• Супруги Синьковы с семьей старшей дочери. Фото: Ольга Шукалина
  • Фото: Ольга Шукалина

Кто в доме хозяин?

 42

года прожили вместе Александр и Татьяна Синьковы. Они поженились в июне 74-го. 

Кто в доме хозяин? Этот вопрос рано или поздно возникает в каждой семье. Счастливая жизнь состоит из массы слагаемых. И многое зависит от женщины — хранительницы домашнего очага. От ее мудрости, понимания, когда мужа урезонить, а когда промолчать, зависит семейный климат.   

—  И я, и Александр Николаевич, мы оба — натуры независимые. И когда поженились, поначалу, конечно, притираться друг к дружке нам было очень трудно. Каждый самоутверждался: кто будет в доме хозяин, — рассказала о начале совместного пути Татьяна Николаевна.

На вопрос, часто ли молодые супруги ссорились, она с улыбкой махнула рукой:

— Еще как часто! Больше всего я корила мужа за то, что после работы он ходит играть в волейбол. Спустя годы я поняла: он настоящий мужик, которому неинтересно было просто лежать на диване и смотреть телевизор. Ему надо постоянно что-то делать, чего-то достигать. А тогда увлечение мужа меня очень злило. Как сейчас помню: сижу вечером дома одна и обида душит. Время уже девятый час, а его все нет. Думаю, если так будет продолжаться, никакой семьи у нас не получится, надо что-то делать.

Сейчас жене известного строителя смешно об этом вспоминать, а в молодости было не до смеха.

— Приоделась я, накрасилась и — на улицу. Спряталась за забором у колхозного двора и стала ждать. Смотрю — мой Саша домой идет. А я не тороплюсь, — в глазах собеседницы горели искорки азарта. — Выждала еще минут пятнадцать и потом только захожу. Сделала веселое лицо: «Ой, а ты уже дома?!». Он  удивился: «Танюш, где ты была?». А я: «Да мы с подружками гуляли…». Насочиняла с три короба. И так я делала несколько раз. И знаете, помогло! Муж реже задерживался на работе, стал раньше приходить домой. А я сделала для себя вывод: хитростью и юмором можно сгладить многие острые углы и добиться того, чего никогда не добьешься скандалом.

«При живом мужике забор городить?!»

По словам супруги, Александр Синьков всегда был человеком очень занятым, инициативным, всего себя отдавал работе. На дела по хозяйству времени почти не оставалось.

— Помню, у нас прохудился забор в загоне, куры выбегали на улицу, а ему все некогда было починить, — рассказывала Татьяна Синькова, заваривая чай. — Я взяла колышки и давай сама городить. Подходит соседка: «Татьяна, да я б на твоем месте такой скандал ему закатила. При живом мужике забор городишь!».

— И что закатили скандал?

В ответ на мой вопрос хозяйка покачала головой и немного помолчав, заметила: 

— Никогда из-за такого пустяка скандалы не устраивала. Зачем обострять отношения из-за мелочей? Бывало, что я не успевала обед приготовить. И Саша меня за это ни разу не упрекнул. Еще в самом начале совместной жизни мы расставили точки над «i». Саша сказал: «Если я чего-то хочу достигнуть, надо много работать. На халяву в этой жизни ничего не дается. Так что давай с тобой договоримся: на первом месте у меня работа».

 — Обидно было?

— Конечно, обидно, но потом я поняла, что он прав. Так уж в природе заложено: муж — это добытчик, от него в первую очередь зависит благосостояние семьи. Я перестала мучить его упреками, уступила главенство в семье. И ни разу об этом не пожалела.

Плыви, осетренок!

Пока мы пили чай, в гости к родителям приехала старшая дочь Оксана со старшим сыном. У супругов Синьковых две дочери, которые уже подарили бабушке и дедушке четверых внуков. У Александра Николаевича с дочками очень теплые отношения. Он для них не только заботливый отец, но и друг, которому доверяют свои самые сокровенные  тайны. 

—  Когда я первый раз влюбилась, сильно страдала. Мама к этому спокойно относилась, а папа переживал, — вспоминает старшая дочь Оксана. — Ночью встанет, подойдет, посмотрит. Через каждый час с работы мне звонил. Всеми своими проблемами и бедами мы делились с отцом. Внешне он такой суровый, всегда строгий, а в душе сентиментальный человек. Отец часто брал нас с собой на рыбалку. Но всегда говорил: «Ловим столько, сколько съедим». Больше ловить было нельзя: запрет. Папа научил нас любить природу и с жалостью относится к братьям нашим меньшим. Как-то привез домой с рыбалки маленького осетренка. Мне его так жалко стало. Папа посмотрел на меня: «Доча, собирайся!». Было уже очень поздно, но мы поехали к реке и выпустили осетра в Амур. Я иду босиком по воде, а он подплывет и носиком в ноги мне тычет, словно благодарит. На всю жизнь запомнила этот вечер.

