Российский кинематограф к знаменательной дате подготовился слабовато: 5 мая состоится премьера картины «72 часа», по традиции больше похожей на смонтированный в формат большого кино телесериал. В нем будет все просто: вот сволочи-фрицы, вот гады-предатели, а вот комсомольцы-добровольцы. «Взорвать Гитлера» нужно посмотреть хотя бы потому, что он создает много пространства для размышлений, вместо того, чтобы расставлять акценты за вас. Иоганн Георг Эльзер, немецкий рабочий, который в одиночку организовал покушение на фюрера Третьего рейха, оказывается слишком многогранным персонажем, на фоне которого вся эта страница истории Германии начинает играть совсем другими красками. Режиссер Оливер Хиршбигель ранее проявлял очевидный интерес и к проблеме человека в системе, и к истории нацизма: на его счету такие известные ленты, как «Эксперимент» и «Бункер». В принципе, одного его имени вполне достаточно, чтобы предположить, что фильм не будет простым и скучным. Постановщик и на этот раз выбирает не самый простой путь, тасуя временные отрезки и практически игнорируя сам взрыв, прозвучавший в мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер» в ноябре 1939 года.
Георг Эльзер в исполнении Кристиана Фриделя интересует создателей ленты гораздо больше: поэтому зрителю вместе с начальником уголовной полиции рейха Артуром Небе и главой гестапо Генрихом Мюллером предстоит выяснить, почему рядовой немец решился поднять руку на вождя нации. Государство, убедившись в том, что Адольф Гитлер только чудом не погиб от руки обычного плотника, посещающего фольклорный кружок, пребывало в истинном бешенстве, а потому пыталось отыскать за всей этой историей заговор. Эльзер оказался человеком хоть и не самым ловким (его задержали при попытке перейти границу со Швейцарией с чертежами в кармане), но достаточно стойким, чтобы даже под сильнейшим моральным и физическим воздействием не сознаться в том, чего на самом деле не было. Таким образом, тайной полиции не удалось построить на этом фундаменте громкого процесса с показательными казнями группы предателей: самого террориста расстреляли только в 1945 году в Дахау, за несколько недель до освобождения концентрационного лагеря войсками союзников. Допрашивавший Эльзера Артур Небе, к примеру, угодил на виселицу гораздо раньше.
Хиршбигель крупными мазками рисует обстоятельства, в которых находился маленький человек перед тем, как сделать большой и необратимый шаг. Благодаря этому аудитория получает возможность взглянуть на быт обычных жителей Германии на пороге войны, которая ввергнет и страну, и их самих в неисчислимые бедствия. Сам Эльзер не видит в себе героя — что уж говорить об окружающих — но в критические моменты стремится поступать так, как должен. Будущий террорист без особой охоты участвует в акциях, которые организовывает «Рот Фронт»: за все эти безобидные шалости вроде нанесения антинацистских надписей на заборы, коммунистов пачками отправляют в лагеря, где они за тарелку баланды и возможность молча погулять по улице работают на укрепление режима. Георг, которому в первую очередь приходится содержать семью и разбираться со своими романами, постепенно укрепляется в мысли, что бить необходимо прямо в сердце. Промахнувшись, он приходит к пониманию, что был неправ: взрыв унес жизни ни в чем не повинных людей и оставшиеся годы главный герой проведет в мучительном раскаянии.
Режиссер не избегает жестоких сцен, но и не увлекается демонстрацией насилия: наиболее натуралистично он показывает казнь Небе, которого обвинили в участии в заговоре против Гитлера, долго ловили и наконец повесили на металлической струне. Эльзера пытают, пытаются получить от него нужные показания под воздействием особых препаратов, но взгляд Хиршбигеля фокусируется не на этом. Перед нами биография человека, который решил совершить чудовищное преступление по конкретным причинам, не оправдывая свой поступок массовой идеологией или распоряжением сверху. Более того, совершенно необязательно нацистский режим рухнул бы после убийства лидера, благо, трехцветное знамя было кому подхватить. Главный герой не пытается стать примером для сограждан, наоборот, всеми силами стремясь оградить знакомых и близких от возможных последствий, и это ему удается гораздо лучше, нежели само покушение. Единственная короткая речь о мотивах, которую позволяет себе Эльзер, посвящена долгу и невозможности ждать, пока кто-то другой решится на то же самое. Те, кто его допрашивают, поймут Георга гораздо позднее: руки их к этому времени уже будут слишком испачканы кровью.
Изображая эпоху, Хиршбигель практически всегда остается сторонним исследователем: в сюжете нет абсолютно правых и безусловно виноватых, а руководители нацистского режима пребывают в неочевидности, как и положено, когда на власть смотрят глаза рядового гражданина. Эльзер находит сочувствие и поддержку в самых неожиданных обстоятельствах: те, кто привык вскидывать руку в характерном приветствии и аплодировать пропагандистским кинолентам, все еще способны сострадать и оставаться людьми. Винтик, чуть было не вызвавший сбой в огромном зловещем механизме, отправился в темный ящик, а вся сверкающая и ревущая машина, как выяснилось, изначально стремилась к самоуничтожению. «Взорвать Гитлера» — это впечатляющий этюд из времени, которое обычно изображается с непременным гротеском и искажением. Но реальная жизнь — это совсем не кино про летающих Мстителей, и настоящие герои в ней часто совершают ошибки и не справляются со страхами, а настоящие злодеи играючи уворачиваются от смертельных ударов, как будто их действительно хранят тайные силы. Фильм Хиршбигеля напоминает о слишком многом, чтобы его пропустить.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии