Имя Николая Неведомского знакомо многим амурчанам — не только потому, что он был первым в истории Благовещенска сити-менеджером, до этого возглавлял аппарат регионального правительства, а последние семь лет до отъезда в Санкт-Петербург руководил областной избирательной комиссией. Знаток истории и патриот земли амурской оставил о себе большую творческую память — он автор скульптур и памятников, которые установлены в Благовещенске и нескольких районах Приамурья. Самый грандиозный и знаменитый — памятник казакам-первопоселенцам, к которому в любое время года не зарастает народная тропа.
Он сделал для любимого города много, хотел сделать еще больше. Но судьба так сложилась, что пришлось переехать в Санкт-Петербург.
— Город нам хорошо знакомый, не чужой. Здесь очень много благовещенцев. Наши дети здесь живут, мы часто к ним приезжали. Николай Алексеевич планировал так же продолжить трудовую деятельность, а я — с внуками заниматься, — поделилась подробностями его супруга Лидия Неведомская, с которой мы связались по телефону. — Когда мы еще только задумали уезжать, он сказал: «Я обязательно должен взять с собой какую‑то частичку Благовещенска. И заказал композицию, которую назвал «Добрый кот». Она очень похожа на ту, что украсила лавочку на набережной Амура в Благовещенске. Только собачка другой породы.
Неведомский разработал скульптурную композицию, посвященную творчеству
поэта Николая Рубцова, которую мечтал установить в Санкт-Петербурге. Также им была
изготовлена скульптурная композиция «Добрый кот», героями которой стали Кот, Собака и Сорока.
Эту композицию планируется установить в Санкт-Петербурге в память о Николае Алексеевиче..
Идея амурчанина властям муниципалитета города на Неве понравилась. Композицию изготовили в металле, осталось лишь определиться с местом, но из‑за пандемии коронавируса история затянулась. 24 октября Николаю Неведомскому исполнилось бы 65 лет. К сожалению, он не дожил до своего юбилея. И не сможет увидеть, как люди садятся передохнуть на его лавочку и веселая троица — Кот, Собака и Сорока — поднимают всем настроение. Об этом Николай Алексеевич так мечтал.
«Хотим поселить Троицу ближе к центру Санкт-Петербурга»
Скульптурную композицию «Добрый кот» хотят поселить ближе к центру Санкт-Петербурга. Этим вопросом сейчас занимается вице-президент — директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов. Он более 10 лет своей карьеры в телекоммуникационной сфере провел на Дальнем Востоке. Работал в Якутии, Хабаровском и Камчатском краях, в Еврейской автономии и Амурской области. Но на этот раз наш разговор состоялся не о цифровой экономике и новой стратегии оператора, а о творчестве Николая Неведомского, с которым Александр Евгеньевич многие годы сохранял теплые отношения.
— Я очень хорошо знал Николая Алексеевича, часто поддерживал его в разных направлениях, идеях. И даже однажды сам к нему обращался, когда возникла идея поставить во Владивостоке памятник Рихарду Зорге. Советский разведчик был тесно связан с Владивостоком, куда слал шифровки из Японии. Николай Алексеевич очень воодушевился, сделал эскиз памятника, показывал его ветеранскому движению в Приморье. Но до реализации проекта тогда дело так и не дошло, — вспоминает Александр Логинов.
Он поддерживал с Неведомскими связь, и после ухода Николая Алексеевича из жизни приехал поддержать Лидию Мироновну. Она показала зарисовки, рассказала о задумках супруга.
— Из того, что сейчас можно реализовать, меня заинтересовала скамейка с Собачкой и Сорокой, которые смотрят на Доброго кота. Скульптурную композицию поначалу планировали установить в районе, где проживает семья Николая Алексеевича. Но я предложил посмотреть немножко шире на этот вопрос, — рассказал Александр Евгеньевич. — Северную столицу посещает очень много дальневосточников, жителей Благовещенска. А Неведомские живут на севере Санкт-Петербурга — до станции метро Парнас далековато ехать. И мало вероятно, что амурчане, кто знал Алексея Неведомского, там окажутся. Это район больше для тихого семейного проживания, чем туристическое место. И сейчас я веду переговоры с главами районов, чтобы установить скульптурную композицию ближе к центру города.
