• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото из личного архива
  • Фото из личного архива
  • Фото из личного архива
  • Фото из личного архива

Учиться и готовить никогда не поздно

На вопрос об образовании Янина Кальницкая отвечает с юмором: «Четырнадцать сантиметров». Это высота стопки из дипломов о высшем образовании и профессиональной переподготовке. Хотя свою первую «вышку» Янина Владимировна получила только в 35 лет. Зато потом ее было не остановить — сейчас у нее шесть высших образований, включая две степени магистра.

Ее первый диплом кондитера, полученный в кулинарном техникуме почти 30 лет назад, мог бы скромно пылиться в сторонке, но… Специалист, обладающий знаниями в области международных отношений, юриспруденции, дизайна, экономики, социальной работы, менеджмента, несколько лет назад неожиданно заново открыла для себя кондитерское искусство.

— Я родилась в Красноярском крае. Была старшей из пяти детей. Мама — творческий человек, ее приглашали в разные населенные пункты поднимать народные коллективы. Сейчас ей 75 лет, но она сумела сохранить чудесный голос. Участвовала в передаче «Играй, гармонь», а в феврале приглашена на съемки в передачу Андрея Малахова «Песни от всей души». Больше, чем петь, мама любит разве что печь. Мы с сестрой унаследовали ее пристрастие к готовке, — рассказывает Янина.

Вероятно, поэтому девочка, окончившая школу с одной четверкой и имевшая все шансы поступить в институт, пошла учиться в кулинарный техникум. Однако по профессии она проработала всего месяц: познакомилась с будущим мужем, который увез ее в неизведанный на тот момент Дальний Восток.

«Ну что ты так тараторишь!»

— Сначала мне было все непривычно: другая природа, другие люди. Сибиряки более открытые, амурчане отличаются своей сдержанностью. А еще помню, как сложно было привыкнуть к местной речи: дальневосточники так быстро говорят, как будто куда-то торопятся. Однако несколько лет спустя, приехав на малую родину, я услышала в свой адрес: «Ну что ты так тараторишь, мы не поспеваем за тобой!» — улыбается Янина.

Не желающая поддаваться болезни, амурчанка стала активно принимать порошок из бурых водорослей, известный своими желирующими свойствами, и уже через два месяца почувствовала улучшения.

Приамурье для сибирячки очень скоро стало родным, и она пригласила сюда сестру, за которой вскоре перебралась и мама. Они жили в Сковородине, где Вера Кузьмовна организовала ансамбль «Русская песня», который существует до сих пор. Впрочем, через несколько лет мама и сестра вернулись в Сибирь, а Янина осталась в полюбившемся Благовещенске.

— Я любила и умела шить, и во время декрета подрабатывала тем, что шила на заказ. Потом решила открыть ателье, правда, существовало оно недолго. Зато любовь к рукоделию привела меня в Амурский госуниверситет, — рассказывает бывшая сибирячка.

Около семи тысячи иероглифов и табличка на китайском

Фото: Владимир Воропаев

Поступая в АмГУ на факультет дизайна и технологий, Янина не предполагала, что задержится в стенах университета намного дольше, чем ее однокурсники. На последнем курсе она устроилась менеджером по персоналу, с этого началась карьера. Сейчас в ее подчинении пять отделов, включая отдел кадров, архив, юрисконсультов, документооборот, ГО и ЧС. Конечно, компетенции из разных областей знаний, полученные во время учебы, пригождаются на практике. На двери ее рабочего кабинета висит табличка с надписью на китайском, которая переводится так: «Перед тем как уйти домой, не забудь открыть жалюзи». Это не только напоминание, но и способ пополнить словарный запас. Придерживаясь позиции «Знания не бывают лишними», Янина Владимировна в возрасте за 40 лет взялась за изучение китайского языка.

Свой первый диплом о высшем образовании Янина Кальницкая получила только в 35 лет. Зато потом ее было не остановить — сейчас у нее шесть «вышек», включая степени магистра.

 

— Это заблуждение, что в зрелом возрасте мозг с трудом усваивает новую информацию. Наоборот, умеренные умственные нагрузки помогают держать себя в тонусе. Китайский язык очень мелодичный, и тут меня выручает музыкальный слух, который я унаследовала от мамы. А еще мне очень нравится каллиграфия, ведь это целое искусство! — отмечает Янина Владимировна.

В общей сложности за восемь лет изучения языка целеустремленная амурчанка освоила около семи тысяч иероглифов! Во время пандемии она не теряла время, продолжала учиться в китайских университетах онлайн.

Агар-агар спас от болезни

Фото: Владимир Воропаев

Янина Владимировна всегда вела активный образ жизни: занималась танцами, катанием на коньках. Но однажды поняла, что некоторые движения стали недоступны. Обследование на КТ выявило проблемы опорно-двигательного аппарата, прогнозы врачей были неутешительными, и тогда она вспомнила о пользе агар-агара для суставов. Не желающая поддаваться болезни, амурчанка стала активно принимать этот порошок из бурых водорослей, известный своими желирующими свойствами, и уже через два месяца почувствовала улучшения. Удостоверившись в эффективности продукта, любительница домашней кулинарии решила совместить приятное с полезным и приготовить зефир с агар-агаром — натуральным растительным загустителем, заменяющим желатин.

— Магазинный зефир никогда не любила. Но домашний оказался совсем другим! Легким, воздушным, ароматным, а главное — полезным! — радуется амурчанка.

Зефирная флористика

Фото из личного архива

Первое время наша героиня экспериментировала с рецептами, которые есть в открытом доступе, но вскоре возникла потребность повысить уровень профессионального мастерства, и Янина Владимировна приступила к хорошо знакомому делу — обучению, на этот раз в кулинарной онлайн-школе. Особенно ее вдохновили курсы по зефирной флористике. Диаграмма цветка, техника отсадки и окрашивания, способы придания мохнатости лепесткам, тонкости изготовления пестиков и тычинок — это же настоящая наука на грани искусства и ботаники!

Фото из личного архива

— Я очень люблю цветы, коллеги меня прозвали Цветочницей Анютой — в честь героини известной песни. В моем кабинете цветут орхидеи, бугенвиллеи, камелии, подпирает потолок араукария. Наверное, поэтому для тортов и капкейков я чаще использовала цветочный декор. Раньше розы я делала из крема, однако именно зефир оказался идеальной основой для сладких букетов, — уверена Янина.

Съедобная клумба

Фото из личного архива

Розы, хризантемы, лилии, пионы, ромашки, тюльпаны, подснежники и георгины — амурская мастерица может создать целую съедобную клумбу, причем цветы выглядят так натуралистично, что многие принимают их за настоящие! Сложно поверить, что такая красота сделана из яичного белка, агар-агара, фруктового или ягодного пюре с добавлением кофе или шампанского.

Букет хризантем из зефира. Фото: Владимир Воропаев

— Мне не раз присылали видео, как именинник, которому подарили мой букет из зефира, торопится поставить его в вазу с водой, — улыбается автор кулинарных шедевров. — Зефирные цветы имеют массу преимуществ: они не вянут (при комнатной температуре могут храниться целый месяц, а в холодильнике еще дольше), от них не полнеют (в 100 г домашнего зефира всего 40 килокалорий), почти не содержат сахара, поэтому их можно даже диабетикам. Ну и, опять же, не стоит забывать про пользу агар-агара.

Известный кондитер гордится успехами ученицы

Фото: Владимир Воропаев

Десерты Янины Кальницкой так понравились всем окружающим, что на нее посыпались заказы — пришлось оформляться в качестве самозанятой. Вечером после трудового дня у мастерицы начинается «вторая смена» — начальник управления персоналом превращается в кондитера-флориста.  

— Все думают, что моим домочадцам сказочно повезло: на завтрак, обед и ужин подают небывалые десерты. На самом деле им не позавидуешь. Муж часто сокрушается: «Кому-то торты, а мне — лапша». Да, в семьях кондитеров нередко питаются по принципу «остатки сладки», ведь всё время и силы направлены на творчество, — признается талантливая амурчанка.

Букеты из зефира выглядят настолько реалистично, что люди, которым их дарят, всё время норовят поставить их в вазу с водой.

Кстати, кулинарные способности передались по наследству и дочери Янины — 23-летней Анастасии. Правда, она чаще печет капкейки и бенто-торты — небольшой десерт, рассчитанный на одного-двух человек. Нередко мама с дочкой работают в тандеме и вместе «высаживают» зефирные цветы на бисквитную поляну. Причем мама отвечает за флору, а дочь за фауну: ей больше нравится рисовать и вылепливать из мастики фигурки животных, а также персонажей мультфильмов. У Насти двое маленьких детей, поэтому детская тематика ей ближе.

Фото из личного архива

Поскольку у начальника управления персоналом всегда много работы, создавать цветочные композиции нередко приходится по ночам. Однако восторженные отзывы работают не хуже «энергетиков», поэтому усталости кондитер-флорист не ощущает. Янина Владимировна признается, что особенно приятно, когда ее работы выставляет в статус хозяйка кулинарной школы, в которой она обучалась. Известная на всю страну кондитер называет свою ученицу звездочкой с Дальнего Востока.

Фото из личного архива

Дороже этих слов разве что похвала мамы. Работы дочери Вера Кузьмовна пока видела на фото и видео, но уже весной у нее будет возможность отведать цветы на вкус. У Янины Владимировны намечается поездка в Красноярск, и она уже раздумывает, какой именно композицией порадовать маму, которая подарила ей не только жизнь, но и кулинарный талант.

Возрастная категория материалов: 18+