Фото: Виктория ИгнатюкФото: Виктория Игнатюк

Едут за русскими продуктами из Хэйхэ и Харбина

Начать «охоту» за китайцами я решила с «Кэшки» на Мухина. Прохожу несколько залов, прежде чем обнаруживаю гостей из Поднебесной. Здесь их действительно много. Они щебечут из разных углов и крутят перед камерами конфеты, эмоционально что-то объясняя. Почти каждый снимает видео, находясь возле специальной стойки, похожей на шкафчик, — в них блогеры кладут верхнюю одежду и другие вещи.

Подхожу к молодому китайскому парнишке и спрашиваю, говорит ли по-русски. Он удивлен, что к нему обратились, но включает голосовой онлайн-переводчик. Объясняю, что я журналист и хочу узнать о гастрономических предпочтениях друзей из Азии. Переводчик срабатывает оперативно, и через полминуты парень жестом показывает: «Пошли».

Здесь же, в «Кэшке», подходим к группе китайцев. Парнишка объясняет «боссу», кто я и что мне нужно. Так знакомлюсь с китайцем Максимом. Он в торговом центре помогает туристам из Поднебесной сориентироваться в магазинах и товаре.

— В основном к нам приезжают из Хэйхэ, также есть гости из Харбина. Скоро китайский Новый год, поэтому покупают сладкое. Больше всего нравится шоколад и мёд. Они вкусные, берем на подарки, — рассказывает Максим на ломаном русском. Он немного напряжен, но общается дружелюбно.

— Я смотрю, ваши ребята в зале магазина ведут прямые эфиры? Они торгуют продуктами? – уточняю у Максима.

— Нет, это редко. Знаешь TikTok? Вот у нас есть то же самое, только другое приложение. Снимаем видео небольшие, типа рекламы. Показываем, какие продукты хорошие, какие понравились, то, что стоит купить. Чтобы приезжали и знали, что брать. Сейчас покажу, — говорит Максим и берется за смартфон.

— Вот! — включает видео новый знакомый.

На экране возникает мчащая по Амуру пума, китайцы с тележками, разные продукты – типичный рекламный ролик.

«Берут баулы с «Аленкой» на 15 тысяч»

— А что нравится в стране, в городе — туристы с тобой отзывами делятся? — спрашиваю «босса».

— Шоколад хочу, мёд хочу, золота тоже хочу, — кратко повторяет Максим. Видимо, в такой емкий лозунг и укладывается основной интерес китайцев к Благовещенску.

На кассе магазина интересуюсь, что еще берут гости из Поднебесной и в каких количествах.

— Очень любят шоколад «Аленка», он у них в приоритете. Еще покупают «Милку» и «Кроконт». Причем на большие суммы, 10–15 тысяч рублей. Уносят целыми баулами, — объясняет кассир дискаунтера «Кэш&Керри» Наталья Акулина. — Очень популярны сухие сливки «Сопьо Кримо», ГОСТовское сухое молоко. Берут мёд, водку «Белуга» и любят местный хлеб нашего производства, наподобие «Заливного».

Спросом пользуются украшения с рубинами и изумрудами

На «Амурской ярмарке» в ювелирном магазине «Золотая рыбка» подтверждают — в последние несколько месяцев в их торговой точке стало значительно больше китайцев.

— Они приезжают группами прямо к открытию и до обеда сменяют друг друга. Максимум в день у нас бывает 8-10 небольших групп. Или три огромных. Видимо, так в Китае комплектуют. Берут в основном янтарь или красное золото. Зависит от того, что могут себе позволить, — рассказала продавец ювелирной компании «Золотая рыбка» Светлана Соловьева.

«Берут в основном янтарь или красное золото. Зависит от того, что могут себе позволить».

В этом же салоне, но в отделе с драгоценными камнями, мне объясняют, что китайцы любят изделия с натуральными камнями. Особенно им нравятся рубины и изумруды.

— Вот, сравните, — предлагает сотрудница Анна. — Это то, что осталось: изумрудов почти нет, две небольших стойки, а сапфиров — в два раза больше.

Покупают ювелирку через блогеров

По словам продавцов, туристов много, но покупают они — мало.

— Китайцев у нас в салоне бывает много, но они просто смотрят и мало покупают. В основном товар берут не туристы, а «фотографы», как мы их называем, — рассказывают в ювелирном салоне. — Это одиночные китайцы. Они приходят к нам, выходят в прямые эфиры на свою аудиторию через какие-то интернет-платформы и продают наши украшения онлайн. Если покупатель нашелся, то китайцы откладывают такой товар. Потом они, видимо, получают деньги от покупателей — и возвращаются за украшениями.

При этом суммы, на которые закупаются китайские блогеры, внушительные. Самые дорогие покупки на памяти продавцов – браслет за 400 тысяч рублей и золотые часы почти за полмиллиона.

Кстати, сейчас продавцы отмечают смену тенденции: китайцы изменили свои предпочтения. Если раньше блогеры чаще брали золото, то сейчас стали покупать больше серебряных украшений. А количество блогерских «ходок» в ювелирный салон зависит от спроса у китайского потребителя. Иногда китайцы просиживают за прилавком ежедневно, а иногда, наоборот, приходят редко.

— Например, эта девушка приходит на протяжении двух недель, — кивком головы указывает сотрудница Вероника на молодую китаянку, стоящую неподалеку. — Она каждый раз смотрит одни и те же серебряные часы: фотографирует и отправляет потенциальным покупателям.

В храме берут свечи и ангелочков

Еще одно излюбленное место китайцев – Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы на Комсомольской.

— Китайцы активно пошли к нам с конца декабря. Чаще приходят в выходные и в понедельник. Приезжают со своим экскурсоводом, группы обычно по 6–20 человек. Сегодня, например, уже было три группы только за утро, — рассказала сотрудница церковной лавки. — Покупают что-то редко, иногда берут свечки и ангелочков, серебряные украшения с камнями.

При этом прихожане отмечают, что китайцы очень любопытные и ведут себя довольно шумно.

— Они «чирикают» громко, как дети. А еще любопытные — идут куда хотят, даже куда нельзя. У них нет понимания того, что нужно спросить: можно или нет? Поэтому приходится делать замечания. Но это мало помогает. Это их менталитет. Конечно, хочется, чтобы вели себя потише, особенно когда батюшка служит, — рассказала прихожанка церкви Нина Анатольева.

Туристический поток в музее вырос в 23 раза

Фото: Архив АП

Также большой поток китайских туристов отмечают в Амурском краеведческом музее. По статистике учреждения, с середины 2023 года количество китайцев-посетителей выросло здесь в 23 раза! К примеру, в мае прошлого года музей посетило 22 жителя Поднебесной, в июле – 180, а начиная с октября их количество перевалило за 4 тысячи в месяц. 

23 

раза — во столько выросло количество китайских туристов в областном краеведческом музее

Сейчас тенденция к росту турпотока сохраняется. По словам сотрудников музея, небольшая пауза возникла только в начале зимы, когда по Амуру не смогли проходить пумы. В ближайшее время снижение турпотока ожидают снова: приближается китайский Новый год. Его в Поднебесной будут отмечать с 10 по 24 февраля.

— Сейчас в день у нас бывает по 3–4 группы китайских туристов. Каждая по 30–40 человек. Индивидуально китайцы тоже посещают музей, но реже. Чаще всего это семьи – мама, папа и ребенок, — рассказала экскурсовод-переводчик Амурского краеведческого музея Александра Николаенко. — Интереснее всего для них экспозиции, которые рассказывают о периоде правления Советской власти и Гражданской войне, и «Искусство стран Востока».

По словам женщины, китайцы охотно покупают продукцию в сувенирной лавке музея. Больше всего им нравятся магниты, рюмки и стопки с изображением Благовещенска и области. Особенно гостей из Поднебесной прельщают изделия из керамики: почти всю, что была в музее, они разобрали.

Китайцы предпочитают «Версаче»

Помимо сладостей, сувениров и ювелирных украшений китайские туристы с удовольствием покупают парфюм.

— Берут автопарфюм, диффузоры, парфюмерию. Минуту назад у меня взяли шесть упаковок «Версаче» и «Модерн». Эти ароматы, наверное, в Китае самые популярные. В том месяце брали горами: зараз по 15 штук, — рассказала продавец парфюмерного отдела La`venti Вероника Мотовилова. — А еще много снимают на камеры. Мы спрашивали для чего, но они молчат, не хотят рассказывать.

Фото: Виктория Игнатюк

На таможне Хэйхэ ажиотаж: китайские туристы хотят в Россию 

1600 человек превысил пассажиропоток на речном пункте пропуска Хэйхэ 1 февраля. На таможне в Хэйхэ наблюдается ажиотаж, туристы с юга Китая, посмотрев Харбин, желают выехать из Хэйхэ в Благовещенск, чтобы «увидеть настоящую Россию». Об этом сообщает портал biang.ru со ссылкой на телевидение китайского приграничного города.

Китайские туристы выезжают в Благовещенск в основном в рамках безвизового группового туризма, чтобы отдохнуть, посмотреть достопримечательности и купить товары, которые в Китае стоят значительно дороже. «Я хочу купить в России конфеты!» — поделилась ожиданиями от поездки в Россию молодая туристка из Сучжоу по имени Тан И. «Мы в первый раз едем в Россию. Оформили путевку в рамках тургруппы. По интернету я видела много видео про блюда русской кухни. Очень хотим попробовать. В интернете о России много видеороликов. Лучше всего это всё увидеть своими глазами», — считает туристка из провинции Цзянси по фамилии Чэнь. Как сообщается в сюжете, на таможне Хэйхэ даже открыли дополнительные стойки для китайских туристических групп, чтобы они не задерживались в пункте пропуска.

Возрастная категория материалов: 18+