Детское увлечение превратилось в профессию
Любовь к пернатым у Василия Антоновича зародилась в трудном послевоенном детстве, когда мальчишкой он увлекся разведением голубей. Будущий ученый рос в крестьянской семье с казачьими традициями. Двое взрослых и пятеро детей ютились в дощатой избе, обитой тальником и замазанной глиной, которая принадлежала учебному хозяйству Благовещенского сельскохозтехникума.
«Прелесть жизни в деревне — мы, дети, были свободными. Нас ждали поля, ручьи, речка!» — рассказывал журналисту АП ученый.
Его отец, Антон Семенович Дугинцов, был известным в Приамурье механизатором, Героем Социалистического Труда и ветераном Великой Отечественной войны. Глава семьи все время пропадал на работе, вести хозяйство детей учила мама. Это очень пригодилось в дальнейшей холостяцкой жизни орнитолога — Василий Дугинцов никогда не был женат.
— Что такое любовь, я не знаю. Отцом, к сожалению, не стал, — признавался ученый. —Когда вижу на улице мужчину с ребенком, внутри щемит, хочется в свой адрес услышать: «Папа». Но, увы. На мне кончается наш род. Что бы там ни говорили, семья — это основа всему.
В шкафу у него висел ни разу не надетый свадебный костюм, который Василий Антонович купил в студенческие годы, когда был дефицит товаров. Так и хранил. Любить запретил себе сам — из-за больного сердца.
Жизнь — для науки
За свою жизнь Василий Антонович сменил несколько профессий. Работал в Благовещенске учителем, преподавателем, методистом, заведующим кафедрой зоологии Благовещенского пединститута (ныне университет), заместителем начальника областной дирекции ООПТ.
В 2010 году вышел на пенсию, но не оставил научную работу. В теплое время года Василия Антоновича было сложно застать дома — большую часть времени он проводил в полевых исследованиях. А зимой отправлялся в Первомайский парк с гостинцами для пернатых — крупой, семечками, салом.
В декабре Василию Антоновичу исполнилось 75 лет.
— В Приамурье насчитывается 345 видов птиц. Одни у нас живут постоянно, другие — прилетают, чтобы свить гнездо и вырастить птенцов или перезимовать, третьи —пролетают через регион. Гордиться нам надо всеми птицами, — призывал орнитолог. В память о его деятельности в регионе остался «Аннотированный список видов птиц Амурской области».
Много лет Василий Антонович занимался эколого-фаунистическими исследованиями птиц Верхнего Приамурья. С 1972 года в Благовещенском районе вел мониторинг гнездящихся пар дальневосточных аистов. В 1986-м в нижнем течении реки Большой Алим обнаружил гнездовья журавлей, которые там живут и сейчас.
Выступал за создание новых особо охраняемых природных территорий в Приамурье. Много сделал для того, чтобы Амурская область стала активным участником национальных программ изучения и охраны птиц.
Изучал численность фазанов, вместе с егерями хозяйств проводил подкормку птиц зерном, чтобы поддержать поголовье в зимнее время. Результат этой работы — открытие в 1988 году охоты на птицу после 33-летнего запрета.
Человек дела и слова
Фото: Архив АП
Несмотря на занятость и тягу к живой природе, ученый всегда находил время на общение с журналистами.
— Лариса, ты мне после семи часов вечера не звони — я ложусь рано и рано встаю, в четыре утра. Текст напишешь, отправь на почту. Вечером зрение подводит — утром его посмотрю, — обычно напоминал мне Василий Антонович, когда мы с ним готовили очередную статью.
Он всегда придерживался своих планов, твердо держал слово. Если говорил «утром отвечу» — к рассвету письмо уже ждало в почте. Если договаривался о встрече — приходил минута в минуту.
Два года назад я уговорила его рассказать о своей удивительной судьбе. Именно пернатые заставили амурчанина поменять профессию — он бросил политехнический институт ради геофака Благовещенского пединститута.
Спустя годы, отучившись и защитив кандидатскую диссертацию, остался преподавать. Бывшие студенты вспоминают Василия Дугинцова добрым словом. Это был педагог с энциклопедическими знаниями, уважающий чужое мнение!
Сегодня у Василия Антоновича остались последователи — ученые Антон Сасин и Максим Логунов. Теперь они наблюдают за аистами и журавлями.
— С Василием Антоновичем я работал в Дирекции ООПТ. И, когда учился в ДальГАУ, писал диплом по дальневосточному аисту, тоже много с ним консультировался. Это был очень требовательный и педантичный человек — ученый советской школы! — говорит об ушедшем наставнике и коллеге благовещенский орнитолог Антон Сасин.
Последний разговор
Фото: Алексей Сухушин
Наш последний разговор состоялся в середине апреля. Орнитолог дал «Амурской правде» комментарий по поводу стай голубей в благовещенском микрорайоне. И подробно рассказал, как можно решить эту проблему.
У Василия Антоновича был осипший голос, говорил с трудом. Оказалось, что последнее время он плохо себя чувствует. «Есть проблемы со здоровьем, полтора месяца прохожу обследования, но диагноза еще нет», — сетовал он тогда.
И вот печальная новость…
Прощание с Василием Дугинцовым пройдет в четверг, 29 мая, с 9:00 до 9:30 в Благовещенске — в ритуальном зале областной больницы на Воронкова, 26.
Похоронят известного амурского ученого на сельском кладбище в Волкове, рядом с родными.
***
Орнитолог Василий Дугинцов: «Розовые фламинго залетали в Приамурье»
Не думай о синицах свысока: почему амурчане так мало знают о птицах и как это исправить
Василий Дугинцов: «Голуби — это нахлебники»
Амурский орнитолог Василий Дугинцов: «Моногамия лебедей – это миф»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии