Фото: Архив АПФото: Архив АП

Работа в АПК — это прибыльно и перспективно

Если несколько лет назад амурские выпускники мечтали о дипломе юриста в вузе, сегодня они атакуют приемные комиссии колледжей и выбирают рабочие профессии.

2000

заявлений на 330 бюджетных мест поступило в эту приемную кампанию в Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В других заведениях среднего профессионального образования Приамурья также большой наплыв — от 1500 заявлений

В Амурском аграрном колледже в этом году снова наплыв желающих получить образование — пожалуй, это учебное заведение в числе первых проложило дорожку от студента к работодателю. Введенный в Амурской области пять лет назад запрет на использование иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве запустил целый механизм в этой отрасли. А с прошлого года на базе аграрного колледжа открылся образовательный кластер «Сельское хозяйство» по проекту «Профессионалитет» — благодаря ему и финансированию из областного бюджета здесь появились лаборатории с современным оборудованием. Сегодня уже очевидно, что работа в АПК — это и прибыльно, и перспективно. И приемная кампания в этом году снова прошла масштабно.  

Как рассказали в колледже, в прошлые года самой популярной специальностью была ветеринария, в эту приемную кампанию больше желающих поступить оказалось на агрономию, а также на эксплуатацию и ремонт сельхозтехники и оборудования. Эти три специальности держат марку самых популярных, конкурс на них от 3 до 5 человек на место.

— Кроме Благовещенска, у нас три отделения — в Екатеринославке, Серышеве и Завитинске. В этом году на 468 бюджетных мест подано более 1500 документов. Когда общаешься с абитуриентами и их родителями и спрашиваешь о том, как они выбрали наш колледж, оказывается, что многие ребята были у нас на экскурсиях и на мастер-классах. Наши мастерские оснащены современным оборудованием. Также мы выезжаем в школы, проводим дистанционные встречи для отдаленных местностей, наши студенты презентуют свои профессии. Всё это, скорее всего, и привлекает поступающих, — говорит и. о. замдиректора по учебно-производственной работе Надежда Белова.

В колледжи — с высокими баллами

В недавнем прошлом средние профессиональные заведения набирали тех, кто по какой-то причине не поступил на «вышку». Сейчас в колледжах решает судьбу мест конкурс аттестатов. И идут в агрономы и строители далеко не троечники.

Фото: Никита Печеник

— В этом году у нас рекорд по числу заявлений: более 2000 на 330 бюджетных мест. Самый низкий порог балла аттестата на самых популярных специальностях — это 4,3, — рассказали в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства.  — По некоторым специальностям конкурс доходил до 7 человек на место. Самые популярные: «архитектура», «туризм и гостеприимство», «строительство зданий и сооружений», «сетевое и системное администрирование». Мы набрали не только бюджетников, но и коммерческие группы. Корректировка по набору зависит от потребности рынка — работаем с профильными министерствами, которые сообщают, какие профессии необходимы на перспективу. Так, в этом году набрали 30 сварщиков, что на пять бюджетных мест больше. В целом же рост числа заявлений в учреждения среднего профессионального образования связан с активной популяризацией рабочих профессий и тем, что в области реализуется много строительных проектов, поэтому эти специалисты очень востребованы. Также как и специальность «сетевое и системное администрирование» — айтишники востребованы во всех сферах.

Благовещенский политехнический колледж принял более 1500 заявлений. Многие абитуриенты подавали сразу на несколько специальностей, так что в общей сложности колледж принял почти 4 тысячи документов. В этом году здесь 375 бюджетных мест. Топ популярных профессий: «прикладная геодезия», «маркшейдерское дело», «информационные системы и программирование» — и здесь тоже сложился очень высокий конкурс аттестатов.

Студенты учатся и получают зарплату

Как отмечают в учебных заведениях, сейчас студенты сразу понимают, что их ждет в будущем. Те, кто не заключили целевой договор сразу, на третьем курсе уже определяются с местом работы. И начинают зарабатывать.  

—  Ребята поступают после 9-го класса, учатся два года, а с 3-го курса переходят на индивидуальный план обучения и трудоустраиваются. И официально студент работает — получает заработную плату. Это нравится и самим ребятам, и работодателю, — поясняют в колледжах.  

Фото: Архив АП

— Третий год мы видим такую ситуацию с высоким конкурсом. Сейчас учащиеся пересмотрели взгляд на колледжи, понимают, что после окончания можно также получить и высшее образование. Результат дает проект «Профессионалитет». Хорошо работает платформа Работа.ру, идет плотно работа по целевым договорам. Те, кто хотят трудиться, еще во время практики начинают зарабатывать по 90–120 тысяч рублей, — говорит директор Амурского колледжа транспорта и дорожного хозяйства Елена Мельникова.

Здесь в этом году подано 1547 заявлений на 350 бюджетных мест.

В Амурской области открылся кластер по туризму и сфере услуг

В этом году в Приамурье открылся еще один образовательный кластер — на базе Амурского колледжа сервиса и торговли. Учебное заведение выиграло федеральный грант по проекту «Профессионалитет» и полностью обновилось. Региональные власти также выделили учебному заведению 6,5 миллиона рублей, средства пошли на ремонты помещений и обучение сотрудников.

Фото: Министерство образования Амурской области

— Наш колледж является базовой организацией, а также в него вошли Райчихинский индустриальный техникум, Амурский технический колледж и Амурский колледж строительства и ЖКХ — по специальностям, которые относятся к сфере туризма и услуг, — рассказала директор Амурского колледжа сервиса и торговли Олеся Истомина.   — Принцип «Профессионалитета» — образование работает под запрос работодателя, он становится полноправным участником учебного процесса. Студент, окончив программу, придет на рабочее место — и ему не нужно будет привыкать к новым условиям работы, к стандартам, так как всему его научат во время обучения в колледже. Мы находимся на прямой связи с бизнесом — знаем, что требуется им от сотрудников, и корректируем образовательные программы под этот запрос.

Светлана Яковлева, министр образования и науки Амурской области:

 

— Ключевая задача проекта «Профессионалитет» — вовлечь бизнес в партнерское управление учебными заведениями, максимально ориентироваться на практику и подготовить специалистов по востребованным специальностям в сокращенные сроки.

Участниками кластера стали пять представителей бизнеса, в том числе Комбинат школьного питания и Амурская федерация рестораторов и отельеров Амурской области — сегодня в нее входят более 60 компаний.

Благодаря федеральному финансированию, в колледже создаются 14 новых зон: это помещения с оборудованием, которое ранее никогда не использовалось в образовательном процессе. Например, для общепита — зона «Автоматизация услуг предприятий питания».   Там будет использоваться то же программное обеспечение, что и на предприятиях общепита.

— Студент в процессе обучения научится работать на терминале, пробивать чеки и обрабатывать это в специальной программе. На втором курсе студент выйдет на практику уже с этим навыком — его не нужно учить на рабочем месте, — поясняет Олеся Истомина.

Бизнес будет сам готовить квалифицированные кадры

В этом году в колледже сервиса и торговли получили более 1900 заявлений на 525 бюджетных мест. На некоторые специальности конкурс достигал 6 человек на место. Среди самых популярных: «туризм и гостеприимство», «бухгалтерский учет», «повар-кондитер» и «торговое дело». В учебном заведении уверены — повлияла на рост желающих получить рабочую профессию в том числе активная работа со школьниками. В прошлом году различными мероприятиями охватили более 7500 учащихся школ области — это мастер-классы, экскурсии на предприятия, квесты. Например, в колледже разработали программу «Хруст безе» — под руководством мастера дети готовят разные блюда.

Фото: Министерство образования Амурской области

А в этом году к обучению студентов хотят привлекать и китайских поваров — не секрет, что такой запрос есть от амурских точек общепита, которые ждут сотрудников. К слову, сфера общепита — сегодня одна из самых богатых на вакансии: число вакантных мест колеблется от 800 до 1000. И работодатели сотрудничают с учебным заведением не первый год.

— Кадровая проблема в нашей отрасли возникла с пандемией коронавируса. Тогда многие специалисты ушли из общепита, и после пандемии оказалось, что мы остались ни с чем, — прокомментировала ситуацию исполнительный директор ассоциации «Амурская федерация рестораторов и отельеров» Татьяна Гудзовская. — Сейчас среди рестораторов большая конкуренция за кадры. Анализ рынка труда показывает, что зарплаты в отрасли растут постоянно, и в этом году на 15–20 процентов уже выросло предложение. Ситуация такая: предприятие размещает вакансию — желающих нет, и оно вынуждено поднимать ставку. А количество кадров не увеличилось: по факту переманиваем одних и тех же друг у друга. Без участия работодателя в образовательном процессе квалифицированные кадры не получить. Мы и раньше работали с колледжем, брали студентов на практику. Сейчас работодатели тоже готовы заключать целевые договоры и оплачивать практику. Совместно с колледжем и министерством образования мы работаем командой и делаем дорожную карту на будущее, работа это колоссальная. В рамках созданного кластера в сфере туризма и сервиса проекта «Профессионалитет» наша федерация — активный участник. И это целый комплекс мероприятий, целью которых является повышение престижа рабочих профессий, перепрошивка программ обучения с большей ориентацией на практику на действующих предприятиях. То есть обучение «приспосабливается» к потребностям реального сектора экономики. И мы уже выходим на школы, проводим экскурсии в рестораны, в гостиницы. Что касается студентов, мы сами участвуем в образовании — например, я буду вести курс «Введение в профессию». Ребята должны быть мотивированы получить профессию и остаться в ней. Сейчас эта работа выстроена.

«Решать кадровый вопрос надо комплексно»

Целевые договоры, практика на предприятиях и переподготовка специалистов в удобном формате – сейчас Амурская область активно работает по всем направлениям в решении кадрового вопроса. Так, по линии минэкономразвития в топе самых вакантных — профессии повара и продавца.

Фото: Министерство образования Амурской области

— Чтобы восполнить кадровую потребность, необходим комплексный подход, — комментирует заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Татьяна Величко. — Первым этапом становятся профориентационные мероприятия. Среди них можно выделить создание в 2023 году программы «Мир поварского искусства» на базе Амурского колледжа сервиса и торговли. Ее участники могли попробовать себя в качестве повара и понять, хотят ли они посвятить себя этой профессии во взрослой жизни. Кроме того, совместно с предприятиями и учебными заведениями организованы экскурсии, встречи с работодателями, проведение классных часов.

Второй этап привлечения молодежи к обучению на востребованных специальностях —  заключение целевых договоров, подчеркивает замминистра. С 2022 года министерством экономического развития и внешних связей региона внедрена программа целевой подготовки для учащихся учреждений СПО в сфере потребительского рынка. Сейчас по ней работают Амурский колледж сервиса и торговли (по направлениям «поварское дело» и «технология продуктов общественного питания»), Райчихинский индустриальный техникум (по направлениям «продавец, контролер-кассир» и «повар, кондитер»), а также Амурский политехнический колледж — по направлению «автослесарь». За два прошедших учебных года по этим направлениям было заключено 53 целевых договора с ссузами. Кроме того, подписано 56 договоров о взаимодействии, благодаря которым организуются мастер-классы, встречи, выступления представителей предприятий для учащихся.

«Повар-кондитер» – самое популярное направление в колледже сервиса и торговли. В этом году на 75 бюджетных мест подано более 200 заявлений.

Договоры о целевом обучении со средними профессиональными учебными заведениями также заключают машиностроительные предприятия. Например, в 2023–2024 учебном году было подписано четыре таких договора с учащимися третьего курса Райчихинского индустриального техникума по двум специальностям: «машинист на открытых горных работах» и «открытые горные работы». На 2024 год поставлена цель увеличить это число.

Третьим этапом становится производственная практика. Именно в это время работодатели могут лично познакомиться с потенциальными соискателями и принять решение о заключении целевого договора на дальнейший период обучения. Например, в заведениях общественного питания, торговли и бытового обслуживания области практику ежегодно проходят свыше 1000 учащихся.

Фото: Архив АП

— Одним из способов привлечения кадров на вакантные должности является переподготовка специалистов, желающих сменить сферу деятельности. Мы видим, что в регионе существует подобный запрос: рестораторы рассказывают, что порой к ним приходят люди, желающие освоить новую профессию, — например, повара и кондитеры, — поясняет Татьяна Величко. — Специалисты министерства анализируют уровень потребности в подобных курсах в каждом отдельном муниципалитете. Это позволит в дальнейшем организовать на базе учреждений среднего профессионального образования необходимое количество учебных групп и удобный формат обучения. В планах  — разработать новые программы обучения, которые занимали бы не полгода, а 2–3 месяца. В том числе в комбинированном формате — онлайн/офлайн. Отдельно хочется выделить и важность действий работодателей, которые активно включаются в образовательный процесс, помогают регулировать разработку и реализацию образовательных программ, определять требуемое оснащение мастерских, привлекать своих работников к наставничеству на производстве, к преподаванию и так далее. Только такое сотрудничество способствует в последующем замещению вакансий специалистами ожидаемого уровня.

Возрастная категория материалов: 18+