Школа сегодня учит, но не воспитывает.Школа сегодня учит, но не воспитывает.

Картинка с натуры. День самоуправления, урок ведет школьница, красивая и нарядная, стоит у доски. Девочка увлекается работой с классом настолько, что неожиданно для ребят (возможно, и для себя) начинает выкрикивать те самые «слова для связки». Старшеклассники на переменах матом даже не ругаются — они на нем разговаривают. Лично мне непонятно, когда взрослые юноши, не стесняясь малышни из начальной школы, выясняют отношения на непечатном языке. И еще менее понятно, когда мимо проходят учителя и даже директор, делая вид, что не замечают и что все нормально.

Амурский институт развития образования разрабатывает региональную программу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на 2013—15 годы, недавно в институте прошел «круглый стол» по обсуждению этой концепции. Речь шла о той же самой проблеме — последние 20 лет школа воспитанием детей не занимается. Учитель стал «урокодателем» — ребенок пришел в школу, загрузился знаниями и ушел. А воспитанием пусть занимается семья. Или улица. Или телевидение. Или интернет. Или…

— Информационное пространство негативно и даже агрессивно по отношению к семье и семейным ценностям, — считает председатель общественного экспертного совета при уполномоченном по правам ребенка в Амурской области Елена Рудакова. — Мы очищаем Благовещенск от огромного количества негативной рекламы, ведем проект «Университет родительской культуры», проводим уроки медиа-безопасности для детей и взрослых. Но пока дети пишут в тетрадках с черепами и полуобнаженными красотками, о нравственности в школе говорить трудно.

Студенты БГПУ, проходившие практику в одной из благовещенских школ, провели тематический опрос среди шестиклассников. Ребят спросили: «Как ты поступаешь, если в твоем присутствии обижают человека?» Больше чем две трети ответили: «Молчу, не меня же обижают» или «Прохожу мимо». Отсутствие нравственной позиции и размытые ценности — налицо.

С тем, что воспитательная миссия из школы ушла и это детям не в плюс, согласны все. Но как теперь возродить эту воспитательную функцию образовательного учреждения?

Директор частной школы «Наш дом» Светлана Городович считает, что начинать нужно в первую очередь с перемен в сознании учителя — пока педагоги не начнут воспринимать себя воспитателями, ничего не получится. А помочь в этом может возвращение к классикам педагогики — Сухомлинскому, Макаренко, Амонашвили. И еще — если не ставить перед собой высоких целей, трудно добиться результатов.

— В 90-е годы появилась школа «Наш дом», и мы поставили задачу воспитания благородного человека, — говорит Светлана Городович. — Может быть, это звучит претенциозно. Но когда мы ставим благородную и высокую цель, это заставляет в первую очередь меняться нас самих. Понимаете, в детском обществе порока столько же, сколько во взрослом.

Частная школа «Наш дом» уже шесть лет проводит педагогические чтения, куда приглашают автора гуманной педагогики Шалву Амонашвили. Задача этих чтений — изменение учителя. Такие чтения можно проводить в масштабе области. «С 11 по 15 января 2013 года у нас пройдут очередные чтения. Со всей области записалось всего 14 человек, хотя мы приглашаем всех», — отметила Светлана Юрьевна.

Эта школа готова делиться своим опытом — здесь уже 15 лет работает авторская программа директора «Час удивительно доброго общения», ее можно адаптировать для других школ. Главное — не превратить предметы духовно-нравственного цикла в назидание, которое ученики будут воспринимать скептически.

Участвовать в программе по духовно-нравственному воспитанию детей готовы многие, все понимают, что проблема назрела. Свой вклад готовы внести и краеведы, и Центр творчества юных, и детская областная библиотека, и Муравьевский природный парк.

Но прежде всего этого должна захотеть сама школа. Каждая отдельно взятая школа.

В концепции заложены хорошие и нужные мероприятия — конференции духовно-нравственной тематики, конкурсы детского рисунка, олимпиады по православной культуре и другие важные шаги. Но я, как родитель, для начала предложила бы другой шаг: освободить школы и школьные дворы от нецензурной лексики. Как? Не знаю, вариантов много. В Запорожской сечи, например, за брань секли плетьми у позорного столба. При царе Алексее Михайловиче вырывали язык. При Петре Первом за брань устраивали публичную порку розгами. В 18—19-м веках за публичную ругань можно было угодить в тюрьму, не говоря уже об отлучении сквернословов от церкви на семь лет. Кстати, и сейчас в Уголовном кодексе РФ есть статья, трактующая мат в общественном месте как мелкое хулиганство, за которое положен штраф или арест до 15 суток.

Для начала я предложила бы объявить школы территорией без мата. Без этого ни нравственность, ни духовность там не приживутся.