Фото центра «Берегиня»Фото центра «Берегиня»

Ерунда, перерастет?

— Татьяна, что такое эрготерапия?

— Если говорить об эрготерапии в отношении детей, то это метод, направленный на развитие у ребенка навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, через игровую деятельность. Эрготерапевт помогает малышу научиться выполнять важные повседневные задачи — во время прогулки, приема пищи, общения с ровесниками. Это необходимо, чтобы ребенок соответствовал возрастным этапам развития, рос самостоятельным, а в дальнейшем не имел проблем с учебой.

— Помощь эрготерапевта требуется детям с ОВЗ?

— Не только. Нередко бывает, что ребенок в целом здоров, но какой‑то этап проседает, и без своевременного вмешательства это может привести к серьезным последствиям. Часто родители, замечая какое‑то несоответствие возрастной норме, говорят: «Ерунда, перерастет!» А спустя время, сталкиваясь уже с конкретной проблемой, даже не подозревают, что имеют дело с отсроченными последствиями. Простой пример: ребенок в возрасте старше года не показывает указательным пальцем на предмет или картинку. Это может быть косвенным признаком нарушений на уровне ЦНС — чтобы исключить их, стоит проконсультироваться у специалиста. Либо годовалый малыш не произносит простые слова («мама», «дай», «на»), а занимается вокализацией, то есть произношением бессмысленных звуков. Гуление, лепетание нормально для детей до года, в более старшем возрасте может свидетельствовать о задержке речевого развития. Однако логопеды не занимаются с детьми младше пяти лет, поэтому есть смысл обратиться к коммуникативному психологу, эрготерапевту или специалисту по развивающему уходу.

— С детьми какого возраста вы занимаетесь?

— От рождения до четырех лет, если речь идет об обычных детях, и до шести лет, если у ребенка в анамнезе какое‑то серьезное заболевание.

Рисовать на обоях полезно

— Основной метод работы с детьми в эрготерапии — игра. Неужели через игру можно добиться серьезных результатов?

— Взрослым важно помнить, что игра — это основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает мир. С четырех месяцев до 3,5 лет ребенок проходит этап так называемых грязных игр: размазывает по себе и окружающим предметам еду, рисует на обоях, открывает шкафы и извлекает оттуда всё содержимое, насыпает песок себе на голову… Не все родители способны сохранять хладнокровие, наблюдая за этим безобразием. Многие начинают запрещать и даже ругать, не подозревая, что тем самым тормозят развитие.

— В детских магазинах огромный выбор развивающих игрушек. Какие из них предпочтительнее?

— Парадокс в том, что ни одна самая дорогостоящая интерактивная игрушка не гарантирует того, что ребенок будет опережать в развитии сверстников. Более того, ребенок имеет все шансы развиваться в соответствии с возрастом с минимальным набором игрушек. Вы, наверное, замечали, что малыши охотнее играют с обычными предметами — поварешкой, кастрюлей, целлофановым пакетом… Если эти вещи не представляют собой опасности, позвольте ребенку удовлетворить свой интерес. К слову, когда семейный бюджет ограничен, дорогие развивающие коврики и бизиборды можно заменить сенсорной коробкой собственного изготовления. Возьмите коробку подходящего размера и вложите в нее предметы разной текстуры: сосновые шишки, еловые веточки, пластиковые баночки с отвинчивающейся крышкой, мешочки с крупой. Малыш будет перебирать содержимое, развивать мелкую моторику и сенсорное восприятие.

Спецэффекты — лишние

— Один из важных навыков — умение пользоваться горшком. Стоит ли приучать к горшку в младенчестве или оставить эту затею на потом?

— Большинство эрготерапевтов придерживаются мнения, что поднимать «туалетный вопрос» раньше полутора лет не стоит. Однако я, основываясь на личном опыте, могу сказать, что научить ребенка пользоваться горшком вполне реально в 10‑месячном возрасте. Я против злоупотребления памперсами, особенно когда речь идет о мальчиках. В идеале — надевать подгузник стоит только на выход, дома малыш должен обходиться без него.

Татьяна Ненастьева,

специалист по развивающему уходу:

 

«В моей практике был пятилетний мальчик, который ел только вафли и вяленое мясо, а пил лишь сладкие соки». 

Очень важно правильно выбрать горшок. Он должен быть удобным и простым. Дополнительные функции и спецэффекты могут привести к противоположному результату. Например, горшок с музыкальным эффектом может напугать ребенка настолько, что этап мокрых штанишек затянется еще на год.

Если ребенку больше полутора лет, есть смысл присмотреться к детским сидениям на унитаз. Но имейте в виду — необходимо использовать подставку под ножки. Свисающие ноги без опоры препятствуют физиологичному процессу.

Жевать — не переживать

— Может ли эрготерапия помочь детям с расстройством пищевого поведения?

— Конечно. Пищевая избирательность у детей — распространенная проблема. В отличие от вкусовых предпочтений, когда ребенок ест все овощи кроме, например, перца и баклажанов, пищевая избирательность является проблемой, требующей вмешательства, так как значительно сужает рацион. Если ребенок отказывается от большинства блюд, употребляет не более 20 продуктов, предпочитает только определенную структуру, консистенцию или цвет пищи, а вся остальная еда вызывает рвотный рефлекс, можно констатировать пищевую избирательность. Причины могут быть как медицинского характера (проявление аллергии, запор и вздутие живота, или серьёзные заболевания как рефлюкс и дисфагия), так и сенсорного или поведенческого. Часто отправной точкой является психотравма — к примеру, ребенок отказывается от рыбных блюд, так как однажды подавился косточкой рыбы. В некоторых случаях родители сами виноваты в том, что ребенок ест одни макароны и колбасу — им некогда готовить полноценные блюда, в результате у ребенка вырабатывается привычка к перекусам или фастфуду.

— Если ребенок полутора лет не умеет прожевывать пищу, а ест всё в протертом виде, это норма?

— Нет. У малыша навык жевания формируется еще за долго до того, как ему дают твердую пищу, а к 13–18 месяцам ребенок уже может есть продукты любой структуры и консистенции. Для того, чтобы необходимый навык развивался, его нужно стимулировать, то есть постоянно побуждать ребенка жевать. С началом прикорма я рекомендую не ограничивать детское меню пюре и жидкими кашами, добавлять сушки, крекеры, хлебный мякиш, четвертинки банана или огурца, овощи, сваренные до полуготовности.

«Цирковые представления» — неверная стратегия

Тарелки фуд-фейс будут полезны в работе с малоежками. Фото: Алексей Сухушин

— А бывает, что ребенок, наоборот, отказывается от продуктов, имеющих мягкую структуру?

— В моей практике был пятилетний мальчик, который на момент первого визита ел только 6 видов продуктов, среди которых были вафли, вяленое мясо, пил только сладкие соки. Мама понимала, что это вредно, но шла у него на поводу, боясь, что он доведет себя до истощения. За три месяца работы режим питания постепенно стал восстанавливаться: ребенок начал употреблять продукты более мягкой консистенции, пить морсы и компоты. «Всеядным» он пока не стал, но прогресс очевиден.

— Нередко родители кормят ребенка «под мультфильмы» или маскируют нелюбимые продукты.

— Ни то ни другое не приветствуется. Прием пищи — это рутинный процесс, он не должен быть сопряжен с развлекательными моментами. А попытки накормить рыбной котлетой под видом мясной рано или поздно обречены на провал — дети, узнав об обмане, потеряют к вам доверие. «Цирковые представления», когда взрослые готовы чуть ли не ходить на головах, лишь бы чадо поело, тоже неверная стратегия.

— Каким же образом вернуть ребенку нормальный аппетит?

— Прежде всего понять, почему он отказывается от еды. Проконсультироваться у специалистов узкого профиля: гастроэнтеролога, стоматолога, эндокринолога — для исключения каких‑либо патологий. Если со здоровьем всё в порядке, то стоит обратить внимание на факторы окружающей среды. Например, важна поза, в которой малыш сидит за столом. Существует правило «трех 90»: правильная поза подразумевает сохранение угла 90 градусов между корпусом и бедром и между бедром и голенью. Стопы должны стоять на опоре, не висеть в воздухе. Зачастую требуется восстановить сенсорную интеграцию при помощи массажа, пальчиковой гимнастики, игротерапии. Стоит уделить внимание сервировке (интересная подача блюд обязательно заинтересует ребенка). Как говорил немецкий психотерапевт Кей Томи: «У ребенка есть три варианта после 4–6‑месячного возраста: научиться есть, научиться не есть и научиться делать вид, что ест». И выбор нередко зависит от позиции родителей.

Гаджеты опасны в раннем возрасте

Фото: freepik.com

— Сейчас популярен «цивилизованный» метод отвлечь ребенка от шалостей — телефон.

— К сожалению да. Это действительно удобно: дал ребенку смартфон и «забыл» о его существовании. Многие родители даже не догадываются о том, какую опасность могут представлять собой компьютерные гаджеты в раннем возрасте. Один из побочных эффектов, например,это развитие вторичного аутизма. Если вовремя не принять меры, это может привести к серьезным проблемам в коммуникации и учебе и даже — к умственной отсталости.

Мечта о своем детсаде

Татьяна Ненастьева около 15 лет проработала в системе УФСИН. В 36 лет кардинально изменила сферу деятельности, получив образование реабилитолога в социальной сфере, тьютора, специалиста по развивающему уходу. В 2021 году она выиграла муниципальный грант «Нянюшка» — по уходу за детьми с ОВЗ, в том же году стала победителем всероссийского конкурса «Лучшие няни России» в номинации «Няня особенного ребенка».

Сейчас Татьяна учится в БГПУ на олигофренотерапевта, а также в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства; консультирует родителей, разрабатывает индивидуальные программы адаптации для гиперчувствительных детей. Мечта Татьяны — открыть в Приамурье реабилитационный детский сад с бассейном, кабинетом ЛФК, соляной пещерой, чтобы дети с ОВЗ получили возможность развиваться.

Возрастная категория материалов: 18+