На то, чтобы освежить свои знания, у меня было несколько часов. Их хватило, чтобы прорешать (а скорее, просмотреть) несколько исторических заданий в интернете и научиться правильно записывать ответы в бланк ЕГЭ. А это, поверьте, на экзамене, где счет идет на минуты, очень важно.
Если честно, то какого-то особого волнения перед испытанием не было. Историю я люблю, еще со школы. Спасибо моим родным учителям — Алексею Алексеевичу Мирошниченко и Лидии Борисовне Березовской. Именно они сумели привить любовь к этому замечательному предмету. Тем, что не заставляли бездумно заучивать даты, читать скучные параграфы учебника. На уроках мы разбирали другие темы: как появился человек на Земле? Почему начинаются войны? Когда Николай II прошел ту «точку невозврата», когда революцию еще можно было предотвратить? Что было бы, если царскую семью не расстреляли? На уроках истории мы учились думать, анализировать.
А еще замечу, без лишней скромности, что я хороший и вдумчивый читатель художественной литературы. Для меня «Война и мир» — это не только Наташа Ростова и Пьер Безухов, но и Бородинское сражение, и сдача Москвы французам, и зарождение движения декабристов. Из милой повести «Динка» Валентины Осеевой, кроме приключений этой озорной девчонки, я узнавала и о Первой мировой войне, и о готовящейся в России революции.
Так что о периоде со времен царствования Петра Первого до наших дней кое-какие знания у меня есть, а вот, что было до этого… «Ну не про Куликовскую же битву вопросы будут в самом деле?!» — успокоила себя перед сном. Вот зря…
Обучение по-древнерусски
Утром в день ЕГЭ в мою голову пришла еще одна идея. Если проверяют меня, то дай-ка и я проверю экзаменаторов. Организаторы пообещали, что на нашем ЕГЭ все будет происходить максимально приближенно к настоящему — сдача телефонов, проверка на металлодетекторе, вскрытие пакетов с вопросами. Решила выяснить, как отрабатывают вопросы безопасности.
«Нож брать не буду — я же не настоящий террорист, а засуну в носок… обычную металлическую ложку и проверю, засечет ли ее металлоискатель», — придумала план. Хотя при правильном использовании и ложка может стать реальным оружием. В Древней Руси, например, сидя за столом, полез вперед батьки в чугунок — сразу хлобысь по лбу! Говорят, знания таким способом вколачивались раз и навсегда. (Вот зачем я это знаю?!)
«Шпаргалки написали?»
Ровно в 10.30 все желающие сдать ЕГЭ (16 человек), среди которых (помимо губернатора Василия Орлова и меня) министр образования Светлана Яковлева, депутаты, знаменитый историк-архивист Владимир Абеленцев, заведующий кафедрой истории России и специальных исторических дисциплин Олег Шеломихин БГПУ, депутаты, военные, собрались на втором этаже в областном институте развития образования. Волновались все, как перед настоящим экзаменом.
— Шпаргалки написали? — попыталась разрядить обстановку Светлана Яковлева. — Я всегда писала и своим ученикам разрешала, но ни я, ни они так ими и не воспользовались. Просто пока пишешь, знания откладываются куда нужно.
После краткой вводной, что нельзя делать на ЕГЭ, с напоминанием взять очки и оставить телефоны — первое испытание — металлодетектор. Секунда — и меня пропускают в аудиторию, так и не обнаружив спрятанную ложку. Даже как-то обидно стало. Уже позже организаторы признались, что из-за экономии времени не стали включать «пищалки», да и люди собрались солидные, что их лишний раз проверять. «В прошлом году, правда, у нас один мальчик пронес на ЕГЭ телефон, но воспользоваться им так и не сумел, — уже позже рассказала амурский министр образования. — Будьте уверены: на настоящем ЕГЭ никто ни ложку, ни телефон или что посерьезнее пронести не сможет».
Полчаса на все про всех
После вскрытия пакета раздали задания. 10 минут на заполнение бланка регистрации — и мой первый в жизни ЕГЭ начался. Всего 11 заданий, на решение всех — полчаса времени.
Первый блок показался достаточно легким — расставить исторические события в правильном хронологическом порядке. Даже те, кто просто прошел школьную программу, перепутает, какая битва — Бородинская или Сталинградская — произошла раньше. Открываю второй лист вопросов и понимаю, что попала в страшный сон для всех девочек — карта, но не король треф, а географическая — со стрелочками походов и битвами. По ней надо было определить не только название исторической схватки, но и написать фамилии и имена командующих (а вариантов нет!), а еще выбрать несколько верных исторических фактов.
По названию княжеств понимаю, что передо мной как раз и есть та самая Куликовская битва! Вот зачем я обновляла в памяти Великую Отечественную?! (хотя оказалось, что не зря. Вопросы про нее были дальше). В общем, вспомнить имя полководца Золотой Орды — Мамая и тот факт, что войска князя Донского вышли из города Коломны, я так и не смогла.
Самыми «долгими» стали последние вопросы, где нужно было привести развернутые аргументы в подтверждение и опровержение исторического высказывания. Пришлось даже просить дополнительные бланки ответа, потому что мои рассуждения не влезали на один лист.
Когда предупредили, что до конца экзамена осталось пять минут, с ужасом поняла, что не успела ответить на последний вопрос. Из четырех предложенных эпох нужно было выбрать одну. Написать ее значимые исторические события и назвать выдающихся деятелей. Остановилась на времени правлении Горбачева, так как пусть смутно, но помню это время.
Уже после экзамена Владимир Абеленцев «обрадовал», что там был период правления Екатерины II, который мне очень нравится (спасибо «Фавориту» Валентина Пикуля). Кстати, историк-архивист именно выбрал его, тщательно описал, а вот переписать в чистовик не успел.
Ожидание было недолгим, через 15 минут после экзамена можно было узнать свой результат. Было страшно, скажу честно. Вокруг историки, министры, депутаты, сам Василий Александрович. Вдруг сейчас всем работы отдадут и отпустят, а потом выйдет Мюллер и скажет мне: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться!»
— Минимальный проходной бал — 4, самое большое количество набранных балов — 18, а у вас — 11, — подсчитали проверяющие. — Результат значительно выше среднего.
Уф, можно выдохнуть. Кстати, губернатор Василий Орлов тоже вошел в число высокобалльников.
Выводы после ЕГЭ:
- Купить учебник по отечественной истории.
- Прочитать его.
- Рассказать знакомым школьникам, что ЕГЭ не так страшен, как о нем говорят.
- Прочитывать за месяц хотя бы один исторический роман.
- Поучаствовать в ЕГЭ по истории на будущий год (обязательно захватить с собой ложку).
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии