победным шествием: чем дальше от обеих столиц, тем с меньшей охотой его показывают в кинотеатрах. Но режиссёру «Дылды» всё равно с лихвой хватит неприязни на родимой стороне. Одни уже вовсю называют его «хипстером» и «инстаграмщиком», который взялся за слишком далёкую для него тему. Другие привычно расчехляют патриотические орудия — мол, на великий подвиг народа снова совершено гнусное посягательство. Две каннские награды в данном случае — скорее не аргумент, а улика. Удивительно, ведь 27-летний постановщик снял небезупречное, но неожиданно затягивающее кино о том, чего не видел и не знал: о следах, которые оставляет война на всём, чего она коснулась. 

 

«Хипстером» на съёмочной площадке был далеко не только Балагов: в качестве главного оператора выступила 24-летняя Ксения Середа, главные роли достались дебютантке Виктории Мирошниченко и Василисе Перелыгиной, за плечами которой до этого было только две небольших работы на телевидении. Сценарий постановщик писал сам, пользуясь помощью писателя Александра Терехова (у последнего получилось гораздо лучше, нежели с «Матильдой»). История вымышленная, но в работе Балагов постоянно обращался к произведению Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», так что лауреат Нобелевской премии в списке сценаристов тоже значится.

Место действия — Ленинград через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны, город, похожий на впадающий в спячку муравейник, в котором голодное и вымотанное пережитым большинство пытается выживать, а сытое меньшинство с чувством лёгкой вины проходит сторонкой. Молодая женщина Ия работает медсестрой в военном госпитале: у неё есть высокий рост, прозвище Дылда, комната в коммуналке и последствия контузии, из-за которых бывшая зенитчица время от времени впадает в глубокий ступор. Из этих коротких путешествий в неизвестном направлении Ия возвращается без посторонней помощи. Ещё у неё есть трёхлетка Пашка, которого подкармливает и воспитывает весь госпиталь. И единственная подруга Маша, которая вот-вот вернётся с неохотно отпускающей своих героев войны.

Балагов в неторопливом темпе излагает исходные данные, сопровождая их нарочито аккуратной и на сто раз продуманной картинкой. Курсируя между домом и работой, Дылда держит окружающих на дистанции, и оттого неизбежно выглядит странно — о контузии публика начинает подозревать задолго до того, как эти подозрения подтвердятся. Впрочем, ещё до середины фильма сюжет неожиданно проваливается в такую воздушную яму, что зрителя надолго вдавливает в кресло кинотеатра — и пройдёт достаточно времени, прежде чем он поймёт, уместно ли уже засмеяться. Режиссёра много кто упрекнул в том, что он нарушил всевозможные правила трагедии, но делать нечего: «Дылде» была нужна отправная точка.

Картина вообще часто ведёт себя, как многократно упомянутый в ней трамвай: ползёт в горку, набирает скорость, резко тормозит, заставляя пассажиров валиться друг на друга. Некоторые сцены, которые притворяются важными, в итоге оказываются чуть ли не лишними, персонажи и вовсе склонны порой застывать, как будто их кто-то рисует. Балагов наделяет выдуманных им людей привычками и секретами, выстраивает и тут же трансформирует характеры, а вокруг этого иногда возникают неуверенные разговоры про новую жизнь, жизнь без войны, в которой только и нужно-то будет, что трудиться, трудиться и трудиться. 

Искалеченные духовно и физически жители Ленинграда, пережившие блокаду, дошедшие до Берлина, испытывавшие себя на предел сил в тылу и на фронте, не могут просто взять и побежать навстречу счастливой мирной жизни.

Эту самую новую жизнь в «Дылде» можно много где встретить в виде метафор, но сводится всё к одному чуду непорочного зачатия: никаких свидетельств и показаний нет, но можно хотя бы надеяться. Ленинград становится измождённым лицом огромной страны: здесь нет даже собак, не говоря уже о единожды упомянутых ангелах смерти из НКВД, люди с трудом обращают внимание на чужое горе, а те, кому совсем уж не хочется продолжать земной путь, находят вялое понимание у близких и посторонних. Ия и Маша, связанные уже вовсе не фронтовой дружбой, а вещами куда более отягощающими, движутся сквозь действие то вместе, то автономно, и надежд на то, что героини придут хотя бы куда-то, немного. Речь вовсе не о безысходности — просто ни у кого не осталось сил. Даже вывернувшие из-за сюжетного угла «советские дворяне» с их супницами, колоннами и холёными борзыми, сражаются за свою раскормленную жизнь с изрядной долей отвращения к самим себе: отдавать долг родине всё же нужно, а все эти благостные визиты с подарочками в палаты к людям без ног и рук а-ля Первая мировая в конце Второй мировой выглядят особенно нелепо. Единственный персонаж, в котором действительно пульсирует жизнь, обречён: Балагов выставляет его на посмешище и навсегда вышвыривает из сюжета. 

