• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

На левом берегу

Прежде чем добраться до дома местного умельца, нужно проехать километр по замерзшей Зее. Село Чагоян разделено бурным потоком реки надвое. Семья Бардиных — одна из немногих, кто сегодня живет на левом берегу. Именно отсюда больше ста лет назад начиналось освоение этих мест. На правом берегу шла разработка известкового месторождения, а здесь — располагались дома старателей. Позже большинство жителей перебрались на правый берег, где велось активное строительство соцобъектов.

Сейчас на левом берегу заселено всего восемь домов, и жилище Павла Бардина среди них ярко выделяется. Небольшой одноэтажный домик насыщенного желтого цвета сразу бросается в глаза.

— Это специальное покрытие против жуков-короедов и влажности, — поясняет приветливый мужчина в тельняшке, вышедший встречать гостей. — А цвет жена выбирала. Но она сегодня на вахте, жаль, не познакомитесь.

О том, что Ольга и Павел Бардины — очень творческие люди, становится ясно, едва мы переступаем порог их дома. Все четыре стены увешаны поделками: деревянные резные картины и разделочные доски, вязаные игрушки, куклы и сумки. Даже шкаф посередине комнаты похож на хендмейд. «Этот старый шифоньер нам от деда достался. Супруга обклеила его бумагой для красоты, — говорит мужчина. — Она не любит новые вещи, считает, что предметы с историей гораздо ценнее».

Вдохновение от природы

К слову, шкаф достался Павлу от деда вместе с этим домом. Пять лет назад мужчина без сожалений распрощался с городской жизнью, продал квартиру в Шимановске и вместе с женой перебрался в Чагоян. Новоиспеченный сельский житель разбил на участке пасеку, завел кур и огород. Подрабатывает водителем: зимой — грузовика, летом — моторной лодки (перевозит односельчан с одного берега на другой). «Тут так спокойно: речка, природа! Не пойму, как я раньше без этого места жил», — признается хозяин.

1500

2500

рублей стоят искусные топоры ручной работы Павла Бардина

Деревенские просторы и избыток свободного времени пробудили в мужчине тягу к творчеству. Из бесконечных прогулок по лесу с хаски Айшей и Вакшей Павел все чаще стал приносить домой обломки деревьев. Во дворе аккуратно распиливал их, шлифовал, а затем начиналось самое интересное.

Мужчина достал из-под кровати коробку, наполненную деревянными палочками, к которым изолентой были примотаны металлические ножи и скребки разных форм и размеров. Эти самодельные резаки достались Павлу от отца, но долго пролежали без дела.

— Мой отец был ветераном труда: работал в школе учителем черчения, рисования и труда, — говорит собеседник. — Видимо, во мне заговорили гены.

Под медвежьей защитой

 На Восьмое марта Павел сделал подарки коллегам своей супруги, вырезал каждой по романтическому портрету на дереве.

Все сюжеты картин крутятся вокруг славянской мифологии. Это лики богов, символы, руны, тотемные животные. Есть среди них и одно необычное изделие — ловец снов с изображением разъяренного медведя.

— Это амулет от злых духов и болезней, всегда висит над моим спальным местом у кровати, — осторожно снимая со стены оберег, рассказывает Павел Александрович. — В славянской мифологии медведь считается защитником, на ловце снов висят его клыки, которые я однажды нашел в лесу.

Умелец мечтает, что однажды у него появится своя мастерская. А пока он мастерит свои работы в небольшой комнате, которая служит супругам спальней, залом и кухней одновременно.

— А покажите, где вы работаете? — обращается к мужчине наш фотокор Владимир Воропаев, чтобы сделать снимок.

— Да везде: ставлю табуретку, лампу и творю, — отвечает неприхотливый мастер.

Взялся за топор

Полгода назад у мужчины появилась новая страсть — он начал делать необычные топоры. Павел скупает у знакомых старые металлические заготовки, предпочтительно советского производства. Под них умелец вырезает из дерева и шлифует топорище. Затем вытравливает на лезвии оригинальный рисунок.

— С металла все снимается до блеска, закрашивается лаком или автокраской, — попытался объяснить нюансы мастер. — Рисую интересный сюжет и наношу его переводкой. По нему иголкой счищаю краску. Затем развожу соляной раствор, опускаю в него заготовку. Рисунок вытравливается на металле в глубину.

«Я не готов продавать свои картины. Даже за большие деньги. Они все мне дороги, вторую такую же не сделать», — говорит сельский умелец.

После этого кислота смывается, лезвие еще раз шлифуется и обретает совершенно новый вид. Брутальные изделия с изображениями суровых воинов, славянских орнаментов, анималистичных принтов и природных ландшафтов служат не только для украшения пространства. Они отлично справляются со своей главной задачей — колкой дров. В своем инстаграм-аккаунте Павел часто демонстрирует этот процесс для своих подписчиков и потенциальных покупателей.

— Топоры выходят очень красивыми, но мне бы не хотелось, чтобы они просто лежали или висели на стене, — делится умелец. — Топор должен знать свое дело.

От вездехода до ракеты

Если искусством Павел увлекся не так давно, то к технике тяготел всегда. На подворье у селянина много утвари, сделанной его собственными руками. Семейная гордость — мини-трактор «Леший Т-90», который мужчина собрал сам из подручных деталей. На нем он пашет огород, ездит за дровами и делает всю хозяйственную работу.

Его дом украшает самодельная табличка с адресом и выжженной пчелкой. Хотя все местные и без того знают, где можно купить натуральный мед. Даже окна его дома в аккуратных деревянных рамах собраны своими силами.

— Кто ни зайдет в гости, все спрашивают: «Где такие еврики брал?» — смеется хозяин. — А не возьмешь таких нигде. Все — ручная работа.

Есть на подворье Бардиных и один незаконченный проект: вездеход. Над ним Павел трудится уже не первый год. «Хочу, чтоб на нем везде можно было проехать по лесу за ягодой и чтоб был мощнее трактора», — делится планами умелец.

— Что я только не мастерил за свои сорок пять лет, остается только ракету сделать, — шутит мужчина. Хотя про ракеты в этих местах не шутят. Чагоян — самый приближенный к космодрому Восточный населенный пункт. Траектория полета ракеты проходит прямо над селом. Поэтому с 2016 года во время всех запусков с Восточного население эвакуируют за десять километров от дома.

Возрастная категория материалов: 18+