— До последнего времени организация питания в школах была сложным вопросом для нас. Ведь благовещенских учеников обеспечивали частные предприятия — повара в штате образовательного учреждения состоять не должны, — говорит начальник управления образования администрации Благовещенска Светлана Аббакумова. — Поэтому руководитель каждой школы должен был на конкурсной основе заключить контракт с организацией.
Несмотря на то что заведений общепита в городе хватает, желающие, мягко говоря, в очередь не выстраивались. Требований много, ответственности тоже хватает, а заработки невелики. В течение нескольких последних лет в школах работали представители только одной организации. Со временем частник выяснил, какие из школ прибыльные, а какие убыточные. А в начале прошлого учебного года поставил условие: он «забирает» себе только те образовательные учреждения, что приносят прибыль. От остальных (в основном это маленькие школы на окраинах города) организация решила отказаться.
Не остановило компанию даже то, что за аренду помещений в столовых она не платила, а только возмещала расходы на электричество и воду. Зато пользовалась школьными пищеблоками и оборудованием, не тратя ни копейки на амортизацию. Все доходы частник забирал себе.
— В итоге мы оказались в очень тяжелом положении. Детей из отдаленных от центра школ тоже нужно кормить, а делать это без выгоды для себя никто не хотел, — вспоминает Светлана Аббакумова. — Хорошо, на помощь пришла организация «Сеул». До нового года они снабжали обедами наших детей в отдаленных от центра школах, причем практически в убыток себе.
Все в своих руках
Прекрасно понимая, что это лишь временная мера, руководство городского управления образования решило полностью взять организацию питания в свои руки.
— Идея создания комбината школьного питания появилась в 2007 году. Тогда наши коллеги побывали в Казани, где уже действовал такой комбинат, и привезли оттуда много интересного материала, — говорит Светлана Аббакумова. — Затем в течение трех лет мы участвовали во всероссийском конкурсе на получение гранта для строительства такого учреждения. Но сил и возможностей для победы не хватило — заявки подавали все регионы, а победитель ежегодно только один.
Когда в начале прошлого учебного года предприниматель, обслуживающий школьные столовые, «взбрыкнул» и потребовал поднять финансирование и обеспечить его новым оборудованием (несмотря на то, что пищеблоки в школах регулярно модернизировали), специалисты управления образования поняли: хватит. И решили создать комбинат питания своими усилиями.
— У нас перед глазами был опыт Казани, мы побывали в Хабаровске, где тоже действует такой комбинат, — продолжает начальник управления образования. — Изучив все материалы, подготовили бизнес-план. Затем начали искать помещение.
Помогали все — администрация города выделила здание, оказала содействие с оформлением бумаг. Ремонт нужно было сделать за полтора месяца — успеть до конца года. Строительная фирма не подвела — 1 января в новый комбинат начали завозить продукты, а через 12 дней все школы города были надежно обеспечены завтраками и обедами в столовых.
Технология производства
Сегодня в рассказ о сложностях создания комбината сложно даже поверить. Небольшое одноэтажное здание, расположившееся сбоку одного из жилых домов в районе КПП, радует глаз хорошим ремонтом. Сохранность от воров гарантируют надежные железные двери. Да и мимо охраны ни один злоумышленник не проскочит.
В рабочих помещениях комбината, вопреки нашим ожиданиям, вовсе не было жарко и не пахло «столовским» борщом или жареными котлетами. Чисто, свежо, прохладно. «Мы не против гостей, и даже родителям готовы показывать наш комбинат, — встречает нас директор учреждения Максим Хименко. — Но халаты надеть придется всем». Нам выдают местную спецодежду, и мы отправляемся на экскурсию.
— Это цех по производству мясных и рыбных полуфабрикатов, — знакомит нас с «начинкой» комбината Максим Хименко. — Здесь делают котлеты, заготовки из рыбы. Дело в том, что организация питания в школах Благовещенска имеет три варианта. Первый — это когда учебное заведение обладает большим пищеблоком, в котором есть свой полуфабрикатный цех. В этом случае в школу завозят только продукты, а еду готовят на месте. В некоторых учреждениях образования готовят только первое и третье. Для них мясо и рыбу для вторых блюд готовят здесь, на комбинате. А в школах котлеты размораживают и жарят.
Самые маленькие школы пищеблока как такового не имеют, у них есть только буфет-раздаточная. Там можно разве что сварить компот или приготовить чай. Для них комбинат питания готовит и первое, и второе, и салаты.
— В нашем горячеварочном цехе для ребят варят супы, борщи, а после разливают по герметичным емкостям, — директор показывает на небольшие зеленые баки. — И развозят по школам. Есть еще пекарский цех — здесь пекут булочки, цех холодной продукции — там готовят салаты. По контейнерам их раскладывают в цехе для готовой продукции.
Есть еще отдельный цех для мойки посуды, а также складские и административные помещения. Несмотря на обилие цехов и разных комнат, комбинат небольшой. В отличие от планов его директора.
Школьная экономика
— Школьный комбинат питания только внешне похож на другие заведения общепита. Но цели у нас не одинаковые, — объясняет Максим Хименко. — Мы муниципальное предприятие, а значит, нацелены прежде всего не на повышение собственной прибыли, а на обеспечение всех школьников едой в столовых.
Именно поэтому комбинат не сможет отказаться от «невыгодных» школ — убытки одних покрываются доходами в крупных школах с большим количеством детей. Таким образом достигается баланс, есть даже небольшая прибыль. При этом руководство комбината уверено в стабильном сбыте продукции, а значит, может заключать договоры с поставщиками на длительный срок. Что соответственно снижает цену товара.
— Таким образом себестоимость продуктов снижается процентов на 15 как минимум, — объясняет директор комбината. — К тому же мы делаем наценку более низкой. Когда мы полностью отработаем механизм доставки пищи, стоимость еды может снизиться до 30—40%. Ведь комбинат может заниматься еще и коммерческой деятельностью, а заработанные средства также вкладывать в модернизацию производства.
1,2 миллиона рублей выделил городской бюджет на создание комбината школьного питания. Цех начинает работать в два часа ночи: первый рейс с булочками уходит в семь утра. К десяти отвозят вторые (а в некоторые школы и первые) блюда. В час дня уходит партия для второй смены.
Цели и задачи
Основная задача, над которой сейчас работает комбинат, — автоматизация цеха по производству полуфабрикатов. Сегодня эту продукцию делают вручную. Однако предприятие хочет наращивать объемы производства, поэтому новое оборудование им необходимо.
— Еще мы собираемся приобрести систему шоковой заморозки полуфабрикатов. В этом случае наши котлеты будут застывать не по четыре-пять часов, как сегодня в холодильном ларе, а за несколько минут, — говорит Максим Хименко. — А значит, в них сохранится больше витаминов и полезных веществ. Также в наших планах — модернизация пекарского цеха: сегодня нам уже не хватает печей. Так что после модернизации мясо-рыбного цеха будем зарабатывать средства для покупки роторных печей.
Очередь за детскими садами
В планах комбината — организация питания для ребят из частных детских садов. Сегодня заведения общепита предлагают таким дошкольным учреждениям свои услуги за пять-пять с половиной тысяч рублей в месяц на одного ребенка. Стоимость пятиразового питания через школьный комбинат обойдется почти в два раза дешевле.
— Мы посчитали расходы и выяснили, что наш завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин в течение месяца будут стоить около трех с половиной тысяч рублей, — говорит Максим Хименко. — Правда, речь о тех учреждениях, где количество детей больше десяти. Если же в садике всего пять-шесть малышей, еда будет для них немного дороже, ведь транспортные расходы делят на всех. На одного ребенка понадобится от четырех до четырех с половиной тысяч целковых.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии