Как знаменитый ген проник в Приамурье
Быт Галины Лановой такой же скромный, как она сама. И вряд ли кто‑то обратил бы внимание на обыкновенную жизнь воспитательницы, отдавшей 37 лет детскому саду, если бы не один нюанс. С книжной полки амурчанка достает потрепанную временем книгу о кумире советской молодежи Василии Лановом.
— Мой родич, — улыбается Галина Васильевна.
В словах женщины никто не сомневается. Эта повесть уходит корнями на полвека в прошлое. И, вероятно, поэтому уже не удивительна современникам. Да и самим ее героям давно видится обыденностью.
Кровь Лановых попала на амурскую землю вместе с отцом Галины Васильевны.
— Я родилась в Константиновке, на погранзаставе. Мой отец, Василий Иванович Лановой, родом с Украины. До войны его отправили служить на Дальний Восток. Папа долго просился на фронт, попал туда в 1944 году, заработал орден Красной Звезды и медали. И вернулся в Амурскую область, — рассказывает семейную историю Галина Лановая.
Она смутно помнит, как в ее семье впервые заговорили о знаменитом родственнике. В середине 50‑х на советские экраны вышла картина «Павел Корчагин». Исполнитель главной роли носил их родовую фамилию и также был родом с Украины.
— Отец мой говорил: «Наверно, наш! Такой же ушастый, как Юрка». Юрка — это брат мой, — вспоминает Галина Васильевна. — А в 67 году я впервые поехала к бабушке Лукерье на Украину. Мне же интересно спросить. Бабушка сказала: «Да, родственник! Но очень дальний».
«Василий Иванович — мой дед, единственный из Лановых, проживших всю жизнь в России. Уважаемый человек, фронтовик, коммунист. В Пояркове он был начальником строительного участка, отстроил практически все село. Он заслуженный ветеран труда. Им я горжусь не меньше, и даже больше, чем родством со знаменитым актером», — рассказала Снежана Лановая.
С тех пор семья стала еще больше интересоваться и без того интересной персоной. Не пропускали фильмы и заметки в газетах. Конечно, гордились популярной фамилией, услышав которую, люди приставали с расспросами.
— Мои родители и я росли в Советском Союзе. Нас, пионеров, воспитывали на таких героях, как Павка Корчагин. Мы все любили Василия Ланового как артиста. Однажды я сказала одноклассникам, что это мой родственник. Засмеяли. Но разговоры начались. На одном из классных часов спросили у отца: «Снежка сказала, что актер Лановой — ваш родственник. Правда?» Отец ответил: «Да», — вспоминает племянница Галины Васильевны Снежана Лановая, ныне жительница Благовещенска.
Василий Лановой — советский и российский актер театра и кино, мастер художественного слова, общественный деятель, театральный педагог. Народный артист СССР, Герой труда РФ, награжден десятками премий и орденов, в том числе «Золотой маской» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Известен по фильмам «17 мгновений весны», «Офицеры», «Анна Каренина», «Павел Корчагин».
Так столичный актер, сам того не зная, поделился толикой своей известности с обыкновенными амурчанами.
Родной незнакомец
История получила отклик в современные дни. В преддверии событий на Украине, в 2013—2014 годах, Снежана Лановая приняла неожиданное сообщение в соцсетях.
— Меня нашел мой дядя Олег, который живет в Одессе. И через него я познакомилась с троюродной тетей Ольгой. Кроме нашей семьи, она — единственная из Лановых, оставшихся в России. Ольга живет в Наро-Фоминске Московской области. Она мне и рассказала, кто и кем кому приходится, — делится Снежана Юрьевна.
От украинских родственников амурчанка получила подтверждение о кровной связи с тем самым Василием Лановым, но узнать точную степень родства не удалось — советские семьи были очень большими.
— Когда я приехала на Украину, оказалось, что там как минимум две деревни Лановых. Если собрать всех наших родственников, получится человек 300! — подмечает Галина Лановая.
