• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Выручает собственная кормовая база

Рост отпускных цен на куриные яйца в Приамурье начался с приходом весны. Только за первые две недели марта цены на этот продукт выросли, согласно данным Амурстата, на 11,6 процента. В течение апреля яйцо подорожало еще на 8,8 процента. Если на конец января средняя цена на десяток яиц в магазинах составляла 73 рубля, то к началу апреля выросла до 88. К Пасхе в розничных торговых точках стоимость главного праздничного продукта достигала почти ста рублей за десяток, в зависимости от категории. При этом объем производства яиц, по данным Амурского минсельхоза, последние три года сокращается. Если в 2018 году амурские куры на местных птицефабриках снесли 201,4 миллиона яиц, в 2019-м —192,3 миллиона, то в прошлом году этот показатель составил 191,6 миллиона.

450

тонн в месяц кукурузы, пшеницы и соевого шрота съедают несушки на Новоивановской птицефабрике

— Цены на сырье для производства корма за последний год выросли на рынке почти вдвое. Если в прошлом году пшеницу можно было купить по 6—7 рублей за килограмм, то сейчас меньше чем за 12, не найти. Соевый шрот стоил порядка 28—30 рублей, сейчас 53 рубля. Нас выручает собственная кормовая база агропредприятия «Красная звезда», в состав которого входит птицефабрика. Однако часть сырья для производства кормов весной и летом нам все же приходится закупать, — объясняет Заза Шалвович. — Цены на топливо, которым мы обогреваем птичники, тоже не отстают. Если еще год назад тонна угля стоила 1 200 рублей, то теперь вдвое дороже. В период выведения поголовья, а также в жару, когда нужно непрерывно вентилировать помещения, увеличиваются затраты на электроэнергию. Стоимость упаковки также выросла. В начале года коробку ячеек для яиц мы покупали за 38 рублей, в мае цена подскочила до 62-х.

Максимальное поголовье на птицефабрике выращивают обычно к сентябрю. Взрослых кур заменяют молодняком дважды в год. Инкубационное яйцо, из которого выводятся молодые несушки, заказывают из Екатеринбурга и Новосибирска. Яйца после осмотра и обработки помещают в инкубационные шкафы — по 19 тысяч штук в каждом. Для вывода здорового и жизнеспособного потомства необходимо постоянно поддерживать оптимальные условия. Процесс «высиживания» цыплят регулирует автоматика. Инкубаторы оснащены датчиками тепла, влажности и механизмом переворачивания яиц.

Новоивановская птицефабрика производит диетическое яйцо, которое поставляется в детские сады, больницы и другие бюджетные учреждения. Машины со свежим яйцом с фабрики выезжают практически ежедневно.

— Человеческий фактор при работе оборудования практически исключен. Но у нас в селе за последнюю неделю электричество несколько раз отключалось, поэтому без постоянного контроля никак нельзя. Для непредвиденных ситуаций у нас наготове дизельный генератор. Если электроэнергия не будет подаваться к инкубаторам в течение трех часов, весь будущий выводок погибнет, — объясняет директор предприятия.

Летом спрос ниже

В ближайшие дни на фабрике ожидают очередного вывода цыплят из партии в 134 тысячи 600 яиц. Сколько цыплят в итоге вылупится — покажет время: вывод обычно составляет порядка 87 процентов. 

— Забота молодняку нужна, как детям. Каждого вылупившегося цыпленка мы вакцинируем, согласно графику. Самый опасный период для птенцов — первые две недели жизни. В это время им требуется особое внимание и уход. Температуру в помещении нужно постоянно контролировать, чтобы она не опускалась ниже 36 градусов, — говорят сотрудницы фабрики, работающие на одном из четырех птичников, куда на три месяца переедет новое поколение несушек.

К осени, когда поголовье птицы достигнет максимального значения, на фабрике будут собирать до 100 тысяч яиц ежедневно.

Сейчас помещение готовят к приему малышей — моют, проводят дезинфекцию специальными растворами, белят, чтобы чисто стало, «как в реанимации». Посторонним вход в птичьи ясли после обработки будет запрещен. Молодые несушки породы Хайсекс Браун проведут в «детском саду» первые три месяца, а потом их переведут в помещение для взрослых птиц. «Золотые» яйца с коричневой скорлупой подросшие куры начнут нести в четырехмесячном возрасте. Сначала примерно 90 процентов яиц от молодняка будут первой категории. По мере взросления птицы начнет увеличиваться и размер яиц. У годовалой несушки примерно 30 процентов яиц — отборные. За год одна курица на Новоивановской птицефабрике производит около 320 штук. С птичника яйца попадают в яйцесборный цех, где с помощью автоматики подсчитываются и сортируются на категории.

75

человек работает на птицефабрике в селе Новоивановка Свободненского района

— Цвет скорлупы зависит только от породы курицы и на вкус яйца не влияет. Но многие люди предпочитают именно коричневые яйца, потому что они напоминают домашние, — говорит Заза Фетелава. — Летом спрос на яйцо обычно снижается. В это время мы стараемся заменить поголовье, чтобы ближе к холодам выйти на максимальную производительность. К сожалению, нам не удается наладить сотрудничество с крупными торговыми сетями, которые предпочитают работать с производителями из других регионов, делая выбор в пользу цены, а не свежести.

Новоивановская птицефабрика производит диетическое яйцо, которое поставляется в детские сады, больницы и другие бюджетные учреждения. Машины со свежим яйцом с фабрики выезжают практически ежедневно.

За год одна курица на Новоивановской птицефабрике производит около 320 штук яиц. С птичника яйца попадают в яйцесборный цех, где с помощью автоматики подсчитываются и сортируются на категории.

— Мы делали попытки выйти на предприятия, которые заняты в строительстве Амурского ГПЗ, но, как оказалось, им продукты выгоднее привезти с запада, чем купить у местного производителя, — констатирует руководитель предприятия. — В летнее время, когда на фабрике меняется поголовье, мясо кур мы предлагаем по 75 рублей за килограмм — это дешевле, чем картофель. Наше яйцо любят в Якутии. Что касается местных сетей, то птицефабрика сотрудничает в основном с небольшими торговыми точками.

На фабрику зовут молодых специалистов

— Самой большой трудностью для нас остается нехватка кадров, — продолжает Заза Шалвович. — Мы даже мигрантов вынуждены привлекать, поскольку местное население работать на фабрику не идет. Кто-то на вахты предпочитает ездить, кто-то на объекты строящегося ГПЗ трудоустроился, а кто-то вовсе сидит дома. У нас и специалистов не хватает, и просто рабочих рук. В случае какой-то аварийной ситуации или поломки оборудования нужно ехать в Свободный, чтобы нужного профессионала позвать. В округе даже сварщика не найти. Многие из тех, кто занят у нас на производстве — люди пенсионного возраста. Нашему зоотехнику, к примеру, 67 лет. В поиске выхода из ситуации кадрового голода мы и в местную школу обращались, и в аграрный вуз в Благовещенске. Хотим сами вырастить кадры для предприятия. Готовы оплатить учебу выпускнику школы и по окончании вуза предоставить жилье молодому специалисту. Главное — чтобы нашлись люди, желающие не просто получить диплом, а применять свои знания на практике.