Андрей Митрофанов
Киношуточка на миллиард
Требовать у тех, кто делает кино, не сколько-нибудь, а миллиард, да к тому же долларов, явно становится модной тенденцией. Судебные тяжбы, основанные на использовании изобретения братьев Люмьер одними и недовольстве этим других, в этом году претендуют на статус тренда в России. Сначала писатель из Чечни обвинил Джеймса Кэмерона в плагиате при работе над сценарием «Аватара», теперь иск к компании XX Century Fox готовит известный своим отвязным поведением олигарх Сергей Полонский. Бизнесмену не понравилось, что его образ без его ведома использовали в и без того плохом российском фильме «Неуловимые».
Создателям этого «молодежного» кино не хватило много: в этом списке такие понятия, как профессионализм, опыт, умение учиться, умение удивлять, талант и здравый смысл. Дефицит остроумия здесь же: то, что продюсеры «Невидимок» назвали собирательным образом» (как бы он не заставил их теперь собирать деньги!), выглядит как плохо выполненная, нелепая и очевидная заказуха. Она может таковой не являться — внешность уже не подправить. Авторы «Неуловимых» при создании своего фильма ориентировались на далекого от интеллектуальной деятельности зрителя и этого, собственно, не пытаются скрывать: сценарий картины представляет собой пучок краденых и впоследствии сильно упрощенных образов и идей, причем страсть к согреванию рук на чужих успехах начинается прямо с названия. Молодцы.
Полонский с его камбоджийской историей, уголовным делом и дракой в прямом эфире статус медиаперсоны постепенно утратил, и тут на тебе — приходится возвращаться во всей красе. За демонстрацию персонажа по имени Сергей Полянский (то есть для совсем тупых) с легко узнаваемой прической и плохо спародированной манерой общения он намерен потребовать тот же самый миллиард тех же самых долларов. Гигантизм суммы оправдан не только известным способом получить хотя бы что-то по суду, многократно завысив исковую сумму. Есть ли миллиард у Кэмерона — это вопрос, а вот у кинокомпании, входящей в пятерку крупнейших в США, он наверняка имеется, а значит — можно заработать на чужой глупости пару миллионов и параллельно войти в историю. Не каждый день опальные олигархи судятся с киногигантами, в особенности — с успехом для себя.
Патриотически настроенный обыватель, протягивая в окошко кассы кинотеатра свои сторублевки, подкармливает вовсе не слабенького и бледненького, но родного кинопроизводителя, а зажравшегося бизнес-монстра со звездно-полосатыми щупальцами?
На этом фоне на свет божий лезет совсем уж неприглядная правда: массовый зритель, которому постоянно рассказывают, что есть такое явление, как российский кинематограф, внезапно понимает, что на самом деле стоит за картинами с пометкой made in Russia. Зритель раздражен: это что получается, министр культуры занят тем, что отодвигает одни голливудские премьеры, чтобы показать другие голливудские премьеры, потому что они сделаны в рамках российских границ? Патриотически настроенный обыватель, протягивая в окошко кассы кинотеатра свои сторублевки, подкармливает вовсе не слабенького и бледненького, но родного кинопроизводителя, а зажравшегося бизнес-монстра со звездно-полосатыми щупальцами? Последнее оправдание финансовых затрат на такое кино, как «Неуловимые», рассыпается в пыль, и в следующий раз зритель подумает трижды.
И если он все же передумает, это будет справедливо: людям, которые на иностранные деньги воплощают в реальность сомнительные доказательства нашей же недалекости, не нужно платить. Полонский-Полянский — это вообще показатель современного российского масскульта: не потрудившись ударить палец о палец при работе над своим «собирательным образом», его создатели теперь, как положено людям неумным, старательно отрицают все, что можно отрицать. Одновременно с этим они кидают в медиапространство фразочки в духе Елены Ваенги, мол, пусть подает свой иск. Выглядит это все еще более жалко, чем сам фильм «Неуловимые» со своими претензиями на «современное кино» про гопника, смазливого кретина и бомжа-интеллектуала, которые вершат справедливость во имя обладания самкой.
Вот когда начинаешь понимать, что такое нехватка цензуры. Советскому талантливому режиссеру представлялась замечательная и увлекательная, хоть и очень рискованная игра: ему нужно было расставлять аллюзии и пародии на современников так, чтобы эти современники не заметили подвоха. Хотя бы до выхода фильма в свет. Сегодняшним масс-деятелям позволено все, за ними никто не бегает, как за Звягинцевым, потрясая хоругвями, да и сам автор «Левиафана» оказался в таком положении постфактум. В результате никто не намеревается утруждать себя поисками остроумных решений, принимая за остроумие сам факт использования живого еще человека в качестве карикатуры на самого себя — в образе подлеца и негодяя, конечно же. Судиться, когда за плечами XX Century Fox не такая уж пугающая перспектива, а помои свои мы так и так уже на экраны вылили.
Выиграв дело, Полонский положит начало целой серии прецедентов подобного характера, потому что учиться думать, что делаешь, сценаристы-режиссеры-продюсеры начнут, только потеряв свои прибыли. Может быть, на этом фоне они начнут еще и учиться снимать кино вместо дешевой жевательной резинки, приправленной похотью и упрощенностью бытия. Может быть, урезаемый в условиях кризиса Фонд кино прекратит поддерживать вот такие вот фильмы, которые к тому же не нуждаются ни в какой поддержке — вон, даже есть кому миллиардные иски предъявлять. И, может быть, остроумие как инструмент снова приобретет востребованность, а шуточкам в духе «Кривого зеркала» станет теснее. Может быть.
ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К НАМ В СОЦСЕТЯХ!
Мы есть в Twitter, на Facebook, Вконтакте, YouTube, в «Одноклассниках» — группа «Новости Амурской области» и группа «Здоровый образ жизни» и в Instagram!
Амурская правда
от 31.03.2015
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии