Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №36 (28926) от 10 сентября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
24 сентября 2020,
четверг

Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

Кино

Конечно, конкурировать с Marvel на больших экранах никто не собирался, но все-таки иногда стоит напоминать зрителю, что на этом гиганте свет сошелся не полностью. Есть кое-где и своя, пусть маленькая, но гордая комикс-индустрия. Фильм «Вальгалла: Рагнарёк», стартовавший в российских кинотеатрах, в каком-то смысле объединил Скандинавию — он снят общими усилиями Дании, Норвегии, Швеции и Исландии. Впрочем, датчане тут играли главную скрипку — вернее, конечно, трубили в главный рог. За постановку отвечал довольно известный в этой стране режиссер Ахмад Фенар, а в основу сценария легла серия комиксов Петера Мадсена, опирающаяся, в свою очередь, на легендарную «Старшую Эдду». Новый взгляд на взаимоотношения смертных с обитателями Асгарда оказался мрачным, но все же не лишенным детской наивности.

  • Кадр из к/ф «Вальгалла: Рагнарёк»

Послужной список Фенара не очень велик, а главным успехом в его карьере до сегодняшнего дня была картина «Преисподняя», которая попала в программу нескольких международных кинофестивалей, включая Московский, и едва не отправилась покорять «Оскар». По его словам, комиксы про асов, ванов и прочих великанов, он читал с детских лет — в том числе и в силу незнания датского языка. Поэтому экранизация была лишь делом времени. Собственно, в фильме чувствуется, что детские впечатления постановщика все еще сохраняют яркость. Именно поэтому он ориентируется в первую очередь на не особенно подкованного в скандинавской мифологии зрителя. Разнообразие представленных богов и прочих сверхъестественных существ в «Вальгалле» уступает даже марвеловскому «Тору», а весь конфликт умещается в предотвращение Рагнарёка. Вокруг этого, конечно, выстраиваются мини-драмы социального толка, но в итоге все так или иначе сводится к спасению мира. А заодно и запутавшихся в собственной бестолковости могущественных бородачей. Фенар черпает из первоисточника иронический подход, стараясь показать вершителей человеческих судеб так, чтобы смертные, сидящие в зале, чувствовали себя с ними наравне. И иногда основательно перегибает палку, из-за чего неминуемо страдает логика сюжета.

Будучи, очевидно, стеснен в средствах, режиссер старается компенсировать дефицит зрелищности трогательными сценами.

Главным персонажем фильма становится не ас и не ван, а обычная (поначалу, само собой) девчушка из Мидгарда — с большими глазами и незавидными жизненными перспективами. Ресква каждый день помогает брату Тьяльфи чистить рыбу, которая является единственным рационом для их семьи, живущей в каком-то необъяснимом отдалении от общества в покосившемся домишке. Но как-то вечером под гром и молнии в гости к ошалевшим от страха людям заглядывают Тор и Локи. Причем первый из них как будто списан с сира Давоса из «Игры Престолов», а второй обладает внешностью арабского принца. Боги не очень учтиво просятся на ночлег, рассказывают детишкам жуткие истории о собственном быте, а под утро впадают в гнев из-за оплошности Тьяльфи. Так неожиданно для себя (и для не смеющих перечить асам родителей) брат с сестрой оказываются в услужении у сыновей Одина и постепенно осваиваются во враждебном для смертных мире. Высшие существа при этом ведут себя самым свинским образом: они много курят и безостановочно употребляют алкогольные напитки, заставляют несчастных детей снимать с них сапоги и мыть пол, на который сами же плюют, а ночевать слуги должны в хлеву, который почему-то находится прямо за стенкой покоев самих богов. В общем, перспективы особенно не изменились, и вся надежда на неумолимо приближающийся Рагнарёк, пред страшным ликом которого сильным без слабых никак не обойтись.

Будучи, очевидно, стеснен в средствах, режиссер старается компенсировать дефицит зрелищности трогательными сценами. Тут вам и беззаветная братско-сестринская любовь, и квазимодовские мотивы со счастливым концом, и даже местная Галадриэль, которой в итоге приходится убедить косматых полупьяных мужланов быть повежливее с подростками. Ассоциаций с главным фэнтези-творением литературы, ставшим впоследствии и главным фэнтези-творением кинематографа, в «Вальгалле» вообще предостаточно. Правда, всё снова упирается в бюджет, так что масштабные схватки приходится подменять армрестлингом, а длительные путешествия — самовольными отлучками в соседний лесок, в котором, впрочем, тоже довольно опасно. Зато Фенар вполне успешно доказывает, что скандинавская природа по силе производимого впечатления нисколько не уступает новозеландской — несколько сцен, в которых камере позволяют вырваться на просторы из угрюмых чертогов Асгарда и великанских пещер, автоматически становятся одним из главных козырей этой картины. С отдельной теплотой визуализирован ужасный волк Фенрир, способный проглотить солнце, если до этого дойдёт. Впрочем, огромному хищнику тоже не удастся устоять перед глазищами Ресквы. Чередуя грубость с «ми-ми-ми», а обычную фантазию — с откровенно наркотической, постановщик, не хватая с неба звезд, ведет историю к не слезливому, но все же душещипательному финалу.

В первую очередь это сказка, которая к тому же звучит в благодарном пересказе. И то, что зрителю постарше покажется слишком наивным или бесконечно занудным, вполне способно оказать и совсем обратный эффект.

Знатоки первоисточника уверяют, что Фенар лишил «Вальгаллу» львиной доли шуточек, а заодно, похоже, и мотивации некоторых поступков персонажей. Зритель, отягощенный годами пристального наблюдения за марвеловским Тором и его (не)приятелями, поневоле пытается сопоставить варианты персонажей. И получается, что датский вариант Асгарда находится в куда более глубоком кризисе, чем пирующие под солнышком голливудские боги. Один здесь слеп на один глаз буквально и на оба — фигурально, Тор немолод и двуличен, Локи предпочитает отдых на диване положенным по штату козням и интригам, а смертным вообще слова сказать не дают. Ближе к финальным титрам становится понятно, что в этом и был основной замысел режиссера. Его Ресква — эквивалент Нео из «Матрицы», она проделывает путь от безымянного ничтожества до Избранной, способной перезапустить подвисшую систему небоустройства, в которой из безотказно работающего остался только радужный мост Биврёст. Кто-то должен был дать понять этим самодовольным и вечно конфликтующим друг с другом сверхчеловекам, что время сваливать все на внешние угрозы давно ушло и причины упадка неплохо бы поискать в себе. В общем, довольно злободневно получилось.

Но это всё для взрослых — а на постере «Вальгаллы» вы без труда разглядите рейтинг 12+. Это означает, что участники последней битвы за вселенную постараются обойтись без особого членовредительства, сохраняя предельную целомудренность и в быту. Для своей основной целевой аудитории фильм приготовил то, что нужно: главные герои соответствующего возраста попадают в неожиданное и полное опасностей приключение, из которого выходят победителями, обладателями новых друзей и разносчиками особенных впечатлений. «Вальгалла» лишена и толкиновской эпичности, и свойственного детским проектам made in Hollywood ориентирования исключительно на коммерческий успех. В первую очередь это сказка, которая к тому же звучит в благодарном пересказе. И то, что зрителю постарше покажется слишком наивным или бесконечно занудным, вполне способно оказать и совсем обратный эффект. Европейский кинематограф по давней традиции говорит на собственном языке. И звучит он, может быть, не так уж громко, но уж точно по-особенному.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением МироновымНеосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни ДеппомВраги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом
Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

Кадр из к/ф «Вальгалла: Рагнарёк»Кадр из к/ф «Вальгалла: Рагнарёк»
Иск о расческе на 5 миллионов рублей рассмотрит суд в БлаговещенскеПроисшествия
На дороге возле дома в Белогорске сгорели «Жигули»Происшествия
Прирост COVID-2019 за сутки 0,7 процента: в Амурской области 28 новых случаевКоронавирус
В Амурской области больше 10 тысяч человек взяли дальневосточный гектарОбщество
Правительство страны распределило 2,6 миллиарда дополнительно на выплаты за третьего ребенкаОбщество
На амурской трассе Nissan Tiida въехала в бензовозПроисшествия

Читать все новости

Кино

Анна Семенович: «40 лет — шикарный возраст, и его не надо скрывать» Анна Семенович: «40 лет — шикарный возраст, и его не надо скрывать»
Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Лещенко, Ваенга, Гвердцители и Сукачев набирают команды: стартовали слепые прослушивания «Голос 60+»
Аид на жительство: рецензия на новый фильм ужасов «Призраки войны» с Брентоном Туэйтсом
До чего дошёл прогресс: рецензия на новый фильм «Мой создатель» с Тео Джеймсом
Система Orphus