«Хороший мальчик». Фото: filmpro.ru«Хороший мальчик». Фото: filmpro.ru

«Хороший мальчик»

Гран-при и приз зрительских симпатий

Главный приз «Кинотавра» второй год подряд достается фильму, снятому женщиной, и второй же год подряд победитель вполне подходит для широкого проката. Прошлогоднему триумфатору, картине Анны Меликян «Про Любовь» удалось собрать в российских залах 700 тысяч долларов: в провинции ленту демонстрировали минимальным количеством копий, а так, глядишь, и весь миллион бы заработала. «Хороший мальчик» поставила Оксана Карас, которую часто называют дебютанткой в СМИ. И несмотря на то что в ее послужном списке есть работа над любопытным сериалом «Пропавшие без вести» и еще пара проектов, именно этот фильм можно назвать полноценным дебютом. Утонченные критики, узнав, кто победил, скривились: кино показалось им слишком приземленным и слишком «американским».

В «Хорошем мальчике» первым делом внимание привлекает актерский состав, одинаково хорошо подходящий для семейной комедии, рекламного ролика сотового оператора и отечественного блокбастера. Особенно если вспомнить, что в кастинге участвовали Бондарчук-средний, Пореченков и Машков. Оно и без них размашисто и пестро: Хабенский, Пегова, Ефремов, Паль, даже Догилева для полноты жизни. И Семен Трескунов в главной роли, хорошо зарекомендовавший себя в сериалах и прошлогоднем «Призраке». Если верить легендам, мальчик так хотел сыграть в фильме Карас, что высшие силы не давали продюсерам денег. пока он не достиг нужного возраста: после этого средства сразу нашлись. Сценарий картины, действительно, не отличается особой замысловатостью, это такое «школьное кино», в котором взрослые дяди и тети старательно помогают ребенку делать бенефис. Жюри «Кинотавра» в этом году возглавил постановщик «Волкодава» и «Экипажа» Николай Лебедев, которому фильм про пубертатного школяра наверняка понравился, но, впрочем, это явно не он заставил зал аплодировать «Хорошему мальчику» во время премьеры.

Зрительское кино, рассчитанное при этом не на совсем уж интеллектуально неразвитую публику, пробивает себе дорогу на главную сцену, и эту тенденцию тревожной не назовешь. От фильмов, которые не для всех, новое поколение кинематографистов все чаще старается держаться подальше. Набирает темпы и сексуальная тематика, что, судя по интервью, заставляет некоторых корифеев режиссуры ностальгировать по временам цензуры. Совсем другого мнения придерживается, например, юный актер Трескунов, который уверен, что от подростка не нужно прятать ни Найшуллера, ни Тарантино. Пропасть между поколениями Оксана Карас как раз и показывает в своем фильме, однако в нем можно найти и доступные способы перекинуть через бездну достаточно крепкие мостики. И хотя в сценарии предостаточно эпизодов, достойных какого-нибудь «Американского пирога», они, к счастью, всего лишь одна из сторон картины, которую признали победителями «Кинотавра» и эксперты, и зрители.

«Ученик»

Приз за лучшую режиссуру

Еще одна лента, действие которой происходит в школьных обстоятельствах, считалась на этом «Кинотавре» безусловным фаворитом: фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» успел принять участие в каннской программе «Особый взгляд» весной, а осенью его обещают пустить в прокат. В основу картины легла пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, которую тот же Серебренников успешно поставил на театральных подмостках, а теперь окончательно адаптировал к российским реалиям, поместив действие в главную точку соприкосновения двух культур: Калининград. Главная тема фильма никогда не теряла своей актуальности: главный герой, старшеклассник, которому окружающий мир кажется слишком уж несовершенным, находит в религии сначала духовную подпитку, а затем и руководство к действию в комплекте с оправданием содеянному. То есть ему так кажется, конечно.

Приз за лучшую режиссуру действительно не мог уйти ни к кому из других претендентов: Серебренников слишком хорош в компиляции языков театра и кино. В «Ученике» не так много широко известных имен, больше всех на слуху, наверное, Виктория Исакова и Юлия Ауг. Главная же роль досталась Петру Скворцову, который уже давно не 16-летний юноша, оттого его герой смотрится еще более чужим среди сверстников. Происходящее на экране соткано из множества конфликтных ситуаций, отчего у зрителя возникает ощущение, что перед ним остросоциальная драма: разрушение этого ложного мнения неизбежно, перед нами все-таки не трагический путь фанатика, а история о не очень-то съедобных плодах тупеющего общества. Общества, всегда готово разобрать цельное древнее писание на подходящие по любому случаю цитаты.

«Коллектор»

 Призы за лучшую мужскую роль и операторскую работу

Не все же бенефисами баловать всяких вундеркиндов. Актер Константин Хабенский, скажем прямо, этого тоже заслуживает. «Коллектор» от режиссера многосерийных «Откровений» Алексея Красовского — это как раз монофильм в чистом виде. Оттого смотреть его будет непросто и не всем интересно, зато поклонники актера будут в восторге. Фильм, кстати, уже раскручивают в интернете и телеэфирах, а показать его обещают еще до конца Года российского кино. В графе «В фильме снимались» любопытный зритель найдет много знакомых имен: тут вам и Кирилл Плетнев, и Татьяна Лазарева, и Евгений Стычкин, и Дарья Мороз. Но все эти популярные личности предстанут в картине только в качестве голосов. Запертый в рамках офиса коллектор Артур становится участником напряженной и затейливой игры, которая настолько же опасна, насколько и интерактивна. Будет много телефонных бесед.

Ситуация с долгами и способами их возвращения в стране такова, что подобный сюжет просто не мог не появиться на горизонте. Понятно, что некоторые критики на «Кинотавре» пришли к выводу, что Гамлета из Артура не получилось, а Хабенский мог бы и более тщательно выбирать персонажа для одиночного плавания. Тем не менее сочетание наград делает «Коллектора» одним из любопытнейших проектов года: оператор ведь тоже ограничен теми же рамками, а значит, должен стремиться к уровню самого Любецки, чтобы в таких условиях завоевывать призы. Красовский при этом не делает из происходящего чистой истории про то, как охотник стал жертвой. В фильме, как и в жизни, бал правит неоднозначность. Участие в кинофестивале принесло создателям ленты не только статуэтки — прокатом триллера займется компания Disney.

«Зоология»

Приз за лучшую женскую роль и приз Гильдии киноведов и кинокритиков

Говорят, что искушенные кинокритики в этом году были настолько разочарованы программой «Кинотавра», что намеревались вообще никому не отдавать свой приз. Ситуацию выправил молодой режиссер Иван Твердовский, в «Зоологии» которого знатоки киноискусства обнаружили явственные признаки взросления. Два года назад «Класс коррекции» этого же постановщика получил на этом же фестивале приз за лучший дебют. Новая лента изрядно отстает от предшествующей в плане провокационности, но все же не настолько стремится угодить вкусам большинства, чтобы критики и ее списали в мимолетный утиль. И то верно: у «Зоологии» слишком масштабные фестивальные планы в Европе (и не только в ней), чтобы ставить на ней крест уже на старте.

История о сотруднице зоопарка, которая внезапно обзаводится пушистым хвостом, призвана не только будоражить воспоминания о прочтении одной из книг Виктора Пелевина. Наталья Павленкова, отмеченная жюри, с ролью распрощавшегося с молодостью гадкого утенка, для которого даже появление первых лебединых перышек становится жизнеопределяющим событием, справилась уверенно. Вышеупомянутое взросление постановщика, вероятно, заключается и в том, что он не зарывается глубоко там, где это необходимо, и строит оригинальную историю с помощью простых и понятных метафор. Собрав в себе чаяния и тех, и других, «Зоология» незаметно оказалась самым выдающимся фильмом фестиваля, о чем просто забыли официально объявить.

«Огни большой деревни»

Специальный диплом жюри «За лучшее кино о кино» и приз за лучший сценарий

Вообще фильм 24-летнего режиссера Ильи Учителя вполне мог получить и приз за лучший дебют, тем более что фамилия обязывает. Тем не менее статуэтка досталась документалисту Денису Шабаеву, а сын мэтра удостоился лишь специальной награды. Впрочем, в довесок к ней полагались отзывы гостей и экспертов фестиваля, которые сошлись во мнении, что от «Огней большой деревни» ожидали совсем не того, что получили. Синопсис, название, наконец, постер комедии, в которой  Дмитрий Дюжев исполняет роль самого себя — все предвещало вульгарный балаган с непременными возлияниями и прочими аспектами экранной «жизни в глубинке». Убедившись в том, что мрачные ожидания обмануты, жюри расщедрилось и на сценарную награду, на которую в этом году был не самый низкий спрос.

И пускай Дюжев на картинке зачем-то делает вид, что он Дэнни Трехо, а стоящие с ним рядом граждане просто отпугивают своим внешним видом, невидимая рука Учителя-старшего так или иначе ощущается в этой картине, которую продюсировал Филипп Пастухов, делавший то же самое с фильмами «Прогулка» и «Космос как предчувствие». Молодой режиссер ранее снимал только короткометражки, которые завсегдатаи «Кинотавра» видели и не особенно ими восхитились. Дебют Ильи Учителя в большом кино оказался еще и донельзя актуальным: в «Огнях» он рассказывает и о страстном желании молодого таланта делать, а не рассуждать, и о том, что важнейшее из искусств продолжает терять этот статус в масштабах провинциальной России, и о том, что следует быть в меру осторожным, когда мечтаешь. Дойдет ли эта картина до публики в тех самых регионах — вопрос пока открытый.