Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №40 (28982) от 14 октября 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
19 октября 2021,
вторник

«Солнечный удар»: рецензия на новый фильм Никиты Михалкова

Звезды

Премьера картины лауреата «Оскара» и объекта общественного возмущения Никиты Михалкова о России начала ХХ века состоялась около месяца назад. Однако трехчасовой опус мэтра с трудом влезал в расписания кинотеатров и в регионах России начала XXI века его мало кто смог посмотреть. «Амурская правда» публикует рецензию на «Солнечный удар» после его премьеры на телевидении: с учетом того, что в дальнейшем отснятый материал планируют превратить в мини-сериал, можно считать, что две премьеры картины позади и одна — не за горами.

«Солнечный удар»: рецензия на новый фильм Никиты Михалкова / Премьера картины лауреата «Оскара» и объекта общественного возмущения Никиты Михалкова о России начала ХХ века состоялась около месяца назад. Однако трехчасовой опус мэтра с трудом влезал в расписания кинотеатров и в регионах России начала XXI века его мало кто смог посмотреть. «Амурская правда» публикует рецензию на «Солнечный удар» после его премьеры на телевидении: с учетом того, что в дальнейшем отснятый материал планируют превратить в мини-сериал, можно считать, что две премьеры картины позади и одна — не за горами.
Кадр из фильма «Солнечный удар». Фото: kinopoisk.ru

Проект, над которым Михалков, по собственному признанию, размышлял более 35 лет и даже переписывал от руки рассказы Бунина и, собственно, сценарий фильма, в своем роде уникален. Десятилетия проходят, Никита Сергеевич снимает о России, переживающей сложные времена — даже «Сибирский цирюльник», действие которого происходит во времена Александра III «Миротворца», наполнен ощущением приближения гарантированных бедствий. Но, пожалуй, только в «Солнечном ударе» зрителю не оставляют никакой надежды. Все хорошее здесь исключительно в прошедшем времени, и даже единичные проблески счастливого прошлого в настоящем подводят гибельную черту под стремительно скатившейся под откос русской жизнью.

Многократно растиражированное заявление создателей картины о том, что речь идет об экранизации произведений Ивана Бунина, мягко говоря, представляется спорным. Событий 1920 года в Крыму классик не видел и в «Окаянных днях» в подробностях не описывал — а если бы был, то свет вряд ли увидел бы и вынесенный в название фильма рассказ, учитывая нескрываемое отношение Ивана Алексеевича к победившей в Гражданской войне стороне. От «Солнечного удара», впрочем, Никита Сергеевич в сценарии оставил самую малость — новеллы Бунина все-таки не отличаются такой тяжеловесностью, поэтому от данного писателем сюжета автору сценария пришлось плясать самостоятельно и в силу природных талантов.

И получилось-то неплохо и как минимум просто и понятно. Гибель Российской империи — это вообще такая тема, где ничего разъяснять не нужно, только сопоставлять образы и события, стараясь не давать оценок. У Михалкова без оценок не получается, но подбор метафор и аллюзий режиссер делает талантливо. Убери, казалось бы, из картины полведра совершенно не бунинских розовых соплей вместе с вызывающей озноб своей бездарностью эротической сценой, почикай монтажными ножницами половину водевильных шуточек, и получится кино не только стандартного формата, но и хорошего вкуса. В результате же сражающийся с зевотой зритель пытается понять то неведомую возню с фотоснимками, то бредовые поступки полупьяного главного героя, то суть большинства введенных в сюжет персонажей, которых даже второстепенными назвать нельзя.  

На фоне этого безобразия не то что бы серьезно проваливается основная мысль, ее, вынесенную в слоган картины, Михалков озвучил давным-давно и многократно, но в «Солнечном ударе» для этого создал специального подпоручика. Более того, особой сюжетной интриги в картине также нет. В то, что победившие пощадят проигравших в России тех времен, слабо верится всем, кроме самих сдавшихся офицеров. Но, сделав осознанный выбор в сторону двухвременного параллельного развития сюжета, режиссер в его середине забывает о линии «после» и начинает упиваться облачками, видами на Волгу и пароходными трубами, пока зритель вместе с остатками армии Врангеля ждет неотвратимой, но садистски оттянутой развязки.

Михалков старательно вводит хорошо знакомые ему самому образы в обе сюжетных линии: вот детская коляска отсчитывает ступени бесконечной лестницы, а вот символом пика внезапно возникшей страсти становятся сабля и капающий кран. Как видно, все их можно аккуратно разложить по коробочкам с надписями «Удачно» и «В помойку».

