При этом в основу сценария легла книга совсем другого писателя — американец Элвин Шварц в прошлом веке старательно собирал жуткие городские легенды, чтобы попугать публику. Получилась целая трилогия, так что в концовке фильма Овредалла зритель увидит слегка приоткрытую дверку в сиквел. Которая, конечно, откроется только в случае кассового успеха. Впрочем, за первый уик-энд картина по сборам напрямую приблизилась к сумме потраченных на нее денег, так что перспективы есть. Книги Шварца напоминают популярные антологии страшных рассказов, которые в 90-х массово печатались и в России. Истории того порядка, что сюжет запоминается, а имя автора — вряд ли. Режиссер взял на вооружение самые впечатляющие (при всей своей шаблонности) сюжеты: ожившее пугало, с ходу попавшее на обложку, мертвую женщину, поведением напоминающую медведя из русской сказки про липовую ногу — и так далее. Ко всему этому сценаристы (среди них, конечно, и сделавший картине дополнительную привлекательность Гильермо Дель Торо, он же и продюсер) присовокупили Хэллоуин, проклятый старый дом, а также вполне кинговскую компанию подростков-отщепенцев, которым предстоит столкнуться с неведомым и попытаться его одолеть.
Действие превращается в стандартную беготню, обоснованную прежде всего отсутствием мобильной связи и интернета.
Но все это потом. Сначала перед зрителем разворачивается мало чем примечательная история, в которой троица школьников попадает в передрягу из-за шалости и волей судьбы превращается в квартет. Осознав, что в канун Дня всех святых одной неприятностью внутренний голод не унять, балбесы отправляются прямиком в расположенный неподалеку зловещий особняк, закрытый на амбарный замок, который несложно вскрыть при помощи шариковой ручки. По ходу дела новообретенному члену местного «клуба неудачников» (он потом окажется героическим уклонистом, потому что на дворе 60-е, Вьетнам и вот это всё) рассказывают историю дома. Экскурсия ничем хорошим не заканчивается, а в руках персонажей оказывается книжка, которая раньше принадлежала одной из обитательниц мрачного здания. В ней каждую ночь сами по себе начинают появляться рассказы про вполне себе реальных людей — и хеппи-энд в них не предусмотрен. Рукопись не горит, а пишется кровью: все это очень символично даже без ассоциаций с Булгаковым и правилами дорожного движения. Действие превращается в стандартную беготню, обоснованную прежде всего отсутствием мобильной связи и интернета. К тому же по всем канонам остальные жители городка исполняют роль статистов, не испытывающих никакого волнения по поводу происходящего. Исчезают люди каждую ночь — с кем не бывает.
Овредалл отдает себе отчет, что снимает далеко не самое страшное кино в современном потоке. Да и как его снимешь с заявленным рейтингом PG-13. Большая часть фильма — это не менее детские сказки, чем в первоисточнике, но создатели «Страшных историй» разглядели в сборнике Шварца тот же иррациональный страх, что терзал пионеров, когда они рассказывали друг другу истории про Белую Простыню, Красную Руку и Гроб На Колёсиках. Первый же рассказ в книге повествует про палец, ставший причиной бед: как тут снова не вспомнить Кинга, экспериментировавшего в своей малой прозе с абсурдными искажениями реальности. На этой почве приходится идти с визуальных козырей, и режиссер делает это с мрачной решимостью, за которой отчетливо виднеется желание взяться за настоящий, леденящий душу хоррор, в котором не нужно будет постоянно оглядываться на невинный возраст целевой аудитории. Реминисценции никуда не деваются, но первая же история про пугало-убийцу (мало ли их уже было) наводит ужас не столько пробежками по непременным бескрайним кукурузным полям, сколько конкретными отточенными планами. А уж когда настает время познакомить публику с обратной стороной напрямую, Овредалл делает это мастерски: многим зрителям некоторые сцены из фильма явно будут сниться.
Дети, которым не на кого положиться, которых некому защитить, вынуждены сами выступить против великой опасности. Здесь, конечно, громко звучит основной мотив «Оно», но звучит немного иначе.
Норвежец — мастер, и очень хочется, чтобы его дальнейшая карьера складывалась не в тени Дель Торо, который много лет только прикидывается, что умеет вызывать в зрителях страх. Три года назад публике действительно было не по себе, когда в «Демоне внутри» крохотный морг превращался в место гораздо более неуютное, нежели ему положено по предназначению. В «Страшных историях», антологии по сути, есть и традиционные дипломатические переговоры со злом а-ля «Звонок», и психотерапевтические флешбеки, и совсем уж дурацкие трюки вроде вылупляющихся из безобидного прыщика пауков. Взрослому зрителю, который уже насмотрелся всего этого по отдельности и в окрошке, остается только следить за деталями и в который раз задумываться о том, имеет ли право автор обходиться со своими персонажами жестоко. Об этом, конечно, написано много страниц, причем самыми обычными чернилами, но дилемма от этого проще не становится. В любом случае, это интереснее, чем наблюдать за недостаточно проработанными героями «Страшных историй», которые и в конце персональных историй норовят не умереть, а бесследно исчезнуть, оставляя товарищам по несчастью проблеск надежды. На этом можно было сыграть, если бы кто-то собирался.
И все же прямолинейно подросткового кино не получилось, иначе зачем было бы устраивать этот экскурс на полста лет назад, который при этом организован в достаточной степени небрежно. Овредалл, тасуя детские страшилки, рассуждает о вещах, которые никогда не теряют актуальности. По итогу самым загадочным персонажем оказывается отец одной из героинь, которого почему-то играет Дин Норрис, прочно ассоциирующийся с сериалом «Во все тяжкие». Он вроде бы старается быть своей дочери надежным отцом, но все время ускользает из реальности. Есть большие основания подозревать, что этот персонаж всего лишь галлюцинация или призрак. Дети, которым не на кого положиться, которых некому защитить, вынуждены сами выступить против великой опасности. Здесь, конечно, громко звучит основной мотив «Оно», но звучит немного иначе. Дело в том, что в случившихся неприятностях виноваты именно сами главные герои, на совести которых целая цепь ничем не оправданных поступков — уж они-то, в отличие от окружающих, знали о возможных последствиях. Если случится трилогия, то основной ее идеей станет невозможность исправить содеянное и вернуть все в прежнее состояние. А если постараться, то каждую страшную историю можно и вовсе замкнуть в самой себе. А детям дать вырасти.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Добавить комментарий
Комментарии