Отец Снежаны Юрий Лановой. Односельчане считали, что он немного похож на знаменитого родственника.
Предположительно, Галине Васильевне советский идол приходится четвероюродным дядей. Снежана Юрьевна — его четвероюродная или пятиюродная племянница. Связь с Василием Лановым в семье посчитали слишком далекой, чтобы набиваться в родственники. «Лановой приезжал в Амурскую область, когда мне было лет 15. Никто из наших на концерт не пошел. Галина тогда жила в другом городе. А отец у меня работяга, он тоже скромный. Мама ему сказала: «Юр, ну сходи, родственники же». Он ответил: «А что я пойду? Что скажу?» — вспоминает Снежана Лановая.
Никто из амурских Лановых так и не увидел вживую прославленного родственника. Никто из них не попытался познакомиться со столичной звездой. А глядя, как в современных ток-шоу объявившиеся из ниоткуда дети знаменитостей делят наследство, амурчанки и вовсе отказались от этой мысли. Побоялись, что люди не так поймут.
— К публичным персонам и так внимания много. Если бы сейчас я попала на концерт Ланового, то просто с ним сфотографировалась бы. И не стала бы ничего говорить, — размышляет Снежана Юрьевна.
Снежана Лановая со слов родственников из Украины сделала наметки генеалогического древа их большой семьи.
Сегодня надежда познакомиться стала еще призрачней. Василию Лановому 86 лет, Галине Васильевне — 76, Снежане Юрьевне — 50. Кстати, обе женщины после замужества не стали менять прогремевшую в советские годы красивую фамилию.
Усадьба Лановых
В селе Поярково славится усадьба Лановых. Однако больше внимания привлекает не фамилия, которую современная молодежь вряд ли знает, а убранство участка. Возле дома есть пруд, который выкопала сама хозяйка, стоит деревянная беседка. Летом бьет самодельный фонтан и крутит лопастями мини-мельница. За порядком следит Степан — поролоновый мужик. Рукодельница Галина Васильевна шьет из старых колготок кукол в полный человеческий рост.
— Девять лет назад я купила эту избушку. Братья наломали осинок в лесу, поставили хорошую шестигранную беседочку. Первкую мельницу из бочки без дна сделали, — рассказывает пенсионерка.
Постепенно территория преобразилась. На необычный дом стали обращать внимание даже жители соседних деревень. «Раньше у меня перед входом сидели дед с бабой. Так мужик из села Дим, приезжающий на шиномонтаж рядом, приставал: «Ну отдай мне их!» Я говорю: «Я отдам, а сама из чего делать буду?» Так они с женой ободрали дома два старых дивана, навезли мне поролона», — смеется Галина Васильевна.
В прошлом году усадьбу Лановых включил в экскурсионный маршрут Поярковский музей. «Все лето по два раза в неделю китайцы автобусами ко мне ездили. Все помидоры и сливы объели», — всерьез не сердится Галина Васильевна.
В 45 встретила первую школьную любовь
Галина Васильевна сама женщина с интересной судьбой.
— Первый муж погиб, когда я была беременна. 20 лет я прожила одна с дочерью. А в 1986 году повстречала свою первую любовь. Мы с ним дружили в школе. Он любвеобильный был очень, и я тогда побоялась остаться с ним. А он уехал и женился. Встретившись снова, мы решили быть вместе. Мне 45 лет уже было. Пришла я к заведующей детсадом, где работала, и говорю: «Видите, какая я старая? Меня замуж берут. И если я сейчас не пойду, больше уже не выйду». Уехала к нему в Магадан, мы счастливо прожили семь с половиной лет. Я его похоронила, а потом вернулась в Амурскую область, — уместила в нескольких абзацах свою судьбу Галина Лановая.
Возрастная категория материалов: 16+
Добавить комментарий
Комментарии