«Единичка» — это позывной подразделения молодого лейтенанта Егорова, которого вместо передовой отправляют в тыл, командовать небольшим отрядом. К слову, политкорректно собранным из солдат разных национальностей. Молодой офицер, еще не нюхавший пороху, пытается рулить подразделением по учебнику. В нем буквально бурлят нормы морали: курицу — детям, дам не обижать, на польских товарищей не кричать. Даже не смотря на объективные причины и кричать, и обижать. Теоретически подкованному командиру противостоит опыт замполита Финогенова, которого играет Андрей Мерзликин — единственная в фильме знаменитость. Бывалый вояка — грубый, употребляющий, часто режущий правду-матку в глаза, но имеет мудрость направить «желторотого» по верному курсу.
Яркий персонаж и ловелас ефрейтор Лютиков — как олицетворение русского богатыря, в одиночку убившего больше немцев, чем все подразделение.
Действие происходит в августе 44-го в Восточной Польше. «Единичке» дан приказ удержать мост. По этому мосту немцы планирует перевезти свои секретные архивы, польские партизаны пытаются его взорвать, чтобы задержать наступление на Варшаву. По нему же нужно переправить постоянно оказывающихся на линии огня глухонемых детей — из расположенного поблизости монастыря. Мост — один из основополагающих символов картины. И именно этот мост сразу вызывает некоторое недоумение, так как совершенно не тянет на стратегический объект.
Хлипкая деревянная конструкция через довольно узенькую речку. Зачем насмерть за нее стоять? Зачем прорываться с танками и пулеметами? Ящик с документами легко можно перетащить вброд — поляки, постоянно ошивающиеся под этим мостом по пояс в воде и минирующие его как Брестскую крепость, явно указывают на незначительную глубину водоема. «Единичка» основана на реальных событиях. Их в своей повести «Мы все, не считая детей» описал писатель-фронтовик Александр Николаев. Надеюсь, в реальности мост стоил того, чтобы положить на его охрану столько жизней.
Такие несостыковки возникают по ходу всего действия в фильме. Почему-то бойцы «Единички» после первой атаки немцев не провели разведку, а продолжали беззаботно гулять, хохотать и ловить по окрестностям куриц. А ведь немцы окопались у них в непосредственной близости. Не понятно, и что фрицы делали в тылу, если главной их задачей было как можно быстрее перевести документы? Времени на это у них было вагон. Но нет, они как будто специально дожидались, когда советское подразделение отрежет им путь через ручей, чтобы положить на прорыв через него несколько десятков бойцов и два танка. Зачем после первого подбитого «тигра» наши солдаты начинают по-голливудски хлопать в ладоши — бой вообще-то в самом разгаре. И стоило ли в финале фильма пускать этот избитый прием про в последний момент подоспевших на выручку наших.
Если не судить строго режиссера Кирилла Белевича за эти недочеты и клише, можно сказать, что фильм удался. В духе старых советских кинолент о войне, со стандартными ценностями, пусть для кого-то сегодня они кажутся нелепыми и уж слишком простыми. «Ну неужели все так банально — погибнуть, спасая чужих детей?» — возмущался после просмотра мой знакомый. Да, накрыть телом гранату, подставить спину под пули, забыть о вражде и плечом к плечу защищать землянку, где укрылись дети. Слащаво? Не модно? Патриотично? А почему бы нет.
«Единичка», снятая при поддержке министерства культуры РФ, вовсе не претендует на звание «Самый философский фильм года». Но он учит важному, помогает вспомнить о главном. И именно это ценно. Особенно сейчас, когда весь мир застыл в ожидании премьеры другого фильма о войне. Звездной. Эпизод VII.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии