По дороге заехали в небольшой деревянный домик — в гости к самому большому знатоку сельской истории.
«Провожу свои исследования только по документам и свидетельствам очевидцев, принцип ОБС — «одна бабка сказала» — не про меня, — утверждает жительница села Усть-Ивановки с необычным именем Риоломма (для своих Римма) Жидяева. Римма Александровна занимается изучением истории села много лет. 45 лет назад, к 30-летию Победы, к ней обратилась местная учительница истории Галина Вдовина с просьбой подготовить статью о жителях Усть-Ивановки, которые ушли на фронт и погибли. Тогда Римме Александровне удалось восстановить имена 17 человек. После этого ей захотелось собрать полную историю села.
— Удивилась, что первое письменное упоминание о нашей Усть-Ивановке относится аж к 1640 году, а не как утверждает официальная дата образования — 1858 год. Я аж ахнула! Может есть смысл пересмотреть год образования Усть-Ивановки?
Правда, называлось поселение тогда иначе — Будунда (варианты названий Бутуньхань, Бэйдуньхэ). За все время существования небольшое поселение видело многое…
— Через Будунду проходил амурский почтовый тракт — это было самое бойкое и удобное место, — рассказала Римма Жидяева. — Купцы здесь ночевали — приводили в порядок товар перед Благовещенском, а кто ехал обратно с выручкой — здесь обмывали удачную или не очень поездку. В основном были заезжие дворы, лавки, питейные заведения, коновязи. Очень много было промышленных складов. Предприимчивые люди из Тамбовки, Ивановки брали в аренду у казаков здесь землю и строили.
Были в селе и своя церковь, и мужской монастырь. Именно с ними связана главная тайна Будунды.
Икона с Афона
Решение о строительстве церкви в Будунде приняли 15 июня 1905 года, а уже через два года в августе церковь построили. В 1908-м появился и двухэтажный корпус мужского монастыря на 20 келий. С Афонской горы в село привезли икону святого великомученика Пантелеймона.
— Огромный крестный ход в честь прибытия иконы был, — рассказала исследовательница. — Священники и монахи не только молились и проводили службы. Они разбили замечательный плодовый сад и уникальную рощу из черных берез (их остатки можно отыскать и сегодня). Построили церковно-приходскую школу.
Деревянный дом для настоятеля сделали довольно далеко от монастырских построек. Старожилы утверждали, что этот дом соединили с монастырем подземным ходом.
Вход в подземный переход до сих пор можно увидеть в подвале монастыря (который сейчас стал жилым домом) — это полукруглая заложенная кирпичом ниша. «Может, по этому ходу настоятель в церковь приходил, либо монахам по своим делам надо было скрыться в роще», — прогнозируют предназначение секретного прохода старожилы.
Сейчас в здание бывшего монастыря ведут две двери, одна, на наше счастье, оказалась открыта. Найти вход в подвал тоже не составило большого труда. По рассохшимся деревянным ступенькам спустились вниз — темно, сыро. Под кучами красного кирпича и мусора, который скопился больше чем за сто лет, найти что-то хоть отдаленно похожее на подземный ход, найти не удалось…
Тяжелые времена для сельских церкви и монастыря, как и для многих в стране, начались после революции. В 1918 году монастырь ликвидировали, в его здании местные комсомольцы сделали избу-читальню и что-то типа партийного клуба.
— В 1936 году в Будунду перевели военных, а в церкви разместили офицерскую столовую, пищеблок и военторг, — рассказала историю заселения Римма Александровна. — Разные войска стояли, но дольше всего оставались части, которые понтонные переправы наводили. К 1961 году воинскую часть убрали, и церковь отдали под жилое помещение — четыре семьи разместили.
Обветшалое здание церкви передали Благовещенской епархии в 2017 году. В то время активно заговорили о возрождении сельского храма. Но за три года облик церкви практически не изменился — прогнивший деревянный пол, отсутствие стекол в окнах. А для того чтобы понять, какая на улице погода, не обязательно выглядывать в окошко. Во время непогоды дождь идет и в здании. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что какие-то минимальные работы все-таки ведутся — у церкви лежит свежий деревянный брус, прогнивший потолок поддерживают дополнительные опоры.
Главная тайна монастыря
После революции в одночасье опустели кельи и, главное, пропала святыня монастыря — икона великомученика Пантелеймона. Эта тайна до сих пор тревожит умы и души жителей Усть-Ивановки. Слухи до сих пор ходят разные. Одни верят, что монахи могли уйти в Харбин и забрать икону с собой, другие — что святыня надежно спрятана в селе.
— Я задалась целью побывать в Харбине, в храме Святой Софии — главном православном храме в Китае, — продолжила рассказ Римма Александровна. — Думала, может там отыщутся какие-то следы монахов с иконой. А там оказался просто музей и не было никаких документов с упоминанием нашей иконы.
Вход в подземный переход до сих пор можно увидеть в подвале монастыря (который сейчас стал жилым домом) — это полукруглая заложенная кирпичом ниша.
Напала исследовательница и на другой след…
— У меня есть уникальный документ, что в 1918 году в апреле всем монахам выдали бессрочные паспорта и распустили, — продолжила увлекательный рассказ Римма Жидяева. — В это время в монастыре было два послушника из амурского села Марково. Может быть, они могли унести икону с собой? Я написала письмо в сельскую администрацию, прислали ответ, что людей с такими фамилиями в Марково не проживает… Столько времени прошло, возможно, что и следов не сохранилось.
Не исключено, что уникальная икона Святого Пантелеймона до сих пор находится в Усть-Ивановке — в засыпанном в советское время подземном ходе или в тайнике в роще из черных берез.
Тень батюшки
С церковными строениями связаны и мистические события в Усть-Ивановке.
— Это случилось в 80-х годах. Жила у нас молодая семья, как раз в одной из квартир в старом монастыре. Женщина ждала ребенка. Так вот, как-то среди ночи ее разбудил подозрительный звук, словно кто-то умывальником брякает и руки моет. Заглянула в соседнюю комнату, где муж спал, — супруг на месте. С испугом стала пробираться поближе к умывальнику, и тут по стене какая-то тень прошла — видно, что человеческая. Посмотрела — возле умывальника никого. Входная дверь тоже заперта на крючок. С утра побежала в дом к одной верующей. Та посоветовала съездить в Благовещенск и свечку поставить…
Героиня второй истории — близкая подруга нашей рассказчицы. Поэтому историю Римма Александровна слышала, как говорится, из первых уст.
— В военторге, который разместили в здании старой церкви, работала моя подружка Галя, — припомнила Римма Александровна. — У ней муж старшиной был в военной части. А в военторге почему-то не держались продавцы — менялись как перчатки. И туда пошла работать моя подружка. Так всего два дня она отработала. Рассказывала, что в тишине постоянно раздавались какие-то звуки — словно кто-то банки переставляет, или кто-то ходит. Однажды случилась и совсем невероятная история. Открыла она утром магазин, зашла. А все банки и товары на полках переставлены. Вечером она сама дверь закрывала, ночью в здание зайти чужой никак не мог — часовой на входе. Испугавшись, позвала парня-часового. А когда тот вошел, по военторгу раздался такой душераздирающий вздох, и кто-то сказал: «Грехи наши тяжкие». Оба, как ошпаренные, выскочили они из магазина. После этого военторг из этого здания убрали. Галина говорит, можно было бы списать все на галлюцинацию, если бы она одна была, а так вдвоем слышали эти слова.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии