• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Юные таланты репетировали с апреля по июнь

«Можно в зал идти репетировать?» — «Нельзя, там дети занимаются!» — такие реплики с завидной регулярностью подавались в Амурском областном театре драмы с апреля и по июнь, несмотря на экзамены и каникулы. Все сотрудники театра привыкли, что на их взрослой территории теперь постоянно существуют и дети.

— Так, собственно, и было задумано, — признается организатор «Территории детства» Яна Стародуб-Афанасьева. — У нас в области много чего было, но вот такого масштабного театрального фестиваля для детей — нет.

Кукольный и драматический — в день по два спектакля

Любой фестиваль — мероприятие многоплановое: это и возможность себя показать, и других посмотреть, и обучение новому, и, конечно, праздник.

53

мероприятия прошли за 7 дней фестиваля

В Благовещенск съехались все театры Дальнего Востока, где на сцене идут детские спектакли. Причем это и драматические театры, для которых дети — сложная публика, и ТЮЗы, созданные специально для молодых зрителей.

Отдельная программа была у театров кукол. 17 спектаклей дали за неделю 17 театров из 13 дальневосточных городов. Такого масштабного сбора театров в федеральном округе еще не было.

Ежедневно в Благовещенске в рамках фестивалядавали по два спектакля: один — кукольный, другой — драматический. Им мог оказаться и авангардистский спектакль с минимумом декораций, и музыкальная сказка для малышей. Добавьте к этому мастер-классы, творческие встречи с членами жюри, экскурсии по городу и обсуждения каждого спектакля с актерами — вот тогда станет понятнее, что происходило со взрослыми участниками «Территории детства».

— Не секрет, что в Амурской области нет театра юного зрителя, и «Территория детства» дала возможность посмотреть, что делают коллеги из соседних регионов, на каком уровне мы находимся. И, возможно, первый фестиваль станет отправной точкой к проведению и второго, и третьего, и последующих, — отметила министр культуры и национальной политики Приамурья Надежда Доргунова.

«Территория детства» — первый и единственный на Дальнем Востоке театральный фестиваль для детей и о детях. Он объединил все дальневосточные профессиональные театры.

Театральное будущее будут строить на Дальнем Востоке

«Жить в капсуле можно вечно, но зачем?» — так описала ситуацию в театрах Нина Шурыгина, член жюри, театровед и критик. Отдаленность дальневосточного округа, обособленность театров друг от друга и от исторического культурного центра приводит к тому, что молодые и талантливые стремятся уехать в центральную Россию за реализацией своих идей. А те, кто остаются, могли бы творить ярче, если бы имели возможность обмениваться идеями, ресурсами, наработками. На встрече с режиссерами Нина Шурыгина, как исполняющая обязанности директора владивостокского филиала Российского государственного института сценических искусств, оценила «Территорию детства» как явление.

324

дня шла подготовка к фестивалю

— То, что мы все сейчас оказались здесь, на дальневосточном фестивале, означает, что мы уже не в капсуле, мы вовлечены в процесс интеграции. И через пять лет, я уверена, благодаря начавшемуся вовлечению в такой обмен идеями, опытом, кадрами, вся наша театральная среда изменится, — рассчитывает директор филиала РГИСИ. — Интеграция, включенность в общий творческий процесс, создание равнозначных центров культуры и искусства в разных концах страны — это то, что сейчас происходит и к чему стоит стремиться. С 2023 года мы ждем первый набор в филиал РГИCИ во Владивостоке и надеемся увидеть там участников фестиваля. Не нужно будет талантливым людям уезжать за Урал, чтобы найти себя. Здесь, на Дальнем Востоке, будет свой Центр развития креативных индустрий и приложения талантов.

Предъявите детский пропуск

Несмотря на всю важность взрослой повестки, «Территория детства» стала настоящим праздником именно для детей.

44

школьника отучились в творческих мастерских фестиваля

Уже с церемонии открытия стало ясно, что даже серьезные взрослые на фестивале вспомнят детские годы. На сцене главенствовала юная Ника в кигуруми-костюме динозавра — символ фестиваля. Даже к самым высоким гостям она обращалась на «ты» и не давала в руки микрофон, пока не предъявят пропуск — детскую фотографию. Все присутствующие смогли увидеть, как в пятилетнем возрасте выглядели министр культуры и национальной политики Надежда Доргунова, руководитель Амурского театра драмы Татьяна Бедина и директор областного театра кукол Лидия Потемкина. Для каждого участника фестиваля организаторы сделали специальный двойной бейдж. Взрослая и детская фотография на нем показывают, что каждый взрослый в душе — ребенок. И таких взрослых с детскими фотографиями в качестве пропуска на фестивале оказалось больше двухсот, не считая представителей прессы.

Амурозавр правил балом

10 пьес написали студийцы, 

радиоспектакля сделали по ним на Детском радио

На сцене Амурского театра драмы лихо кувыркались гимнастки-«динозаврики» из цирка «Ап!», и они же огромными карандашами на экране писали напутствия гостям и участникам, выносили призы, помогали символу фестиваля  Нике в костюме амурозавра и амурозавру вести торжественные церемонии.  

Почему именно динозавры заправляют на детском театральном фестивале? Организаторы объясняют просто: это наша благовещенская фишка и нужно гордиться своей уникальностью. Поэтому про амурозавра теперь узнали и гости со всего Дальнего Востока.

Все постановки оказались интересными

Театральные мастерские как часть фестивальной программы работали с начала апреля 2022 года, и в них занимались больше шестидесяти ребят от 10 до 17 лет. Ребята постигали основы драматургии, режиссуры, актерского мастерства, изучали театральную критику и историю театра.

15

спектаклей для детей от 0 до 15 лет показали во время фестиваля

Театральный критик Кристина Матвиенко из Москвы в разные годы была экспертом фестиваля и премии «Золотая Маска», фестиваля театра для детей «Арлекин». На «Территории детства» Кристина заведовала мастерской театральной критики. Ей есть с чем сравнивать, но и она сделала для себя новые открытия. Во-первых, на фестивале практически не было неинтересных театральных работ, но особо она отметила  спектакли амурских театров. Во-вторых, детям нужны разговоры о прекрасном.

Говорите с детьми об искусстве

— Со многими из театров, приехавших на фестиваль, я не была знакома, и для меня это открытие. При разном уровне выбора пьес показали очень интересные работы. Отмечу, например, «Мцыри» Амурского театра кукол и все спектакли для подростков. Они откликаются и детям, и взрослым. Например, на «Луноходе» Амурского театра драмы сидящие за мной девочки-зрители рыдали, — рассказала Кристина Матвиенко. — У меня в мастерской были дети от 10 лет и старше. Причем были ребята совсем без опыта посещения театра, но имеющие такое пытливое внимание и желание разговаривать про искусство. Я потом в какой-то момент про театр бросила разговаривать, поняла, что просто не на что опереться в разговоре — дети видели спектаклей раз-два и обчелся. Но это не важно, ведь можно, например, говорить про анимацию, мультипликационную драматургию. И мы говорили. И дети откликаются на историю компетентного разговора об искусстве. Им это нужно, важно, они хотят этого.

Единогласно и зрители, и судьи, и участники признали: театр детям интересен и не только как развлечение для малышей, но и как опыт переживания, осмысления себя и окружающего мира.

До чего докатился Колобок

В предпоследний день фестиваля «Территория детства» на сцене областного театра кукол царствовал «Колобок». Десять детских пьес — и все о нем!

13

городов Дальнего Востока отправили свои театры на амурскую  «Территорию детства»

Это итог работы Театральных мастерских фестиваля. Юные драматурги написали необычные истории, а ребята-актеры их сыграли. Русская сказка, взятая за основу, превращалась у молодого поколения и в социальную драму про брошенность, когда никто тебя не замечает, и в хоррор, и в комедию. В одной из пьес Колобок оказывался фишкой в многоходовой игре, и кто кого там переиграет и останется ли герой жив — вопрос…

Чаще всего дети в своих «дипломных работах» создавали фантазийные вещи. В реальность жизнь Колобка почти никто не превращал, и почти у всех детских пьес — счастливый финал. Это тоже показатель, считают взрослые члены жюри. Дети верят, что всё должно закончиться хорошо.

— Одна из пьес длится целый час, для детской пьесы это очень много! Но дети так «расписались», что прерывать их в этом полете просто было нельзя, — с удовлетворением прокомментировала работы наставник мастерской, столичный драматург и член жюри фестиваля Анастасия Букреева. — У всех ребят есть талант, пусть в разном направлении, но они хорошо, действительно хорошо понимают, что делают на сцене.

По итогу две из написанных ребятами пьес «Хель тебя побери!» и «Чудак» можно будет скоро увидеть на сцене наших амурских театральных студий.

В последний день фестиваля студийцы получили сертификаты об обучении в театральных мастерских. Эти документы помогут ребятам, если они решат связать свою жизнь с театром.

«Придется искать деньги на гастроли!»

Когда заканчивается большой праздник, всегда остается большой вопрос: «А что дальше?» 

9

млн

988 514,38 рубля – сумма грантовой поддержки фестивалю от Фонда культурных инициатив

Пока неизвестно, станет ли новый фестиваль ежегодным, как «Амурская осень», ведь нужно, чтобы театры наработали репертуар к показам, и финансовый вопрос тоже немаловажен. Но то, что фестиваль несет и большой культурный посыл, и воспитательное значение — очевидно. Работники театров увидели для себя новые горизонты и подтверждение, что двигаются по верному пути.

— Мы больше десяти лет работаем над тем, чтобы показать, что кукольный театр — не только для малышей, это не только лисички и зайчики, — рассказала директор Амурского театра кукол Лидия Потемкина. — И взрослым мы уже это объяснили. Взрослые спектакли откликаются зрителям. Теперь наша задача — говорить с подростками.

А после того как Гран-при за лучший спектакль для подростков остался в Благовещенске у Амурского театра драмы, Надежда Доргунова со сцены пообещала:

— Придется искать деньги на гастроли! А ребята-участники, если решите связать жизнь с театром, звоните в министерство, говорите, что вы с «Территории детства». Поможем с бюджетными местами.

Кто получил амурскую «Нику»

Все спектакли оценивали и обсуждали два судейских состава. Во взрослое жюри вошли известные театральные критики, драматурги и режиссеры. С детской стороны жюрили ребята из театральных мастерских. Самым младшим там был десятилетний Мирон Кулагин, юный актер театральной студии «Этюд». И, кстати, мнение ребят не всегда совпадало со взрослым.

Маленькая «Ника» стала главным призом фестиваля. Кукольная фигурка девочки в кигуруми амурозавра создана по эскизу амурской художницы Анны Тюриной специально для «Территории детства». Маленькую «Нику» как прообраз больших будущих побед взрослое жюри вручило трем победителям.

  • Главный приз за лучший кукольный спектакль получил Театр кукол из Находки — за постановку «Правда, мы будем всегда?»
  • Гран-при за лучший детский спектакль увез Хабаровский театр юного зрителя — за работу по сказке Евгения Шварца «Два брата»
  • Гран-при за лучший спектакль для подростков остался в Благовещенске. Ее получил Амурский областной театр драмы за спектакль «Луноход».

Свои награды раздало и детское жюри, и тут со взрослыми судьями мнения разошлись:

  • Гран-при за лучший детский спектакль отдали «Бременским музыкантам», который поставили в драматическом театре Комсомольска-на Амуре.
  • Лучшим кукольным спектаклем дети назвали работу «Судьба» кукольного театра из Нерюнгри.

Четверо участников театральных мастерских станут ведущими новостей на «Детском радио», трое получили путевки на профильную смену для одаренных детей от центра «Вега» в загородный лагерь «Колосок», пятеро — сертификаты на обучение в театральной студии «ГРИМ».


 

Организаторами фестиваля выступили Амурский областной театр драмы, Амурский областной театр кукол и общественная организация Амурский областной Союз женщин. «Территория детства» финансируется Президентским фондом культурных инициатив, воплощается в жизнь при поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, правительства Амурской области, администрации Благовещенска. Фестиваль имеет более 50 партнеров и спонсоров.