Так и получается, что за плотно набитым повторами и излишествами прошлым безымянного главного героя не видна трагедия, которая, безусловно, больше всего волновала автора. 20-й год здесь прописан с непонятной небрежностью: большевики во главе с Розой Землячкой и Бела Куном гипертрофированно комичны, офицеры вместе с погонами теряют человеческий облик, чтобы вновь обрести его перед самыми титрами, а для нагнетания ситуации крымское небо временно напоминает архангельское. И если сама сцена гибели цвета уничтоженного волной революции общества — большая режиссерская находка только потому, что ее практически нет, то запомнится большинство из убиенных одной общей фотографией. На которой, как известно, вообще сложно кого-то разглядеть.

Вспоминая о стилистике, Михалков старательно вводит хорошо знакомые ему самому образы в обе сюжетных линии: вот детская коляска отсчитывает ступени бесконечной лестницы, а вот символом пика внезапно возникшей страсти становятся сабля и капающий кран. Как видно, все их можно аккуратно разложить по коробочкам с надписями «Удачно» и «В помойку», однако режиссер как будто сопротивляется здравому смыслу, считая любую такую деталь достойной помещения в сюжет. И сюжет, в общей оценке вполне удачный, становится похож на пересказ событий разгоряченным и, возможно, немного выпившим собеседником — притом что для выброса эмоций у Никиты Сергеевича есть целое «Бесогон-ТВ».

Отдельного внимания заслуживает актерский состав картины. Разговоров о том, что Михалков вопреки обыкновению обошелся без батальона знаменитостей, а на главные роли и вовсе пригласил практически не имеющих опыта исполнителей сразу из двух не самых дружелюбно настроенных бывших союзных республик, было много. Знакомых лиц в картине действительно немного, и все они появляются несколько неожиданно: то вдруг Авангард Леонтьев и Владимир Юматов, то Александр Адабашьян, то совершенно потрясающий в своей небольшой роли Александр Устюгов. К главной паре тоже не возникает претензий, если не вспоминать уже упомянутую сцену страсти: жизнерадостная взбалмошность поручика органично переходит в задумчивость отчаяния капитана, а незнакомка остается незнакомкой навсегда.

«Солнечный удар» по своей сути в михалковском творчестве укладывается где-то посередине между «Утомленными солнцем» и их продолжением. Это логично — за столько лет размышлений над сценарием менялся сам режиссер и это не могло не отразиться на картине. В целом же это затянутый, но наполненный легко читаемыми образами фильм о целой стране, в которой и опоздание на пароход, и возвращение на него, может принести и счастье, и гибель. И если безумство двух молодых людей еще можно объяснить последствиями солнечного удара, то социальная катастрофа, постигшая Россию на заре самого продвинутого и самого жестокого века в истории человечества, больше напоминает затмение солнца.  

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
06.11.2014, 11:05

Раньше Михалков очень нравился, но после его «Утомленных солнцем-2», который до середины-то не могла досмотреть, к автору кино какое-то негативное отношение.

Вот и тут бабло на ветер пустил.

— разлюбившая_Михалкова (гость)
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением МироновымНеосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни ДеппомВраги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом
Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

Без осадков и почти везде ясно: прогноз погоды в Амурской областиОбщество
Министр здравоохранения Сахалинской области заболел коронавирусомКоронавирус
Овнам захочется руководить, а Козерогам придется позаботиться о партнере: гороскоп на 19 октябряСоветы
По факту поджога памятника в Сковородинском районе возбуждено дело о вандализмеПроисшествия
Юрий Трутнев познакомился с работой резидента свободного порта в Советской ГаваниВласть
Следы тигра обнаружены в Ромненском округеПроисшествия

Читать все новости

Звезды

Певица Ольга Бузова опять сыграла саму себя, а рэпер Моргенштерн стал «русским ниндзя» Певица Ольга Бузова опять сыграла саму себя, а рэпер Моргенштерн стал «русским ниндзя»
Вечеринка века: Подкаминская представилась женой олигарха, а Джигурда посидел в банке с черной икрой
Жизнь за мирное небо: о погибшем в Сирии амурском летчике Олеге Пешкове сняли кино
«Я люблю вкусно поесть, но не делаю из еды культа»: кулинарная сторона Романа Жукова
На шоу в кроссовках: Аниту Цой не остановили ни ковид, ни ретроградный Меркурий
Система Orphus