«Ушел, но вернулся»
— В этом году мы работаем на сдаче сейнеров, зарплата была хорошая, ничего не говорю — 50 тысяч рублей. На следующий год, надеемся, будет не хуже, — признается слесарь Валерий Горст. — До этого года зарплата была 20 тысяч, но чем больше работы, тем она выше. Я работаю тут уже лет 25. Если честно: в 90-е годы, после перестройки, уволился, потому что работы не было, а детей надо было кормить. Вернулся, когда снова появились заказы. И я вижу, что завод поднимается.
Напомним, 16 лет назад, в пору руководства области команды главы Анатолия Белоногова, завод практически остановился — последний заказ так и остался в цехах. Все эти годы некогда ведущее предприятие было на грани жизни и смерти, властям было не до предприятия. Завод перебивался редкими, несвойственными производству заказами. Строительство сейнеров возобновилось в Приамурье два года назад. При мощной поддержке областного правительства и лично губернатора Олега Кожемяко благовещенские судостроители получили долгожданные заказы и в 2010 году отправили четыре судна на Камчатку и столько же на Сахалин. В этом году завод спустил на воду восемь рыболовецких сейнеров.
Семь из них уже ушли заказчикам. Один, предназначенный сахалинским рыбакам, остался зимовать в Благовещенске — уровень Амура был слишком низким.
— Сейнер мы начали строить за собственные средства. Заказчик появился слишком поздно, поэтому мы не успели ему переправить судно, — пояснил начальник производственного отдела Владимир Побызаков.
Бюджет в помощь
Во многом подняться с колен предприятию помогла помощь областного правительства. Общий объем субсидий составил около 40 миллионов рублей. Эти деньги пошли на удешевление продукции. Если бы стоимость сейнера частично не компенсировали из областного бюджета, корабли оказались бы не по карману рыболовецким компаниям. Помимо этого, для завода предусмотрены льготы по уплате налога на землю и на имущество. Это позволяет экономить 2,4 млн. и 2 млн. рублей в год соответственно.
Кстати, еще один сохранившийся на Амуре судостроительный завод в Хабаровске также выжил благодаря господдержке. Всего же до перестройки вдоль пограничной реки работали пять судостроительных предприятий, в итоге остались только два — в том числе наш.
В бюджете Приамурья закладываются деньги для поддержки завода и на следующий год. Окончательная сумма станет известна после того, как документ утвердят депутаты амурского Законодательного собрания. При этом директор завода Вячеслав Попов не скрывает — он недоволен позицией фракции КПРФ в областном парламенте, которая не поддерживает изменения в бюджете региона.
— Себестоимость сейнеров превышает возможности рыбаков, и если нам откажут в прямом субсидировании в районе 15 процентов, то это значит, что мы потеряем не просто одного-двух судовладельцев, мы их всех потеряем! Сейчас только ленивый не говорит о том, что надо поддерживать судостроение. Почему коммунисты считают, что это необязательно? — возмущен Вячеслав Попов. — Мы получаем большие федеральные деньги и на месте не можем направить их на поддержку завода. Ну это просто абсурд. Хотя я неоднократно встречался с коммунистами и неоднократно просил помочь. Они обещали, говорили, как же не поддержать завод имени Октябрьской революции, как же не поддержать коллектив, ведь за нами пятьсот человек!!!! — но на самом деле все выходит иначе. Если мы не получим субсидию, сейнеры строить будет невозможно, мы не построим ни одного — цена будет неподъемна для рыбаков, а себе в убыток предприятие работать не может.
Ставка на надежность
Главные достоинства амурских сейнеров — их современное оснащение и прекрасные мореходные качества. На суда сейчас устанавливают самое лучшее оборудование. Технику закупают в Германии, Швеции, Японии и Корее. И если обычно такие суда должны выдерживать пятибалльный шторм, амурские сохраняют устойчивость и при восьми баллах.
— Я лично ездил по побережью: осенью, кроме наших сейнеров, никого нет — все уже ушли, потому что море неспокойное. А наши еще работают, — с гордостью отметил Вячеслав Попов.
Однако, несмотря на очевидные плюсы, как признался директор, заводу сложно конкурировать с подержанными японскими судами, которые почти на порядок дешевле. «У нас весь Дальний Восток ездит на старых японских авто, и только некоторые могут позволить купить себе новую машину. Так и у нас», — провел он аналогию с автопромом.
Постоянно приходится убеждать людей в том, что лучше взять новое и качественное судно, чем тратиться на постоянные ремонты. Как рассказал Вячеслав Степанович, большую помощь в этом вопросе оказал губернатор Олег Кожемяко, у которого есть опыт работы в рыболовной сфере. В прошлом году вместе с директором судостроительного предприятия глава Приамурья лично ездил на Камчатку, разговаривал с рыбаками.
— Мы очень благодарны Олегу Николаевичу: он, как специалист, прекрасно знает ситуацию в регионах и помог наладить контакт с судовладельцами, — рассказал Вячеслав Попов.
Сейчас, по его словам, первые сейнеры, спущенные на воду, уже успели зарекомендовать себя, и работать с новыми заказчиками стало проще.
— Вот, например, в этом году говорили с одним предприятием на Камчатке, убеждали, что выгоднее взять совершенно новый сейнер, чем постоянно тратиться на ремонт. Но те решили покупать японское подержанное судно. И через несколько месяцев звонок: «Все-таки мы подумали и хотим новый сейнер». Когда они увидели, что мы выпускаем, услышали отзывы, то изменили свое решение, — подчеркнул директор завода.
Останавливаться на достигнутом предприятие не собирается. Модернизация завода будет продолжаться и дальше. Прибыль, полученная судостроителями, направляется на обновление оборудования.
— Одно из слабых мест сейчас — проектирование. Будем закупать программы, которые позволили бы нам осуществлять проектирование в сжатые сроки и в лучшем качестве, — поделился Вячеслав Степанович. — Также будем приобретать более современное сварочное оборудование, нужно купить еще ряд фрезерных и токарных станков.
Работа на оборону
Помимо сейнеров, предприятие осваивает выпуск водолазного катера для министерства обороны. Сейчас идет подготовительная работа. В начале 2012 года уже начнется закладка корпуса. Первое судно собираются спустить на воду в следующем году, второе — в 2013-м. По словам директора завода, они надеются на серийный заказ техники.
— Мы десятки лет уже сотрудничаем с минобороны, регулярно строим для ВМФ. Сдали танкер, большой гидрографический катер, в прошлом году — два танковоза для флота, и в этом году приступаем к водолазным катерам. Также в этом году мы защитили проект на второй большой гидрографический катер, это была бы солидная загрузка для нашего завода, — заметил Вячеслав Попов.
Также не прекращается и поиск других заказчиков. Помимо военного катера, на следующий год уже заложено строительство двух рыболовецких судов, кроме того, завод берется и за другие проекты.
— Есть хороший заказ от строящейся Нижнебурейской ГЭС — две насосные станции для откачивания воды из котлована. 1 декабря пройдет конкурс по паромной переправе на реке Гилюй. Мы намерены там победить, — рассказал начальник производственного отдела Владимир Побызаков.
В целом, как подчеркивает руководство предприятия, сейчас завод загружен, все специалисты при деле, но на самом деле судостроители могли бы справиться и с большим объемом работы, мощности это позволяют.
Возрастная категория материалов: 18+
Интересно, а почему же наши амурские предприятия заказывают суда за рубежом? Их поддержка не коснулась?
— Знаток (гость)