Кошачий дуэт на Малой Садовой
Место обитания Елисея и Василисы, к которым хотят присоседить композицию Николая Неведомского «Добрый кот»: Малая Садовая улица, 3 и 8. Источник: spb.mk
В Санкт-Петербурге более десяти кошачьих арт-объектов. Одна самая известная парочка поселились на карнизах пешеходной улицы Малая Садовая. Немного сердитый Елисей восседает на уровне второго этажа на доме № 8, а более дружелюбная Василиса — напротив друга — на карнизе дома № 3. Эта пара — памятники дымчатым котам, которых привезли в Ленинград после снятия блокады. Есть поверье: если забросить к котикам монетку и она не упадет, то в ближайшее время удача не покинет человека.
Уже после смерти Николай Неведомский проложил творческий мостик между Санкт-Петербургом и Благовещенском, где навсегда осталась частица его души.
— Лидия Мироновна предложила: «Наш Добрый кот сидит на скамейке, и чтобы ему скучно не было, хорошо бы его присоседить к этой парочке на Малой Садовой». Мы сейчас в активной стадии переговоров с муниципалитетом. Установка памятников центральном районе Петербурга, который полон истории, каких-то арт-объектов — не простая задача. Здесь очень трепетно относятся и власти, и жители к внешнему облику города. И особенно в центре, потому что это основная точка притяжения туризма. Любое решение зависит от большого круга людей, много согласований. Но мы стараемся заинтересовать специалистов архитектуры города. Надеюсь, что все же удастся эту историю дожать и реализовать задуманное, — выразил надежду Александр Логинов.
24
октября автору грандиозного памятника казакам-первопоселенцам в Верхнеблаговещенском Николаю Неведомскому исполнилось бы 65 лет
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПАМЯТНИК ЛЕОНИДУ ЗАВАЛЬНЮКУ
Лет пять назад Николай Неведомский принял участие в заседании оргкомитета литературной премии имени замечательного русского поэта и прозаика Леонида Завальнюка, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Приамурьем. Тогда впервые зашла речь о создании памятника знаменитому амурчанину. Неведомский так загорелся этой идеей, что в творческом порыве разработал два варианта скульптурной композиции.
На первом — Завальнюк в задумчивости сидит на подоконнике и сочиняет стихи, исписанные листы летят на пол, а на втором — эта же композиция находится в центре ротонды, где вместо колонн — узкие шкафчики для книг, чтобы можно было осуществлять книгообмен. Автор все просчитал, успел даже выполнить наброски в глине. Есть надежда, что задуманное все же осуществится.
— Недавно мне переслали из Санкт-Петербурга фотографии, координаты каслинской группы мастеров художественного литья под управлением Алексея Климушова, с которой Николай Алексеевич осуществлял ранее свои проекты. В ближайшее время я плотно займусь этим вопросом, — рассказал АП Игорь Горевой, известный журналист, владелец интернет-портала «Амур. лайф», который является учредителем литературной премии.
Это редкий случай, когда не нужно искать спонсоров. Часть средств, которые Наталья Марковна Завальнюк выделяла на увековечение памяти мужа-поэта, осталась. И учредители решили направить их в том числе и на изготовление памятника. Власти амурской столицы идею одобрили.
— Мы хотим сделать эту скульптурную композицию интерактивной, — поделился задумками Игорь Геннадьевич. — Рядом с сидящим у раскрытого окна молодым поэтом поставить рабочий стол, на нем — какие‑то книжки, лампа настольная, которая включалась бы от городского освещения. И обязательно должно быть звуковое оформление: человек присел рядом и может послушать произведения Леонида Завальнюка, песни на его слова, лекции о местной литературе или истории Приамурья. С местом на набережной еще не определились, но рядом точно должен быть какой‑то сквер. Самая известная песня Завальнюка — «Осенняя мелодия» на музыку Саульского. Там есть такие строки: «Я не один, пока я с вами: деревья, птицы, облака…» И хотелось, чтобы в распахнутое окно, на котором сидит бронзовый поэт Завальнюк, видно было небо, облака, деревья, и птицы иногда пролетали.
Заяц с Охотником ждут спонсора
— Он не думал, что уйдет, — и уйдет так рано. Николай Алексеевич готов был трудиться и, как человек творческий, везде ловил какие‑то мгновения. Казалось бы, другие идут — ничего интересного, а у него идея рождается, — поделилась Лидия Неведомская. — Наша станция метро «Парнас», и названия всех улиц в микрорайоне связаны с творческими людьми. Мы живем на улице поэта Николая Рубцова — многие его сравнивают с Есениным. Николаю Алексеевичу стало интересно, увлекся поэзией Рубцова, некоторые стихи особенно запали в душу. Помню, когда он прочел четверостишие про зайца, сразу же взялся за карандаш. Так появился эскиз: лесная опушка, возле елки встретились заяц с автором, который пошел с корзинкой по грибы. Потом родилась идея поставить такую скульптуру на перекрестке улиц Николая Рубцова и Федора Абрамова — наш дом стоит там прямо на углу.
Довести до конца задуманное помешал серьезный диагноз. Выполненная в глине скульптура одиноко стоит в осиротевшем рабочем кабинете ее творца. И это не единственная творческая задумка талантливого амурчанина, которая ждет своих спонсоров, чтобы украсить скверы двух городов. Хоть и перебрался в Санкт-Петербург, Неведомский продолжал думать о родном Благовещенске. В планах было — установить на новом участке набережной Амура недалеко от площади Ленина скульптурную композицию международной тематики.
Вместо двух скамеек в зоне отдыха «Воробьи и Соловей» будет одна: на ней разместят всех птиц.
— Николай Алексеевич разрабатывал два варианта. Первый: две семьи рядом — китайская и русская, муж с женой и их ребятишки запускают в небо голубей. А вторая композиция: русский и китаец сидят на полукруглой скамье и в шахматы играют. У Николая Алексеевича масса идей была. Остались эскизы, некоторые проекты выполнил в программе 3D-моделирования, изготовил уже в глине. Хочется довести задуманное до логического завершения, — надеется Лидия Неведомская.
Мальчишка в подсолнухах ждет сквер
В Благовещенске уже два года на складе Строительной компании № 1 «Амурстроя» хранят готовую скульптурную композицию «Подсолнухи». Паренек в кепке и шароварах сидит на заборе, в руках держит подсолнух и лузгает семечки. За его спиной склонили вызревшие «шляпы» несколько подсолнухов. На одну из них присел воробей и пытается клевать семечки, а паренек с удивлением смотрит на смелую птичку.
Фрагмент скульптурной композиции «Подсолнухи», когда она была в работе.
— Мы готовы установить ее хоть завтра. Но место скульптуры — в сквере микрорайона «Подсолнухи». А когда этот сквер появится, зависит только от администрации города, — пояснили в компании «Амурстрой».
О судьбе мальчишки в подсолнухах и других скульптурных композициях АП поинтересовалась у градоначальника амурской столицы.
— Николай Алексеевич еще при жизни сделал несколько набросков, интересных композиций, которые могли бы украсить различные части нашего города. К сожалению, в связи с его уходом многие проекты не были реализованы. В связи с этим администрация города рассматривает вопрос об увековечивании памяти Неведомского в некоторых его работах — что на сегодняшний день и делаем, — конкретизировал глава города Олег Имамеев. — В ближайшее время, возможно даже к 65‑летию Николая Алексеевича, установим на набережной скамью с его воробьями. Композиция «Воробьи и Соловей» вроде бы не масштабная, но, по словам близких, была им любима. Что касается сквера в микрорайоне, который ждет мальчик в «Подсолнухах», — вопрос пока еще в стадии проработки.
Эскиз памятника в честь дружбы народов, где русский и китаец играют в шахматы. «Я рада делиться творческими идеями мужа со всеми, кто поможет довести задуманное до логического завершения. Единственное — прошу, чтобы скульптурные композиции были подписаны: автор Неведомский», — говорит Лидия Неведомская.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии