Первый раз Раиса появилась на экране в 17 лет — талантливая школьница вела эфиры на Райчихинской студии телевидения.

«Меня и мою одноклассницу позвали попробовать себя в роли диктора. Но однокласснице не разрешили родители — в это время телевидение считалось непристойной, несерьезной работой. А я решила пойти, — вспоминала в преддверии юбилея ГТРК «Амур» Раиса Алексеевна о решении, изменившем всю ее жизнь. — Несколько раз открывала программу, читала «Новости». Смотрю, с каждым днем у меня получается все лучше и лучше, да и работа очень понравилась. Я слушала дикторов Всесоюзного радио, старалась подражать их манере чтения. Ведь в то время учиться было не у кого».

Со школы она мечтала стать артисткой и даже поступала во Владивостоке в институт искусств на актерский факультет, но не сложилось — не прошла второй тур. Поступила в благовещенский пединститут, а в 71-м году была принята в Амурский комитет по телевидению и радиовещанию — будущую ГТРК «Амур». И осталась там на треть века. 

— У нас с утра тракт (репетиция передачи), а после — запись. А вечером может быть дежурство. Вдруг что-то случится — свет погаснет или экстренное объявление надо прочитать, такое случалось. И мы дежурили, каждую передачу приходилось объявлять. Тогда ведь не было столько телекомпаний, мы были одни, поддерживали связь со всей областью, — говорила она в интервью «Амурской правде».  — Тогда программ в записи не было — только прямые эфиры.

В ее рабочем графике числились такие пункты: еженедельная часовая общественно-политическая программа «Амурская панорама», ежемесячная передача «БАМ — стройка всенародная», «Сельская нива», ежедневные новостные выпуски, передача «Часовые Родины», еженедельная передача «Служим мы на Амуре», программа «Человек, автомобиль, дорога». А еще Раиса Алексеевна вела праздничные репортажи 1 мая и 7 ноября, праздничные передачи и городские праздники.

График был сумасшедший, но ее всегда поддерживал любимый муж — главный художник Амурского областного театра кукол Олег Голощапов. «Благодаря мужу все было хорошо. Он меня поддерживал, с детьми сидел», — признавалась легенда ГТРК «Амур».

Раиса Алексеевна не скрывала: в советские годы на телевидении была жесткая цензура.

— Помню, я вела публицистические передачи. Например, на тему «Как нас обслуживают». Приходило много писем с жалобами. Журналисты над этим работали, связывались с различными организациями. Мне давали уже готовый текст. Существовала очень строгая цензура, поэтому дикторы сами тексты не писали. Все несколько раз проверялось редактором, главным редактором, обллитом. А нам надо было это подать так, как будто мы сами написали, подготовили, то есть в разговорной манере преподнести. Я писала для себя какие-то переходы, чтобы текст получился не сухой, а логичный, чтобы одно из другого как бы вытекало, — вспоминала Раиса Алексеевна.

Но, конечно, вся область с нетерпением ждала концерты-поздравления. И каждое звезда амурского телевидения читала с экрана так, как будто поздравляет близкого человека. И не важно, какие проблемы или настроение было в тот момент у диктора.

— Все негативные эмоции оставались за кадром, — признавалась Раиса Алексеевна. — Надо в каждом письме, даже в таком, где были примитивные стишки, найти что-то доброе. Многие не знают, какими словами передать свои чувства, но где-то прочитали этот стишок и нашли там нужные данному моменту. Я старалась передать эмоциональный настрой письма. Может, человек в этот момент болеет, плохо себя чувствует. Мне одна знакомая говорила: «Как ты можешь так душевно читать стихи, как будто чем-то своим очень личным делишься. Это ж какое надо здоровье иметь!» Я за каждым письмом вижу человека. Здесь надо сразу находить интонацию — не просто слова. И не обязательно с улыбкой говорить, просто нужно понять, прочувствовать и через свою душу чужие мысли выразить.

И зритель чувствовал это и был благодарен.

— Раисе Алексеевне очень много звонили, писали мешки писем. Когда мы гуляли с ней по городу, ее постоянно узнавали, здоровались, останавливали, о чем-то рассказывали, расспрашивали. И Раиса Алексеевна всегда была очень доброжелательна, — вспоминает ее коллега, режиссёр спецпроектов ГТРК «Амур» Ирина Толстова. — ГТРК «Амур» была ее жизнью, она очень любила и уважала зрителя. Помню, когда несколько лет назад мы встретились, и она мне призналась: «Я не верю, что мне уже столько лет — в душе мне всегда 35».

Ее роман с телевидением закончился в середине 2000-х. Но даже спустя годы любимого диктора помнили и узнавали — по голосу. На заслуженном отдыхе Раиса Позднякова занималась своей семьей, любила встречаться с друзьями и путешествовать. Однако эта поездка во Владивосток стала для легенды амурского телевидения последней.

«Амурская правда» приносит искренние соболезнования семье Раисы Поздняковой и коллегам ГТРК «Амур».  

Возрастная категория материалов: 18+