Жена, соратница, боевая подруга. Как личное оружие — всегда рядом.Жена, соратница, боевая подруга. Как личное оружие — всегда рядом.

Хлопочет, доказывает, требует. Знает — солдату Победы не откажут.

Кто, как не он

Это сегодня Плодопитомник — полноправный район Благовещенска. Не какой-нибудь «бедный родственник» из провинциального пригорода. Владимир Верхотуров знает, какой ценой завоевано счастье. Вот уже двадцать пять лет он возглавляет местную ветеранскую организацию. На первый взгляд — просто общественное движение. А на деле — локомотив сельской цивилизации.

Неспроста сюда дотянулись телефонные линии, автобусные маршруты, проведена стабильная газификация. Еще памятник появился защитникам Отечества и масса других полезных и жизненно необходимых атрибутов достойной жизни. Однажды он едва не остался без ног, но до сих пор ходит на «своих двоих». А как иначе — ведь кто, как не он?

— Мне пару лет назад именной автомат вручили с дарственной надписью и автографом самого Калашникова. Зачем он мне, пожилому человеку? Но ведь приятно, что не забыли солдата. Значит, нужно еще поработать. Наше поколение так воспитано, что дома нельзя сидеть. Люди пользы ждут, — делится соображениями виновник торжества.

— Когда вечер торжественный закончился, мы с Володей шли из ОКЦ с этим автоматом прямо по улице, — вспоминает курьезы совместной жизни Галина Верхотурова, жена и соратница, с которой они вместе в горе и в радости. И в работе тоже — рука об руку.... — Не знали, куда спрятать автомат, ведь ни один таксист не остановится. Володя потом в сторонке притаился, а я с букетом к машине подошла и заранее водителя предупредила о нашем оружии. Всю дорогу до дома смеялись.

Спасти сержанта

112-я танковая дивизия формировалась под Уссурийском перед самой войной. В большинстве своем набирали бойцов опытных, успевших понюхать пороха на Хасане и Халхин-Голе. Новобранцу Верхотурову было у кого черпать опыт. Правда, и сам он пришел в армию уже готовым специалистом. Успел покрутить баранку на Амурско-Якутской магистрали. Под Москвой танк Владимира Верхотурова оказался в самый разгар сражений.

Говорит, в победе никогда не сомневался. Даже когда танк разворотило взрывом вражеского снаряда. Молодого механика-водителя подобрали в бессознательном состоянии. Лишь много позже ему скажут, что в героическом экипаже больше никто не выжил. Владимир пройдет лечение в разных госпиталях, но в итоге выяснится, что к дальнейшей службе он не годен. Правда, на предложение комиссоваться ответит категоричным отказом.

Позже служба в пограничных войсках, участие в поимке диверсантов. Верхотуров лихо крутил баранку «Доджа» по фронтовым дорогам, подвозя пушки и боеприпасы. После взятия Варшавы война для него закончилась. Ранения не отпускали. Колено поврежденной ноги все время нуждалось в тугой повязке, со временем встал вопрос об ампутации. Ему повезло в очередной раз, когда военно-медицинская комиссия пожалела молодого солдата. Сержанта Верхотурова срочным авиарейсом отправили в Москву.

Хирурги Центрального госпиталя войск НКВД протезировали проблемный сустав. Длительное время шло лечение других увечий.

Домой Владимир Николаевич приехал, будучи инвалидом Великой Отечественной войны. Шел 46-й год, страна находилась в разрухе. Инвалидность была забыта как нелепая помеха. Фронтовик долгие годы руководил автоколонной «Амурсельстройтранс». Ни разу перенесенные ранения и операции не послужили причиной для отказа от работы.

В 85-м году чета Верхотуровых вышла на пенсию и переехала в Плодопитомник. В те годы село мало напоминало пригород Благовещенска. Многие элементарные блага находились за пределами мечтаний местных жителей.

Владимир Николаевич возглавил ветеранскую организацию. Супруга, будучи труженицей тыла, не осталась в стороне. Помогала с оформлением документов, запросов, официальных писем. Три года ушло на переписку совета ветеранов со всеми возможными инстанциями на предмет телефонизации села. Вышла масса статей в газете «Амурская правда», были обиты многочисленные пороги. В результате глава района смог найти общий язык с руководством компании «Амурсвязь».

Неугомонные ветераны не успокоились. Взялись за реформирование сельского здравоохранения. Добились-таки доступности врачебной помощи.

Когда встал вопрос о замене льгот денежной компенсацией, Галина Михайловна сделала полный расчет расходов на поездки в поликлиники, за лекарствами, оплату телефона, радио, ЖКУ. Выяснилось, что на протезирование зубов ничего не остается. Хотя услуга эта была гарантирована государством.

Владимир Верхотуров вручил эти расчеты лично в руки управляющего отделением Пенсионного фонда. Направил копии в различные инстанции, вплоть до Государственной думы. Как мы знаем, в 2006 году острота проблемы льготного обеспечения была снята Правительством РФ.

Ветеран без места в автобусе

Сегодня супруги Верхотуровы вспоминают, как шла газификация Плодопитомника, а еще борьбу за связь с внешним миром.

— В 2000 году выехать в город было невозможно. Жили как в блокаде, — приводит аналогии с войной Владимир Николаевич. — Рейсовые автобусы проходили мимо переполненные и даже не останавливались. А если останавливались, то народ двери выламывал, втискиваясь внутрь. Для пожилых людей там места просто не было. Я пошел в автоколонну-1275, потом в управление города, дошел до председателя облисполкома Анатолия Белоногова. Где только не был и с кем только не разговаривал. И упрашивать приходилось, и доказывать. Дважды приезжала комиссия, смотрела на это безобразие. В общем на решение проблемы ушел год. Сначала один автобус дали дополнительный, дальше — больше. Сейчас маршрутки ходят регулярно. Вода камень точит.

Сегодня танкисту Верхотурову 90, и давно пора бы успокоиться. Принимать поздравления, подарки, отдыхать душой и израненным телом. Он сам говорит, что пора бы оставить ответственный пост. Так, скорее всего, и будет. Но усидит ли солдат на месте? Вряд ли.

Капсула для потомков

Ветераны Плодопитомника приложили руку к установке памятника в центре села. Деньги дал Благовещенский район, инициатором выступил председатель ветеранского движения. Открытие памятника приурочили к 60-летию Победы над Германией. Под мраморной плитой хранится капсула с письмом потомкам. Его прочтут в 2015 году, в очередной юбилей Победы. Многих, кто ее ковал, уже не будет в живых. Фронтовики уходят незаметно. Но ведь главное, что никто не забыт, ничто не забыто…

Возрастная категория материалов: 18+