В основе сюжета — террористический акт, произошедший во время Олимпийских игр в Атланте 27 июля 1996 года. Сценарий в деталях неизбежно расходится с реальностью, но держится за нее в главном: довольно несуразный и страдающий ожирением охранник Ричард Джуэлл оказывается расторопнее и ответственнее всей оснащенной жетонами рати и находит взрывное устройство в месте скопления людей. Благодаря этому удается избежать большого количества жертв — погибли два человека, хотя начинки в оставленной неизвестным на тот момент злоумышленником бомбе хватило бы на несколько сотен. Джуэлл, вся предыдущая карьера которого состояла исключительно из унижений и разочарований, на три дня становится национальным героем — на радость маме, с которой на четвертом десятке лет продолжает жить. Но вскоре ФБР не без участия журналистов решает сделать из спасителя убийцу: постепенно набирающее размах дело строится на вероятном стремлении Джуэлла к ложной славе. Наивный и глубоко очарованный самим понятием правопорядка охранник как нельзя лучше годится в козлы отпущения — хотя бы потому, что решительно не умеет за себя постоять. И все бы ничего, если бы среди старых знакомых Ричарда не нашелся никому не известный адвокат, сумевший в итоге заставить опытных агентов ФБР краснеть и бегать глазками. 

Вчерашний герой вдруг оказывается человеком, полностью подходящим под очень условный образ взрывника.

Иствуд сделал кино, к которому почти невозможно придраться. Некоторые претензии вызывает разве что персонаж Оливии Уайлд, корреспондентки, благодаря которой о возможной вине Джуэлла узнала вся страна. Режиссер уверенно закрывает все основные позиции. Главная роль досталась малоизвестному актеру Полу Уолтеру Хаузеру — благодаря этому зритель воспринимает центрального персонажа как реального человека. Мать Ричарда, важнейшего человека всей его жизни, напротив, сыграла оскароносная Кэти Бейтс — и сыграла так, что получила шанс удвоить количество золотых статуэток в своем арсенале.

Наконец, главную движущую силу этого трио, оказавшегося вдруг в конфронтации с целым миром, адвоката Уотсона Брайанта, воплотил Сэм Рокуэлл. И это оказалось на редкость удачным решением. Публика в последнее время привыкла, что актеру достаются роли форменных безумцев. А в «Деле Ричарда Джуэлла» это безумие дремлет где-то в глубине персонажа, который в основном занят тем, что призывает своих пребывающих в отчаянии подопечных к адекватным поступкам. За «темную сторону», помимо вышеупомянутой Уайлд, отвечает агент ФБР Том Шоу, которого сыграл Джон Хэмм. Получился довольно шаблонный образ служаки, давно растерявшего всяческие идеалы и стремящегося поскорее избавиться от любой головной боли в работе.

Весь остальной мир в фильме условно поделен на рекламные «до» и «после». Радостно пляшущие под кантри безымянные американцы, пережив теракт, превращаются в истекающую кровью и страданием толпу. Особенно показателен эпизод с матерью и дочерью, который так и остается эпизодом, хотя Иствуд внезапно акцентирует на нем очень много внимания. Воспевающие Ричарда Джуэлла журналисты, прочитав передовицу о его вероятной причастности к теракту, становятся его главными врагами, беспрестанно жужжащим роем, успевающим и жалить, и распространять феромоны неприязни. Вчерашний герой вдруг оказывается человеком, полностью подходящим под очень условный образ взрывника: белый мужчина с лишним весом, отсутствие нормальной работы и личной жизни, проблемы с законом в прошлом, большое количество оружия, пусть и легального, в собственности. Дело медленно, но верно идет к судебной драме, но постановщик вовсе не намерен копировать сцену из недавних «Опасных секретов», а потому и реальность предпочитает не корректировать. Адвокатский триумф Брайанта так и остается вне публичности, равно как и трансформация главного героя, который из тюфяка, фанатеющего от любого встречного копа, превращается в уважающего себя человека, способного в случае чего показать пресловутый средний палец хоть ФБР, хоть всему государству. А его, государства, что примечательно, в этом фильме и вовсе как бы не существует.

Постановщик успел до этого за него сказать главное: вцепившись в чей-нибудь зад, гончие государства прекращают замечать что-либо вокруг себя.

И хотя нам мельком показывают архивное видео, на котором Билл Клинтон благодарит условного Джуэлла в лице всех работников службы охраны пострадавшего от взрыва парка, власть просто стоит в сторонке и терпеливо ждет. Это в конце концов и лишает главного героя его единственной веры, которой он много лет отдавал всего себя. Иствуд не призывает к сопротивлению, но спокойно и рассудительно развенчивает миф о том, что стране нужны герои — ведь крайние стране необходимы гораздо больше. Проникновенная речь Ричарда в финале уже не несет особенного смысла. Постановщик успел до этого за него сказать главное: вцепившись в чей-нибудь зад, гончие государства прекращают замечать что-либо вокруг себя. Настоящий террорист, что характерно, успел совершить еще пару взрывов, прежде чем его нашли. Этого могло не случиться, если бы не вынесенное в название картины дело. И совсем уж никого не интересует, что жизнь небольшой и совсем не идеальной по американским меркам семьи на продолжительное время превратилась в истинный ад: поди примерь на себя, например, роль матери общепризнанного героя, ящик с нижним бельем которой вдруг становится объектом пристального внимания мужчин в куртках с надписью ФБР на спине. Единственного приятеля записывают в пособники, а еще — в гомосексуалисты, а самому Джуэллу вообще противопоказано иметь какие-либо соприкосновения со средствами массовой информации. Помоги, что называется, себе сам.

Актеры и съемочная группа фильма «Дело Ричарда Джуэлла». Источник www.kinoafisha.info

Фильм настолько близок к безупречности, что даже странно — номинация Бейтс стала для него единственной. Похоже, киноакадемикам больше не по душе кино, которое раньше с легкостью выходило в лидеры оскаровской гонки: реальная основа, беспристрастный взгляд на вещи и никакого тебе патриотизма, хоть квасного, хоть нет. Таким образом Иствуд и здесь становится представителем уходящей эпохи, в которой режиссеры на три посредственных проекта снимали один шедевр, а сценаристы умели отделять творческие порывы от профессионализма. Впрочем, пусть каждый занимается своим делом, и наше дело в данном случае смотреть и любить кино. «Дело Ричарда Джуэлла» — как раз тот случай, когда не хочется ни плеваться, ни бить в набат восторга, а хочется просто находиться где-то посередине этих выдающихся эмоций. В конце концов, маленький человек — образ отнюдь не новый, равно как и равнодушная к нему государственная махина. Но как же хорош эпизод, когда один из полицейских, потешавшихся над чрезмерной подозрительностью главного героя, увидев бомбу в оставленном у скамейки рюкзаке, произносит: «Прости, я был не прав». Полицейский так может. Государство, на которое он работает, так и не сумеет.       

Иствуд и здесь становится представителем уходящей эпохи, в которой режиссеры на три посредственных проекта снимали один шедевр, а сценаристы умели отделять творческие порывы от профессионализма.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+