Так и получается, что фильм о личной трагедии, название которого можно с лёгкостью ассоциировать, например, с «Чучелом», оказывается фильмом о последствиях, одинаково разрушительных для личности в частности и общества в целом. Искалеченные духовно и физически жители Ленинграда, пережившие блокаду, дошедшие до Берлина, испытывавшие себя на предел сил в тылу и на фронте, не могут просто взять и побежать навстречу счастливой мирной жизни. Вместо этого каждый ищет поручень, за который можно держаться при движении — да простит мне читатель этот постоянно появляющийся в тексте трамвай. Из героев больше всего (если это вообще можно измерять) достаётся Ие — она не умеет искать точки опоры, боится их искать, а те, что всё же нашлись, или норовят сбить с ног, или исчезают в неизвестности. Балагов не стесняется доводить происходящее на экране до тотального абсурда, потому что этот абсурд полностью строится на человеческих отношениях, а значит и выглядит чем-то, что вполне могло бы произойти. «У меня всегда было поверхностное представление о войне», — признавался сам режиссёр, но такое же представление остаётся и у зрителя: в «Дылде» нет войны, зато полно колосьев, безнадёжно сломанных её беспощадными танковыми гусеницами.   

При этом картина ни разу не позволяет себе скатиться в чернуху, даже когда на экране секс, страдание или смерть. Этого удаётся достичь не тщательной работой над сценарием — это умение Балагову ещё оттачивать и оттачивать. Но удачные визуальные приёмы (посмотрите хотя бы на постер, даже там есть немного Вермеера) и нежелание перенасыщать кадр персонажами делают своё дело: пошлость пасует перед драмой, а гибель, тоже уставшая за годы бойни, ходит исключительно на цыпочках. «Дылде» удаётся в большинстве случаев скрывать и неуверенность главных актрис, и желание молодого режиссёра прыгнуть выше головы, и проблемы с кастом второго плана. Пока постановщик забавляется с цветами, хоть и прекрасно знает, насколько это заезженный приём, его герои отстранённо исследуют то место, где они оказались, выбравшись из ада — хотя давно перестали всерьёз верить, что кроме ада что-то есть. Фильм (вполне вероятно, что против желания его создателей) становится противовесом официальной военной киноповестке, которая с каждым релизом всё больше скатывается в ничем не объяснимый сюжетный восторг во время чумы. В прошлом веке коса цивилизаций дважды прошлась по планете. После просмотра «Дылды» от этого факта становится особенно страшно. 

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением МироновымНеосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни ДеппомВраги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом
Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

Руководителя муниципального предприятия Прогресса обвинили в гибели рабочего
Золотодобывающее предприятие должно выплатить ущерб за загрязнение реки в Зейском районе
Снег и дождь на севере и юге Приамурья: прогноз погоды на среду
Гороскоп на 29 марта: Козероги введут кого-то в заблуждение, а Овны запасутся терпением
Обвиняемый в убийстве жены и 10-месячного сына благовещенец находился под действием наркотиков
В Приамурье предпринимателей будут активнее привлекать для помощи семьям участников СВО

Читать все новости

Звезды

«За полчаса до весны»: в Москве начали снимать фильм о белорусском ансамбле «Песняры» «За полчаса до весны»: в Москве начали снимать фильм о белорусском ансамбле «Песняры»
«Время» на пятерки: культовая передача Первого канала отмечает 55‑летие
Пионер космического кино: «Вызов» России выйдет в прокат 20 апреля
Славный юбилей: знаменитый модельер Вячеслав Зайцев отпраздновал 85-летие
Стоянова и Сухорукова объединили пять процентов: теленовости от агентства «Столица»
Система Orphus