В разные годы этого персонажа на телеэкранах воплощали такие советские звезды, как Андрей Мягков, Александр Фатюшин и Сергей Шакуров. Последний, что примечательно, участвует и в этой постановке, но теперь уже в роли генерала Шарапова — руководителя главного героя. Начинающий сотрудник МУРа из романа «Эра милосердия» и знаменитого телефильма «Место встречи изменить нельзя», в отличие от своего товарища Глеба Жеглова, стал одним из постоянных вайнеровских персонажей. В экранизации «Визита к Минотавру», правда, ему поменяли фамилию на Уваров, но сделали все, чтобы телезритель понял, кто перед ним на самом деле. На этом фоне более чем странно выглядят слова одного из режиссеров «Следователя Тихонова» Сергея Снежкина: «Я придумал, что фамилия этого генерала Шарапов, что он тот самый Шарапов, который принимал участие в этой "Черной кошке"». Прямую речь постановщика приводят Вести.Ru, и нам остается только недоуменно пожать плечами. Сама же идея отдать эту роль Шакурову выглядит оригинально и позволяет строить самые разнообразные мысленные конструкции.
Выбор главного актера также, мягко говоря, неочевиден: в книгах и предыдущих экранизациях Тихонов представал несколько другим человеком. Дело даже не в том, что Ефремов явно старше своего героя, которому во время расследования кражи скрипки Страдивари было немногим больше 35 лет. Несмотря на регулярное обращение к советской действительности, телевидение все же обязано отвечать духу своего времени, поэтому крутость нрава и жесткость в решениях Тихонова более не нуждаются в столь тщательной маскировке, какую демонстрировали Шакуров и Мягков.
В исполнении Ефремова он больше напоминает другого книжного сыщика, Льва Гурова. Отсюда и все эти акценты на личной жизни, и нарочитая трезвость, и способность в случае чего ткнуть кулаком зарвавшемуся уголовнику под ребра. Тем более что все происходит на глазах у дочери Шарапова и по совместительству стажерки Елены Лавровой, которую сыграла вездесущая Светлана Иванова. Любовная линия прорисовывается с первого же совместного появления в кадре, так что инспектор уголовного розыска, коим до мозга костей Тихонов предстает у Вайнеров, вынужден постоянно уступать место немолодому, но не привыкшему проигрывать мужчине.
Собственно, одной Лавровой дело не ограничится. Создатели сериала решили начертить на экране как минимум любовный параллелограмм с участием героинь Марии Мироновой и Виктории Толстогановой. Последняя никак не избавится от сложившегося амплуа, воплощая на экране очередную стервозную тетку, при виде которой зритель начинает задаваться вопросом, а как же такой умный мужик позволил себе связаться с такой особой и почему до сих пор ее не пришиб.
Авторы «Следователя Тихонова» позволяют себе разнообразные развлечения, пригласив на крохотные роли популярнейших актеров. Именно поэтому зрелища вроде того, как Ефремов возит по столу гротескно загримированного Бондарчука, здесь не редкость. Положение обязывает: публика в общем и целом помнит, кто стащил бесценный инструмент у скрипача, так что детективной составляющей во все цели сразу не попадешь. И вдруг выясняется, что одного музыканта играет Алексей Гуськов, второго — Сергей Гармаш, и жить становится веселее. А там, впереди, еще как минимум Скляр с Немоляевой. Такого рода небольшими, но заметными актерскими работами спасен не один ремейк в истории.
Конечно, полноценным набором ремейков «Следователя Тихонова» не назовешь, как и доскональным следованием литературному первоисточнику — «по мотивам», все-таки. Снежкин сотоварищи умудряются фокусировать внимание на главном герое еще тщательнее, чем это делали братья-писатели. Из «Визита к Минотавру», в частности, безжалостно выброшены экскурсы в прошлое, делавшие предыдущую экранизацию более тяжеловесной, хоть и откровенно заторможенной. Такая же судьба ждет «Лекарство для Несмеяны», и это, пожалуй, единственно верный ход. То, благодаря чему Вайнеры рассчитывали приподняться над статусом обычных писателей детективов, на экране — особенно сегодня — смотрится не очень вразумительно. Делать главным героем скрипку — интеллектуальная забава для кого угодно, только не для создателей массового продукта. Поэтому вместо средневековых терзаний Амати и Страдивари — вполне себе современные любовные страсти, в которые невольно впутывается даже генерал Шарапов, по традиции желающий для драгоценной дочурки лучшего жизненного выбора, нежели ночующий в кабинете инспектор, у которого к тому же уже есть своя взрослая дочь.
Вайнерам все это вряд ли понравилось бы. Известно, что даже те изменения, которые внес Говорухин при работе над «Местом встречи», привели к скандалу и требованиям убрать общую писательскую фамилию из титров. Тем не менее отрадно видеть, что созданные ими герои и ситуации не утратили актуальности и в разгаре XXI века и требуют нового осмысления. Конечно, старик Бомзе был бы порядком разочарован, узнав, что предсказанная им эра милосердия так и не наступила и даже анонсами не радует. Зато вновь становится востребованным герой, который упорно и отчаянно противостоит трехголовому дракону, подробно описанному Глебом Жегловым. Сегодня в этом драконоборце меньше идеи и больше цинизма, но сути дела это все равно не меняет. Опять же первые серии «Следователя Тихонова» можно пересматривать из-за одних только маленьких ролей. Особенно берет за душу монолог героя Гармаша, который сценаристы сумели не испортить, а, напротив, усилить. Бездушные и автоматические 90-е безнадежно проигрывают битву более раннему периоду, когда дело касается телевизионных детективов. Рано или поздно кто-то вновь замахнется на историю поимки «Черной кошки» — вот это будет скандал.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии