• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

«Семейная жизнь — это солнце, дождь, штиль и ураган»

Светлана и Аркадий Головлёвы, село Грибское Благовещенского района.

Семейный стаж — 42 года

Семья Головлёвых живет на улице с многообещающим названием — Ожидания, а в их доме давно поселились любовь, дружба и взаимопонимание. Хозяйка Светлана Михайловна встречает нас у калитки, следом в утопающий в цветах дворик выходит гостеприимный Аркадий Валентинович. Сельчанка встала ни свет ни заря, чтобы к нашему приезду испечь клубничный пирог и пирожки с мясом. Поэтому ароматный дух разносился на всю кухню. Под травяной чай с пирогами супруги-одноклассники и рассказали о своей первой любви длиною в жизнь.

— В апреле 1974 года мои родители переехали в Грибское из Крыма, я пошла в школу, быстро сдружилась с ребятами, — вспоминает Светлана Головлёва, которая на тот момент носила фамилию Горбач. — 9 августа, как сейчас помню, я пошла к однокласснику на день рождения. Там и Аркашка был, причем со своей девушкой. Но он почему‑то на меня переключился. Трудолюбием, наверное, своим ему приглянулась и длинной косой, которую до сих пор сохранила. В тот же вечер он меня в первый раз поцеловал. И вот по сей день мы вместе.

После восьмого класса парень пошел в училище, а Светлана решила оканчивать 10‑й класс — в средней школе соседнего села Волково. Родные догадывались о любви молодых, но в отношения не лезли. Да и советские влюбленные ничего лишнего не позволяли. «Воспитание было другое», — говорит сельчанка.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал  Все самые важные новости короткой строкой

Письмо недоразумения

После того как 18‑летнего Аркашу призвали в армию, невеста стала верно его ждать. О той двухлетней разлуке сегодня супругам напоминают пожелтевшие письма, которые влюбленные писали друг другу каждую неделю. Семья хранит их до сих пор.

— «Дорогая моя Светлана! С солдатским приветом к тебе я, Аркадий. На первых строках своего письма хочу сообщить тебе, что дела у меня идут нормально, со службой тоже все в порядке, время бежит. Уже почти девять месяцев прослужил. Светлана, ты мне пишешь, что у меня есть любимая. Да, она есть, и это — ты! Не падай только в обморок», — такие вот строки Аркашка писал, — зачитывает отрывок из письма Светлана Михайловна и улыбается: — Потом уже в нашей семейной жизни, поругаемся, я начинаю перечитывать ему письма: «Вот как ты мне писал тогда!» Помиримся и дальше живем.

«Светлана! Моя любимая — это ты! Только не падай в обморок», — писал из армии влюбленный одноклассник. Этим пожелтевшим конвертикам уже 44 года.

Одно письмо едва не стало роковым для влюбленных. Когда Аркадий служил в армии, его подругу — уже студентку музыкального училища — со студотрядом направили в Читинскую область. А там жил их одноклассник, которому девушка раньше нравилась. Не подозревая, что вызовет ревность у своего любимого, Света написала солдату письмо и сбросила в почтовый ящик читинского отделения. Аркаша, увидев штемпель, решил, что любимая его не дождалась и уехала в Читу. В отместку стал переписываться с другой девчонкой из села.

— Приезжаю из студотряда, а писем от Аркаши нет. Потом встретилась с его сестрой, говорю: «Странно, почему‑то Аркаша мне не пишет». А та мне: «Так он теперь дружит с другой, у них все идет к свадьбе». Ах, раз так, думаю, то и я назло выйду замуж за другого! — рассказывает о кипящих страстях Светлана Головлёва. — Я тоже стала дружить с парнем, женихов‑то у меня хватало. Мы уже и свадебное платье купили, и золотые кольца. В общем, Аркашка меня увел буквально из‑под венца: узнал, что выхожу замуж, приехал и забрал. Пришлось извиняться и возвращать наряд с кольцами.

Самое дорогое платье

Поженились Аркадий и Светлана перед самым Новым годом — 27 декабря 1980 года. Мороз трескучий, скользко на улице, а он со своей молодой женой на руках парил от счастья. Наконец‑то они вместе! Специально для невесты он купил в Благовещенске самое дорогое платье.

— Рядом с кинотеатром «Октябрь» на Ленина — Шевченко находился свадебный салон, мы со Светой там купили германское платье, — вспоминает супруг.

— А моя мама всю ночь пайетками его расшивала, она была рукодельницей. До сих пор это платье храню, — Светлана Михайловна показывает нам свой свадебный наряд из 80‑х.

У пары появился первенец Дима, когда Света еще училась в училище — пришлось брать академ. Снимали комнату в общежитии — трудностей не боялись. После получения диплома молодую маму отправили по распределению в поселок Гонжа — учителем музыки в местную школу. Муж поехал за ней, устроился на лесовоз. Именно там пару застала грянувшая в стране перестройка: маленькие зарплаты, пустые полки магазинов.

— Аркаша тогда получал 40—45 рублей в месяц, пахал без отдыха, чтобы обеспечивать нас с маленьким сыном, — вспоминает Светлана Михайловна. — Однажды пришел с работы и дает мне 1 000 рублей! Откуда?! Я так испугалась, стала выталкивать его за дверь: «Иди и верни, пока не поздно!» Сейчас смешно, а тогда страшно было: где он взял такие деньги, вдруг украл? А он их действительно заработал.

В разгар перестройки молодые вернулись в Грибское. Светлана устроилась в школу учителем музыки, им выделили дом. Семья завела коров, поросят, гусей и кур. Благодаря домашнему мясу, молоку, яйцам семья выживала в голодные 90‑е.

«На восьмом месяце хоронила Сашеньку»

В 1986 году в семье случилась трагедия — Головлёвы потеряли своего второго сына. Любознательному Саше был всего год и восемь месяцев, когда на него упал мотоцикл.

— Не знаю, как я пережила это горе, наверное, помогла доченька, которую носила под сердцем, — делится Светлана Михайловна. — На восьмом месяце беременности хоронила я Сашеньку. Врачи помогли мне сохранить и доносить дочь. Я назвала ее Надеждой — чтобы дать себе надежду на то, что все еще может быть хорошо. Знаете, какая еще история была с доченькой. Я же сначала маялась — сохранять беременность или нет, ведь Саша еще не подрос. Три раза направлялась в больницу — и каждый раз внутренний голос меня останавливал: «У тебя там дочь». А я очень хотела девочку — и доченька родилась.

После Надежды в семье Головлевых родился еще младшенький Антон. Родители очень гордятся детьми. Дочь окончила медакадемию, сейчас живет в Санкт-Петербурге, замужем за врачом-пульмонологом, работает на скорой. Сыновья в Благовещенске: один трудится крановщиком, другой служит в Росгвардии. Дети подарили своим родителям пятерых внуков. 10‑летняя Сонечка сейчас гостит у бабушки с дедушкой. Светлана Михайловна балует внучку вкусной выпечкой. Говорит, что за свою жизнь ни разу не купила магазинного тортика — печет только сама.

— Иногда в разговоре меня спрашивают: как вы воспитывали детей, что они все выросли такими образованными, хорошими, не пьют и не курят? Я честно отвечаю: а я не воспитывала их, некогда было — большое хозяйство, работа. Просто они видели, как надо трудиться, и воспитывались сами, — говорит Светлана Михайловна. — Я до сих пор, как жаворонок, просыпаюсь в 3.30 утра. — Чуть засветлело за окном — уже на ногах. Соседка, правда, ругается, что не даю ей спать, топочусь на кухне.

Сорок два года семейной жизни пролетели на одном дыхании, признается чета Головлёвых.

Чета Головлёвых признается: им, ровесникам, прекрасно живется друг с другом — выросли на одних фильмах, любят одни песни.

— Не понимаю я мужиков, которые находят себе жен, которые им в дочери годятся. О чем с ними говорить‑то? Другое дело, когда вы росли бок о бок, — считает Аркадий Валентинович.

Из своего села супруги Головлёвы никуда переезжать не собираются. Говорят, жить в Грибском хорошо: свежий воздух, огород, а если надо что‑то купить — город близко. Глава семьи еще работает водителем, а Светлана Михайловна, выйдя на пенсию, стала, как сама признается, «грибоманкой» и заядлой рыбачкой. Иногда пара выбирается на окраину села половить карасиков и насладиться хорошей погодкой. Кстати, именно с ней они сравнивают свою жизнь.

— Семейная жизнь — это не тихая озерная гладь, а бурлящая горная река. Семью я сравниваю с погодой: иногда бывает солнышко, иногда — пасмурно, а случается, что льет сильный дождь и налетает ураган. По-разному бывает в семье, зато никогда не скучно, — признается Светлана Головлёва.

Крымские орехи на тротуаре

Супруги до сих пор вспоминают свою первую и единственную поездку на юг — в Крым к родителям Светы. Тогда они еще жили в Гонже.

— Мне там так неловко было перед соседями за мужа, — улыбается Светлана Михайловна. — Мы идем, а Аркаша с тротуара грецкие орехи подбирает и удивляется, что их так много.

— А там орехов — как у нас ягод черемухи на земле! Бери — не хочу, вот я и собирал. Мы же, дальневосточники, не привыкли к такому. За месяц мы со Светой там так отъелись. Надо уезжать, а на нас штаны не сходятся, — смеется Аркадий Валентинович.

«Настоящая любовь всегда дождется»

Дмитрий и Илона Веневцевы, Завитинск.

Семейный стаж — 20 лет

За школьной скамьей застала первая любовь и семью Дмитрия и Илоны Веневцевых из Завитинска. В этом году их класс отмечает 25‑летие выпуска, а они сами — фарфоровую свадьбу.

— До седьмого класса я училась в «В» классе, а потом нас объединили с «Б» — так мы с Димой ближе познакомились. Я жила далеко от школы, за железнодорожными путями. Как‑то у нас был исторический вечер с театральной постановкой, — вспоминает о знаковом событии Илона. — На улице уже стемнело, ребята пошли меня провожать. По дороге мы с Димой немного отстали от остальных, шли медленно, общались. С того вечера и стали парой.

Постепенно школьная симпатия начала перерастать в большую любовь.

— Ты же всегда ощущаешь ответное чувство — я знала, что небезразлична Диме, — замечает Илона. — Но знаков внимания на людях мы никогда друг другу не оказывали. Мест для поцелуев в школе у нас не было. Времена были другие — более целомудренные, что ли, мы вели себя скромно. Только один раз я позволила себе проявить свои чувства к Димке, да и то получила нагоняй. Летом после десятого класса — это был 1996 год — мы отрабатывали в школе: красили, белили классы. Вышли на улицу подышать, посидеть на лавочке. Все места были заняты, я присела к Диме на колено — и это увидело руководство школы. Меня вызвали на ковер и отчитали: мол, что мы себе позволяем. Обидно было до слез. Но потом на выпускном, когда мы с будущим мужем танцевали, нам сказали: «Как мы рады за вас, вы такая хорошая пара!»

В конце 90‑х родители молодых не думали, что школьный роман — это серьезно и надолго. Первая любовь — у кого ее не бывает. Поедут учиться — разойдутся. И они, действительно, разъехались на целых пять лет. Илона поступила в ДальГАУ в Благовещенске, а Дима — в Дальневосточный госуниверситет путей сообщения в Хабаровске. Виделись только по праздникам и на каникулах — но не разошлись. Любовь поддерживали письмами, которые писали друг другу каждую неделю. И каждое заканчивалось одинаково: «Скучаю. Люблю». «Я завидую нынешним влюбленным, что они каждый день могут общаться по телефону и видеосвязи, мы же жили от письма до письма, переживали, если они задерживались», — замечает Дмитрий.

На последнем курсе влюбленные одноклассники договорились, что сразу после окончания вузов поженятся. И даже дату назначили — 31 августа 2002 года.

— Во время учебы мы думали только о свадьбе. Наверное, это не совсем правильно, потому что студент должен жить студенческой жизнью — учиться, ходить в кафе, веселиться, — признается глава семьи, с которым соглашается его супруга. — Молодость дается один раз, а мы так спешим жить по‑взрослому. Я говорю 19‑летнему старшему сыну, что настоящая любовь дождется. У Ильи тоже школьный роман — с седьмого класса! Его девушка тоже учится в Благовещенске — она будущий медик. А сын в Хабаровске — пошел по моим стопам, получает профессию железнодорожника. Теперь у нас образовалась целая династия, ведь мои родители много лет отработали на станции Завитая.

Сегодня Дмитрий трудится ревизором движения Белогорского центра организации работы станций Забайкальской железной дороги, а Илона руководит Завитинским отделом приема документов и сопровождения учета хозяйственных операций Забайкальского регионального общего центра обслуживания. Пара воспитывает двоих сыновей. Младшему Михаилу 12 лет — ему пока не до школьных романов.

— В день нашей свадьбы друзья сказали, что всегда знали, что мы поженимся, и я считаю, что семья — это главное, — делится Илона Веневцева. — Конечно, та наша детская любовь теперь более зрелая, где‑то меньше романтики, а больше быта. Но она есть! И всегда нужно пытаться сохранить это замечательное чувство. Поэтому мы и поддерживаем влюбленность нашего сына.

«Меня как будто током ударило —это была любовь с первого взгляда»

Марина и Станислав Жилковы, Благовещенск.

Семейный стаж — 10 лет

«Мы с будущим мужем сидели за разными партами, но в одном ряду — он впереди. Как‑то на уроке Стас повернулся в нашу сторону, мы встретились глазами — и я пропала. В тот момент поняла: это мой человек!» — признается известная в Благовещенске общественница, организатор акций по «Раздельному сбору» мусора Марина Жилкова.

— Мы начали учиться вместе со Стасом с восьмого класса. Но первый год я его почему‑то не замечала, — рассказывает Марина. — А в девятом классе у меня неожиданно возникла симпатия. Мы на уроках подшучивали друг над другом, дергали, записочки передавали. И он как‑то поворачивается, смотрит на меня, улыбается, и все — меня как будто током ударили. Это была любовь с первого взгляда, как пишут в книгах и показывают в фильмах. Я никогда не мечтала о принце на белом коне, а тут решила: надо завоевывать парня!

И «пошла в атаку», используя все женские хитрости и уловки. Но симпатичный парень поначалу не проявлял активности.

— Несколько месяцев длилось мое обольщение, а потом Стас принял мои ухаживания — и мы стали дружить. Девятый и десятый класс все больше сближались, были и как пара, и как брат с сестрой, и как лучшие друзья. В 11‑м классе приняли решение, что идем вместе учиться в АмГУ, на одну специальность — товаровед-эксперт. В итоге после школы еще пять лет в университете мы с утра до вечера проводили время вместе, — продолжает жена.

Их отношения положительно повлияли на учебу Стаса: «хорошистка» Марина подтянула успеваемость одного из хулиганов класса. В вузе вместе писали рефераты, курсовые и дипломы.

— Каких‑то страстей и ревности у нас не было — нам нравилось просто быть вместе. У нас такая любовь-дружба, не было каких‑то стереотипных розочек-колечек-сережек. Даже в гараж вдвоем ездили, когда у Стаса был мопед. Он допоздна сидел и чинил его, а я была рядом. Наша романтика — это доширак и газировка. Потом появился автомобиль, и мы бесконечно на нем катались, — смеется Марина.

Друзья парня сразу приняли Марину в свою мужскую компанию. Так и гуляли — одна девчонка и десять парней. Родители тоже были довольны, что ребята живут не улицей, а друг другом. Мама Стаса делилась с будущей невесткой тем, какие блюда парень любит. «Но готовка, честно сказать, — это моя проблема. Я очень не люблю готовить! Хотя, конечно, это делаю. Готовлю же обычно на скорую руку, простые блюда», — делится Марина.

«Ну что, жениться будем?» — так мне сделал предложение мой будущий муж после окончания универа», — улыбается благовещенка. День рождения их семьи — 18 августа 2012 года.

Через три года у пары родилась дочь Полина, в сентябре она пойдет в первый класс. Сейчас Марина занимается ею и любимой общественной организацией «Раздельный сбор», а супруг стал профессионалом в ремонте автоэлектрики.

— Мое хобби превратилось в общественную деятельность, которую уже не могу оставить, — признается девушка. — С 2019 года мы с соучредительницей Светланой Тарасовой проводим акции по сбору мусора: начинали с макулатуры и полиэтиленовой пленки, потом на нас вышли сами переработчики, которым это интересно, и количество участников стало расти. Положительных откликов от горожан по акции много. За три года нами отправлено на переработку, а не на свалку 26 тысяч килограммов мусора.

Марина признается: не во всем муж ее поддерживает, им нравится разная музыка, иногда они спорят, но все‑таки они — они стали судьбой друг для друга, а их семейное счастье выстроено на доверии. Влюбленная в своего одноклассника уверена: в своих чувствах надо быть смелым — и тогда не будет неразделенной первой любви.

Возрастная категория материалов: 18+