«Вот, дорогая, твое поле картошки!»

Часто бывает, что в семьях, где папа большой начальник, дети растут белоручками, не знают цену копейке. У Синьковых всегда был в доме достаток. Но Александр Николаевич постоянно повторял детям: «Чтобы хорошо жить, надо много трудиться». Он всего в жизни добивался сам и учил этому дочерей. Сегодня они говорят ему за это спасибо. Отцовская наука помогает в жизни.

— А в детстве, наверное, на отца обижались за строгость? — спросила у Оксаны, которая сама стала уже трижды мамой.

— Обижались... Но в душе я всегда понимала, что папа прав. Как-то я ослушалась родителей и не поехала с ними в сады. На следующий день отец наказал меня. Отвез туда и говорит: «Вот, дорогая, твое поле картошки!» И пришлось мне одной окучивать все восемь соток. Если папа нас за что-нибудь ругал или наказывал, мы с ним не спорили. Сказала слово против — неделя домашнего ареста, еще одно — две!

Оксана заливисто рассмеялась, а потом добавила:

— Папа был строг к нам, но в первую очередь он был требовательным к себе. Я это видела. Когда училась в школе, для меня  главным было не то, что скажет учитель, а что скажет отец. Стыдно было получить тройку и услышать от него: «Ты лодырь!», настолько мы с сестрой  его уважали. 

В семье Синьковых никогда не было культа денег. Хотя беречь заработанную родителями копейку детей учили с детства. Глядя с улыбкой на фото младшей дочери Лены (она сейчас далеко от родного дома —  в Москве с маленьким сынишкой), Татьяна Николаевна вспомнила, как та ходила за квартал от дома покупать себе мороженое, хотя рядом был киоск. «Говорила мне: мама, там мороженое на целых две копейки дешевле!» — подчеркнула хозяйка большого дома.  

Пока мы чаевничали, мать и дочь вспомнили много смешных историй из их семейной жизни. Одна из них — про четвероногую любимицу овчарку Чапи. «Уезжая в командировку, мама варила всегда две большие кастрюли супа — для нас и для нее. Я была маленькая и, чтобы не перепутать, подписывала кастрюли: «это папе», «это Чапе». Однажды прихожу домой, смотрю: обе кастрюли пустые. Оказывается, к папе приходили друзья. Видимо, они были такие голодные, что съели все — и папино, и Чапино…».                                      

Надо уметь прощать

Немало семей распадаются из-за ревности, излишней подозрительности супругов. Синьковых сия чаша миновала. Они сумели пронести уважение друг к другу через всю жизнь.

—  Иногда подружки рассказывали: мой вчера такую сцену ревности закатил. Саша в этом отношении всегда был выдержанный. Иногда заведу разговор на подобную тему, а он мне: «Да перестань, я тебя люблю и доверяю. У нас такого быть не может». Однажды решила проверить его чувства. Приезжаю из командировки и сочиняю: «Знаешь, я познакомилась с таким красивым мужчиной. Влюбился в меня с первого взгляда, хочет взять замуж». Саша посмотрел на меня серьезно и  говорит: «Хотел бы я встретиться с твоим мужчиной и посмотреть: если он достоин тебя, то уступлю». После этого я больше никогда так не шутила, — призналась Татьяна Николаевна.

Мы еще долго говорили по душам и разглядывали старые фотографии, запечатлевшие счастливые моменты этой дружной семьи, где во главу угла супруги поставили уважение — друг к другу, к родителям, детям, окружающим. Когда мы прощались,  Татьяна Синькова дала совет всем, кто хочет сохранить свою семью:

— Я никогда не слушала сплетен и всем советую: не обижайте близкого человека   подозрением. Никогда не проверяла у мужа карманы, знаю, и он никогда не откроет без спроса  мою дамскую сумочку. Мы даже к девочкам своим без их ведома в портфели не заглядывали. А уж о том, чтобы прочитать их личные дневники, которые ведут все подростки, и речи быть не могло.  Если хотите сохранить в семье добрые отношения, должна быть грань, которую нельзя переступать. Конечно, как и во всякой семье, у нас с мужем были разногласия. Но еще мама меня учила: «До замужества ты живешь для себя, а после того как вышла замуж —  для мужа и детей. Что бы ни случилось, прежде чем решиться на серьезный шаг, все хорошенько взвесь. Идеальных мужей не бывает».

Считаете, что муж обидел вас несправедливо? Все равно постарайтесь его понять. Поставьте себя на его место и подумайте: почему он так поступил? После  каждой ссоры, не важно, кто был виноват, я всегда подходила первой. Даже если вы сильно поругались, жизнь на этом не кончается. Надо уметь прощать.