Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

При чем здесь чужая экономика

Тему неравной конкуренции российских и зарубежных производителей подняли на межрегиональном форуме «Дни ритейла на Амуре». Напомним, он проходил в Хэйхэ, затем в Благовещенске, а теперь «переехал» в Хабаровск. На мероприятии, которое ежегодно проводится в разных регионах страны, участники рынка розничной торговли, производители, власти и аналитики этой сферы обсуждают основные проблемы ритейла, делятся успешным опытом и ищут возможности для дальнейшего развития рынка с учетом интересов всех сторон.

1

сентября 2025 года — именно с этой даты, как предполагается, начнет действовать закон о «российской полке»

— В России увеличиваются обороты розничной торговли. Рост этого показателя — один из ключевых показателей экономики, — объясняет директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов. — При этом рост розницы в первую очередь связан с ростом промышленного производства. Здесь важно понимать зависимость: начался рост промышленного производства — пошел рост доходов населения. Идет рост розницы — двигается вверх и экономика.

Но есть нюанс. Сегодня в общем обороте розницы чуть больше 50 процентов занимают непромышленные товары. И из них половина — импортные. А, если учитывать иностранные ингредиенты, оборудование, комплектующие, то импортная составляющая в этом сегменте — порядка 70 процентов.

«То есть из половины розничных товаров две трети — так или иначе импортные. И в итоге деньги от продажи этих товаров идут в другие страны. Более того — стимулируют рост экономики других стран. А могли бы помогать экономике России», — подчеркивает спикер. По его словам, эта ситуация является довольно серьезным вызовом современному обществу. И сегодня страна не может себе позволить бросить отечественного производителя выживать «как может».

Ошибка 90-х

Фото: amurobl.ru

— Наверное, ключевая ошибка в том, что лет 20—30 назад наша страна одномоментно открыла рынок для зарубежных товаров при абсолютно неподготовленном внутреннем производстве, — подчеркивает представитель Минпромторга. — Тогда говорили — это конкуренция, рынок всё расставит на свои места. Но если боксера-тяжеловеса выпустить на ринг против вчерашнего школьника, только выучившего приемы, — разве это можно назвать равной борьбой? Мы заведомо поставили в неравные условия отечественного и западного производителя. А сейчас мы пожинаем плоды такого подхода. Да, санкции стимулировали развитие отечественного производства, но этого недостаточно.

Исправить ситуацию, по мнению Никиты Кузнецова, можно с помощью ритейла — потому что именно розничные продавцы как никто знают предпочтения покупателей и смогут донести их до наших производителей.

Отечественные преимущества

Фото: Архив АП

— Мы предлагаем ввести в России закон о «российской полке» — мягкой силой обязать крупную розницу работать с российскими производителями, — говорит спикер. — Разграничить пространство на полках магазинов. И предоставлять место в первую очередь продукции отечественных, импортонезависимых производителей.

Дело в том, что местоположение товара на полках действительно очень сильно влияет на выбор покупателей. То, что находится на уровне глаз и груди, люди разбирают в первую очередь — это закон маркетинга. Поэтому нередко торговые сети «продают» самые выгодные места производителям и в соответствии с этим раскладывают товар. Понятно, что средства на покупку «выгодного» места в основном имеют крупные компании, лидеры рынка. И опять же: зачастую это не российские производители.

— Кто-то может сказать: как же так, это нечестно. Но у нас просто нет выбора — цифры я уже называл. Иначе эта спираль вывода капитала из экономики сыграет с нами дурную шутку, — подчеркнул Никита Кузнецов. — Поэтому часть полок в магазинах должна быть зарезервирована под наши товары. Отмечу, что о запретах речи не идет — на оставшемся пространстве могут и даже должны быть представлены любые другие бренды, в том числе иностранные. Ассортимент приводит к конкуренции, которая подстегивает нашего производителя. Но только подстегивает, а не убивает.

Фото: Архив АП

Почему восстанавливать историческую справедливость решили именно с помощью ритейла? Почему именно на него возложили миссию по «подтягиванию отечественного производителя»? Расчет такой: магазины работают напрямую с конечным потребителем. Если на полках будет лежать товар, который не будут покупать люди, — магазин понесет убытки. И начнет выяснять, а затем и рассказывать производителям, что именно не нравится покупателям в конкретном товаре. Таким образом иностранные товары не уйдут с рынка, но у людей перед глазами в первую очередь будут предложения от отечественных компаний. А розница позаботится о том, чтобы производитель знал, что хочет покупатель.

Приоритет — амурским производителям

Фото: amurobl.ru

Законопроект о «российской полке» поддержали Минфин, Роспатент, Роспотребнадзор и Минюст. Против весной высказывалась только ФАС: по мнению специалистов, это не даст конкурентных преимуществ отечественным производителям, но может подтолкнуть рост цен на товары.

Закон затронет и интернет-торговлю — российские бренды, согласно документу, должны первыми отображаться в выдаче. Предполагается, что закон о «российской полке» вступит в силу с сентября следующего года.

«Мы предлагаем ввести в России закон «о российской полке» — мягкой силой обязать крупную розницу работать с российскими производителями».

Нужно отметить, что в Амурской области уже нашли как поддержать локальных производителей на региональном уровне — речь об акции «Покупай амурское». Изначально ее запускали для стабилизации цен на продовольственные товары первой необходимости. Тогда на ряд товаров закрепили цену с минимальной наценкой. Такие позиции отмечали зелеными ценниками с надписью «Покупай амурское». Выбирая этот товар, амурский покупатель знал, что он переплачивает меньше, получает свежую продукцию (ведь ее не нужно доставлять из других регионов) и при этом поддерживает местных производителей.

Проект оказался успешным — за четыре года к акции присоединились больше 100 производителей и 500 магазинов. Кроме того, «Покупай амурское» вошло в топ-100 лучших российских практик, помогающих продвигать товары и услуги, по версии ФАС.

Маркетплейсы призовут к порядку

«Интернет-торговля — многотриллионная отрасль, и мы считаем, что она не может априори находиться без регулирования», — рассказал о еще одной инициативе Минпромторга Никита Кузнецов. 

Дело в том, что в этом бизнесе находятся не только большие маркетплейсы, но и локальные производители, ИП, открывающие пункты выдачи. И первые диктуют вторым и третьим свои условия без ограничений.

— Когда серьезные игроки меняют правила игры на ходу по собственному усмотрению, уведомляя сотни тысяч партнеров явочным порядком, это неправильно, — подчеркивает директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России. — Причем на реализацию вновь придуманных изменений они дают своим партнерам минимальный срок. Мы вынуждены будем застабилизировать этот сегмент.

Важно зафиксировать временной промежуток, чаще которого маркетплейсы не могут менять условия работы для контрагентов. «Также очень важно чтобы маркетплейсы отвечали за товар и за поставщика. Человек жалуется на контрафакт — но площадка заявляет, что она просто посредник. Хотите — ищите сами продавца, — делится нелегким опытом в этой отрасли Никита Кузнецов. — Сейчас мы разрабатываем формулировки, которые призовут к порядку работу этой системы. Маркетплейс должен знать и регулировать, что у него продается, и кто это продает».

***

Чего хочет амурский покупатель: будущее розничной торговли обсуждают на «Днях ритейла на Амуре»

Возрастная категория материалов: 18+