• Из-за уменьшения потока зрителей снижается выручка кинотеатров. Фото: Архив АП
  • Фото: Андрей Оглезнев (архив)

— На часах уже первый час дня, а у нас сегодня еще не было ни одного клиента, — чуть не плачет мастер маникюра одного из салонов на Амурской ярмарке. — Не знаю, как у других, а у меня число посетителей с ноября сократилось почти вполовину. Раньше в это время было столько записей на маникюр и педикюр, что приходилось задерживаться после семи вечера, а сейчас уже третий месяц еле наскребаю на аренду.

Не только в этом, но и в других салонах красоты отмечают, что постоянные клиенты стали заглядывать реже. В период экономической нестабильности многие благовещенские женщины начали экономить на сокровенном — на себе.

— Такого, чтобы нам звонили и отказывались от предварительной записи перед самым Новым годом, раньше практически не бывало, а сегодня сплошь и рядом, — констатирует администратор парикмахерской Галина Соломина. — Женщины реже стали делать какие‑то интересные прически, сложное окрашивание. Многие просят только закрасить корни, а стрижки сделать без укладки. Чтобы накануне Нового года дамы экономили на себе, давно такого не припомню.

Экономят сегодня не только на красоте, но и на развлечениях. По словам кинопрокатчиков, на 20 процентов снизился зрительский поток в амурских кинотеатрах этой осенью по сравнению с тем же периодом прошлого года. Впрочем, в кинопрокатном бизнесе по всей России в последнее время наметился спад.

Не лучше ситуация складывается и в ресторанном бизнесе Приамурья. Причем поток посетителей заметно уменьшился даже в бюджетных заведениях общественного питания, хотя ценовая категория в столовых заметно ниже, чем в барах, кафе и ресторанах. Главная причина — продукты питания дорожают. Причем не на рубль-два, а сразу на десятки рублей.

— Взять, к примеру, мясо. Если еще в начале декабря килограмм говяжьей вырезки в Благовещенске можно было купить за 500—530 рублей, только за последние две недели цена подскочила до 600. А именно вырезка идет для приготовления многих мясных блюд, поскольку она мягче и сочнее, а следовательно, мясные салаты, бефстроганов или филе-миньон на выходе более вкусные и качественные, — поделились кулинарными тонкостями рестораторы.

Посещаемость ресторанов и кафе стала падать с сентября, на сегодняшний день она уже снизилась более чем на 10 процентов.

Рост цен, по их словам, приводит к определенным изменениям в меню и блюдах. Приходится искать взаимозаменяемые продукты: вместо сливочного масла использовать маргарин, дорогих сортов мяса и сыров — более дешевые. Соответственно вкусовые качества блюд меняются. Однако на что не пойдешь, чтобы не задирать ценник. Те, у кого предприятия в собственности, еще держат удар, а у кого в аренде, вынуждены закрываться.

— Идет сокращение предприятий общественного питания. И оно, скорее всего, продолжится после нового года, — сообщила президент некоммерческого партнерства Гильдии рестораторов Амурской области Анастасия Вальде. — С сентября посещаемость ресторанов и кафе стала резко падать, на сегодняшний день она уже снизилась более чем на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. Люди стали более щепетильно относиться к своим тратам, стараются себя сдерживать от лишних расходов. Каждый рубль экономят. Такой же спад — на 10 процентов — и по выручке у предприятий. Многие рестораторы сейчас хватаются за голову и не знают, что делать, как выживать. Особенно туго приходится тем, кто работает на арендуемых площадях. Нет возможностей выплачивать аренду. Начались задержки по заработной плате. И это не потому, что предприниматели себе прибыль забирают, а потому что у них реально нет финансовых потоков.

Из-за падения рубля большие финансовые трудности сейчас испытывают владельцы кафе китайской кухни, где работают зарубежные профессионалы. Гонорары им выплачивают в долларах. Повара из Поднебесной стали сегодня для ресторанного бизнеса воистину «золотыми».

— Добавьте к этому рост тарифов на коммунальные платежи, электроэнергию, рост налоговых обязательств. Налог на землю лично у меня увеличился в пять раз, — привела пример владелица кафе «Старый город». — Если раньше я платила 30 тысяч рублей, то сейчас должна выложить 166 тысяч. Где брать финансы, — большой вопрос.

Как говорят представители индустрии красоты, амурчанки стали реже делать дорогостоящие косметические процедуры, прически, сложное окрашивание волос.

МНЕНИЕ

Сергей Стеблевский, управляющий бильярдным клубом «Пирамида»:

— Тенденция к снижению налицо. Если сравнить показатели прошлого года и этого, то выручка процентов на 15—17 снизилась. Конечно, мы уже привыкли к тому, что у нас в разное время года доходная кривая выстраивается скачкообразно. Потому что летом меньше людей приходит поиграть в бильярд, зимой больше. Пиковые и средние по посещаемости периоды сохраняются, но при этом уже на протяжении нескольких месяцев идет общее снижение показателей. Причем время посещения клуба клиентами осталось примерно такое же — в среднем два с половиной часа. А вот заказывать в баре алкоголь и закуски посетители стали меньше: по каждому чеку снижение как раз на те самые 15—17 процентов. На Новый год мы работать не будем. А в предновогодние выходные у нас заказаны уже все бильярдные столы. 

Виктор Ковалев, директор турбазы «Мухинская»:

— Долларовый скачок на нас сильно не отразился: мы все покупаем за рубли и продаем за рубли. Продукты питания закупаем оптом, конечно, если на базах цены растут, то и наша продуктовая корзинка дорожает. При этом посетителей у нас меньше не стало. Планировали реализовать 130 путевок на новогоднюю ночь — все они проданы. Те, кто бронировал места для отдыха в праздничные дни, путевки выкупают. Уж не знаю, связано ли это с тем, что амурчане из‑за кризиса стали предпочитать поездкам за рубеж отдых на родине, но люди к нам едут охотно. Возможно, еще и потому, что мы сделали капитальный ремонт в одном из корпусов, летом оборудовали базу новой бытовой техникой, частично поменяли мебель, словом, улучшили условия проживания. Те, кто приехал к нам раз и увидел эти изменения, возвращаются снова.

 Анастасия Вальде, президент Гильдии рестораторов Амурской области: «К концу года рынок ресторанов и кафе в области сократится на 10  процентов, и это не предел».

Возрастная категория материалов: 18+