1991. «СУКИНЫ ДЕТИ»
1991 год, когда триумф праздновали «Сукины дети», стал своеобразным водоразделом — советское кино окончательно уходило в прошлое, а новорожденное российское ждали очень и очень непростые времена. Леонид Филатов снял кино за каких-то 24 дня, однако, как и всегда, работал над ним на износ. Ррезультатом стали не только три приза «Кинотавра», но и перенесенный инсульт.
В основу сюжета «Сукиных детей» легла реальная ситуация, сложившаяся в театре на Таганке в 1984 году. Тогда он первые лишился своего руководителя Юрия Любимова из-за интервью журналу Times. Режиссер остался не только без работы, но и без гражданства, и вернулся в театр только через пять лет, что опять же породило скандалы и расколы. Сложнейшую и полную переживаний и разочарований театральную кухню Филатов попытался воплотить на киноэкране с помощью великолепного актерского ансамбля. В картине заняты Евгений Евстигнеев, Александр Абдулов, Лия Ахеджакова, Сергей Маковецкий. Список можно продолжить и другими легендарными именами. В таком составе люди, давно снискавшие любовь зрителя на сцене и на экранах, постарались рассказать о многом и важном, уложившись в 98 минут — речь идет не только о вечном конфликте личности и государства. Эти самые личности с превеликим трудом суммируются в коллектив, но и размагнитить их впоследствии непросто. Незаслуженно забытую ленту Филатова полезно пересмотреть в наши будто бы совсем другие времена.
1993. «АНКОР, ЕЩЕ АНКОР»
Два года спустя главный приз «Кинотавра» достался фильму Петра Тодоровского. Отечественный кинематограф, повернувшийся лицом к тому, что смог разглядеть за упавшим занавесом, начал увлеченно штамповать отвратного характера комедии и боевики. Единичные же явления настоящего кино тоже испытывали на себе влияние внезапных свобод, связанных не в последнюю очередь с безжалостным развенчанием вчерашнего общества им же самим.
1993 год позволял говорить прямо, и режиссер высказался так, что на долгие годы закрепил за собой статус объекта ненависти и презрения для отечественных военных, с которыми исчезнувшая вдруг страна и без того некрасиво обошлась, а тут еще вот такое кино. При этом персонажи 57-летнего Валентина Гафта и 26-летнего Евгения Миронова показались весьма правдивыми представителям немилитаризированных профессий, среди которых в начале 90-х преобладала опять же не самая лестная точка зрения в отношении так долго идеализировавшихся людей в погонах. На погрязших в пьянстве, запутавшихся в любовных (и просто продиктованных похотью) связях и в самих себе обитателях гарнизона смотреть было неприятно, зато ощущалась невиданная ранее прямолинейная честность, несравнимая даже с наигранной трагедией предыдущей картины Тодоровского «Интердевочка». А то, что действие фильма происходит сразу после страшнейшей из войн, еще больше будоражило сознание зрителя.
1996. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
Эта более чем вольная интерпретация знакомого любому советскому школьнику рассказа Льва Толстого про Жилина, Костылина и побег в колодках из чеченского плена прозвучала не только в пределах России. Фильм Сергея Бодрова безуспешно поборолся за «Оскар» и «Золотой глобус», но признание все же получил на родине. Помимо Гран-при жюри «Кинотавра-96» присудило одну премию за лучшую мужскую роль двоим актерам — Бодрову-младшему и Меньшикову, воплотившим героев в новых, но подозрительно знакомых условиях. Фильм был неоднозначно принят публикой — сильнейший по драматизму сценарий соседствовал в нем с неумением создавать элементы боевика и порой неуместным цитированием антивоенного кино голливудского производства. Тем не менее съемки на территории реальных боевых действий, актерская игра и сильный сценарий сделали свое дело: «Кавказский пленник» прочно вошел в список лучших российских военных драм, а Бодров-младший через год получил уже единоличную премию за «Брата».
2000. «ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ»
На рубеже тысячелетий российский кинематограф хоть и не отвернулся окончательно и бесповоротно от скрывающихся за горизонтом руин рухнувшего строя, но научился находить в своем прошлом не только ужас и стыд. Фильм Алексея Учителя о последних годах жизни русского писателя Ивана Бунина наполнен неподдельной красотой, в том числе и красотой родины, которой эмигрировавший в 1920 году прозаик никогда больше не увидел. Автор сценария — известная писательница и супруга Анатолия Чубайса Авдотья Смирнова — нарисовала Нобелевского лауреата Бунина довольно неприятным субъектом, зато живым и полным противоречий, о которых редко рассказывают на уроках литературы. Таким же его сыграл и Андрей Смирнов, получивший за эту роль «Нику». И хотя речь в фильме идет о последней любви пожилого классика, пронзительность темы русской эмиграции постоянно перебивает этот лейтмотив, от чего «Дневник его жены» приобретает дополнительный вес.
2009. «ВОЛЧОК»
Василий Сигарев свой персональный приз как режиссер получит на «Кинотавре» в 2012 году за картину «Жить». Тем не менее именно «Волчок» сделал его знаменитым за пределами фразеологических узких кругов, получив Гран-при фестиваля в 2009-м. Сигареву тогда достался приз за сценарий, потом была демонстрация картины на Первом канале и множество тычков и пинков, после которых он стал снимать более осторожное в высказываниях кино. История, рассказанная автором в «Волчке», одновременно до одури банальна и до холодного пота ужасающа. И хотя жюри фестиваля в тот год определенно было из чего выбирать, внезапной откровенностью и расстановкой ударений молодой режиссер обеспечил своей заявке серьезность. Картина вряд ли может рассчитывать на неоднократные повторы на телевизионных каналах — в массовом зрителе, вернувшемся с работы, он способен пробудить не самые светлые чувства. Однако же с точки зрения кинематографа как искусства «Волчок» — очень любопытный экспонат, дошедший до адресатов во многом благодаря «Кинотавру».
2013. «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»
В 2013 году фильм, снятый по мотивам написанного еще в 90-х, но получившего популярность десятилетием позже романа Алексея Иванова, заслуженно стал обладателем главного приза на «Кинотавре». Заслуженно, потому что «по мотивам» не превратилось в терзание несчастных литературных персонажей, но и кино не послужило только лишь движущейся иллюстрацией к первоисточнику. Режиссер Александр Велединский открылся зрителю с неожиданной стороны, но режиссерский приз достался Виталию Манскому, а в копилку «Географа» вторую награду принес исполнитель главной роли Константин Хабенский. Фильм снимали на Каме, где происходит действие книги, а группа заведомо заручилась всяческим одобрением ее автора. Получилась не менее грустная, но более доступная история о человеке, вынужденном жить, чувствовать и бороться, не имея для всего этого достаточных оснований. При поддержке государства картина докатилась даже до региональных кинозалов, где часть публики скептически восприняла ее как постоянно прерывающуюся на лирические отступления комедию.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии