«Этот проект из тех, от которых не отказываются»
«Окно на БАМ» — так долгое время называли Ярославский вокзал Москвы. Именно с его перрона 27 апреля 1974 года отошёл поезд с первыми строителями Байкало-Амурской магистрали — членами Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ.
10 лет назад — к празднованию 100-летия комсомола и грядущему 45-летию начала строительства магистрали — на Ярославском вокзале установили памятную доску, посвященную первопроходцам БАМа. Однако к полувековому юбилею стройки века фонд развития науки и культуры «Таволга» при поддержке «Российских железных дорог» решил показать БАМ на высоте и во всем цвете — так появился проект по росписи потолка Ярославского вокзала. Для создания арт-объекта пригласили известного художника Дмитрия Аске. Представитель так называемой уличной волны начал свой творческий путь с граффити, а сегодня его мозаичные рельефы из фанеры, монументальные росписи, панно и скульптуры можно увидеть по всей стране, в том числе на Ленинградском железнодорожном вокзале и Южном речном вокзале в Москве.
Дмитрий признается: до этого проекта его самого и его семью ничего с БАМом не связывало.
Фото: vk.com/dmitriaske
— Но мне было очень интересно подробнее узнать про такой масштабный проект и людей, благодаря которым он воплотился в жизнь. Для меня большая честь, что мне доверили сделать роспись к юбилею БАМа на одном из основных московских вокзалов. Здесь для меня значимы и место, и повод, и формат росписи, — рассказал «Амурской правде» Дмитрий Аске. — Этот проект из тех, от которых не отказываются. Кроме того, для меня это первый опыт работы на потолке, а попробовать что-то новое всегда интересно.
Бондарь и Варшавский — всегда на высоте
Перед созданием росписи художник нашел множество фотографий, плакатов, значков и других артефактов времен строительства магистрали. Смотрел советскую кинохронику разных лет и современные передачи по теме, изучал ход строительства второй ветки БАМа. Ведь сюжет росписи должен был показать историю строительства и запуска БАМа вплоть до современного этапа и расширения магистрали. Так и получилось: три части работы — три купола вокзала — связывают трудовой подвиг советских романтиков с современным строительством второй ветки БАМа.
Но среди сюжетов великой стройки настоящие бамовцы с легкостью узнают образы людей, которых знала вся магистраль. Ведь они не только героически строили, но и состыковали БАМ — Александр Бондарь и Иван Варшавский.
Фото: Юлия Бондарь
— Я подумал, что, помимо прочих обобщенных персонажей, стоит добавить в работу образы конкретных людей, и решил, что именно Бондарь с Варшавским, запечатленные после укладки «золотого звена», подойдут больше всего, — объясняет Дмитрий Аске. — Так появились их портреты, основанные на нескольких фотографиях с того события.
Несколько месяцев согласований, получения разрешений и утверждения всех технических моментов. Около трех недель — на строительство лесов, чтобы работать под потолком.
Фото: vk.com/dmitriaske
На саму роспись у Дмитрия и его команды ушло несколько недель. Итог — невероятная, впечатляющая роспись «Путь в завтра» на трех сводах потолка.
— По сути, само рисование — это лишь верхушка той большой работы, которую проделали мои товарищи из кураторского проекта «Сабстанция», команда фонда «Таволга» и сотрудники РЖД, — отмечает художник. — Но на данный момент — это мой самый сложный паблик-арт проект по трем причинам. Во-первых, до этого я не работал на потолке. Во-вторых, это пока моя самая большая по площади роспись — 837 квадратных метра. В-третьих, композиционно эта работа — самая детализированная.
Фото: vk.com/dmitriaske
Как говорят представители «Бамовского содружества», отзывы о росписи разные, но больше — положительных. Народ удивляется смелости молодых художников, их интересному видению образов строителей магистрали и даже предлагает РЖД в знак благодарности подарить им поездку по БАМу!
— Здорово, что именно образами Бондаря, Варшавского и других бамовцев украсили свод Ярославского вокзала. В храмах расписывают ликами святых, на вокзалах — ликами строителей. Логично и символично, — считает собственный корреспондент «Амурского комсомольца» и «Гудка» на БАМе (1974–1998 годы) Тамара Андреева.
Юлия Бондарь: «Дед на своей даче построил маленький БАМ»
В том самом комсомольском поезде, увозившем 27 апреля 1974 года с Ярославского вокзала первых строителей магистрали, был и Александр Бондарь. Будущий легендарный бригадир, получивший за свой труд звание Героя Соцтруда, тогда был одним из 42 посланцев Украины во Всесоюзном отряде строительства БАМа. Неудивительно, что его любимая внучка Юля поехала любоваться художественной росписью одной из первых.
Фото: Юлия Бондарь
— Я испытала такую гордость, когда увидела портрет своего деда! Это очень здорово! Меня это так растрогало! — с волнением в голосе признается студентка Московского авиационного института. — Ведь столько людей, прохожих, которые едут куда-то, могут увидеть эту роспись! У меня были очень сильные эмоции — и они были похожи на то, что я испытала в поездке на БАМ.
Александр Бондарь ушел из жизни три года назад — 20 ноября 2021 года. Но для внучки любимый дедушка навсегда остался рядом.
— Он был совершенно уникальным человеком, с твёрдым характером и широкой душой. Он всегда был с позитивным настроем — это та самая черта, которая характерна для бамовцев. В таких людях чувствуется любовь к жизни, по глазам это можно определить, — уверена Юля. — Я знаю, что эта черта передалась мне именно от деда. С самого детства он служил для меня примером. Он многому меня научил. Мы вместе любили готовить его фирменные блюда, например вкуснейшую Бондаревскую уху. Приезжая на дачу, мне нравилось помогать что-то строить или мастерить. Его советы и наставления мне очень помогали и помогают по сей день.
Фото из семейного архива
Внучка признается: дед на своей даче построил маленький БАМ. «Сосны и лесок рядом с домом напоминали необъятную тайгу, а Волга — красивейший Байкал. Я росла среди этого. На стене висело очень много черно-белых фотографий, на которых были запечатлены дедушкины товарищи из бригады, друзья и герои, лесные пейзажи. И когда я ехала по железной дороге, то вспоминала эти фотографии и рассказы деда про его насыщенную жизнь на БАМе», — говорит девушка.
В этом году она вместе с мамой впервые вернулась на свою родину — в Тынду. Семья уехала из Приамурья, когда Юле было всего полтора года. Вместе с бамовцами они проехали на поезде через всю страну — чтобы встретить 50-летие начала строительства БАМа на малой родине.
— Почти каждый пассажир поезда был знаком с дедом. Все его уважали и любили, как-никак душа компании. Такого человека видно издалека: большой, добрый, веселый и громкий! Это вызывало у меня сильные эмоции гордости. Но и печаль тоже присутствовала, что он едет не с нами… Я очень горжусь, что мой дед — легенда Байкало-Амурской магистрали! — улыбается внучка.
В Тынде, которая показалась Юле очень уютной и спокойной, сбылась ее мечта.
Фото из личного архива
— Мне посчастливилось познакомиться и побывать в гостях у Ивана Николаевича Варшавского. Он нас очень тепло встретил, накормил фирменными голубцами. Мне показалось, что они с дедом очень похожи. Дядя Ваня — такой же веселый и энергичный. Я очень рада, что эта встреча свершилась, — признается внучка легендарного бамовца.
От автора: «Варшавский еще позвонит художнику»
Иван Николаевич Варшавский тоже видел свой портрет под куполом — я переслала ему видео с Ярославского вокзала от Юли Бондарь. Скромный на похвалы Герой Соцтруда лишь сказал: «Ну ничего, интересно. Дашь телефон художника — я ему позвоню». Но пока не успел — инсульт. Тяжелое состояние, тындинские врачи не давали оптимистичных прогнозов, было решено перевезти ветерана вертолетом в Благовещенск. За ситуацией лично следил губернатор Василий Орлов. Но это Варшавский. Сейчас Иван Николаевич в областной больнице, постепенно идет на поправку под присмотром врачей и благодаря заботе дочери Альбины. Близким звонят бамовцы со всей страны: «Как наш Иван Николаевич?» Он — молодец! Но уж очень хочет домой, на БАМ. Вот вернется и всем позвонит по своему кнопочному телефону: и друзьям, и художнику, который так ярко и на века запечатлел магистраль и двух легенд, которые ее состыковали.
***
Легенды, замкнувшие БАМ: в юбилей стыковки «Амурская правда» — о героях Бондаре и Варшавском
Варшавский: как живет легендарный строитель Байкало-Амурской магистрали
Бондарь вернулся на БАМ даже после смерти: прах легендарного бригадира развеяли над Балбухтой
Как Герой Соцтруда Варшавский губернатора голубцами встречал
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии