Британский режиссер Гарет Эдвардс, которому доверили готовить пробный камень к броску, до этого снял только «Годзиллу» двухлетней давности и еще фильм «Монстры» о том, как гигантские кальмары захватывают планету Земля, начав с Мексики. Оба проекта отличались в первую очередь слабостью сценария, и «Изгой-один» тоже не избежал этой участи, хотя к сюжету приложил руку Тони Гилрой, работавший над «Адвокатом дьявола» и большинством серий франшизы о Джейсоне Борне. В соавторстве с Крисом Вайцем он предельно упростил все, до чего дотянулось перо: спин-оффу не хватает разве что флагов, гордо развевающихся над звездолетами, да образа президента, который бы в идеале мог сам возглавить поход на имперские редуты. Заблаговременно развязав себе руки тем фактом, что героев ответвления можно смело крошить в капусту, ничем особенно не рискуя, создатели картины попытались в очередной раз воплотить в жизнь стандартный голливудский рецепт. Парочка знаменитостей (в данном случае — Форест Уитакер, Мадс Миккельсен и Фелисити Джонс, сыгравшая главную героиню), многонациональный состав участников, где надо — бах-бабах, где не надо — тоже, а в промежутках: пафосные речи, кровная месть, не ведающая преград любовь и бесконечные самопожертвования. Все это смешивается в кашу, а результат и вовсе любому, кто хотя бы поверхностно знаком со «Звездными войнами», изначально известен.
Секрета из этого Disney и не делала, объявив, что речь в «Изгое» пойдет о похищении чертежей Звезды Смерти, благодаря которым главный имперский козырь был бит Альянсом еще в прошлом веке. То есть, располагая невиданными возможностями в виде далекой галактики, полной «черных пятен», создатели фильма намертво вцепились в часть основного сюжета, заодно постаравшись максимально «приземлить» происходящее. Империя больше не страдает ерундой вроде намеков, а смело рядится в фашистские одежды, причем у Эдвардса порой не хватает мотивации, так что все эти тоталитарные «трудовые лагеря» предстают перед зрителем как-нибудь в виде титра в нижней части экрана. Дело тут вовсе не в обладателе черного плаща Дарте Вейдере, который продолжает дуть в свою сольную дудку, невзирая на неудачи седьмого эпизода — гораздо больше зависит от безжалостных партайгеноссе, единолично решающих судьбы миллиардов. Само собой, далеко не в пользу этих миллиардов. На противоположной чаше весов — повстанцы, окончательно утвердившиеся в роли романтиков, готовых идти на убой по первому слову. Надо же, думает зритель, они даже могут позволить себе чистить ряды от «экстремистов». У мятежников вроде бы есть руководители, в список которых Эдвардс радостно натащил участников второй по времени выхода трилогии «Звездные войны», но это все для показухи, не больше. В этом фильме все строится на личной инициативе, которой непременно сопутствует неповиновение.
И будут схватки боевые, ближе к финалу набирающие достойный уровня Star Wars размах. Будут разноцветные штурмовики, которые, как положено фашистам, в полный рост побегут на пулеметы сил добра. Будет оружие планетарного поражения, пусть и в лайт-режиме. Создатели «Изгоя» постарались собрать из штампов, банальностей и предсказуемых поворотов увлекательный сюжет, в котором персонажам привычно не хватает харизмы, а врагам — мозгов. Поэтому сценарий переполнен подвигами, за которыми следуют непременные рыдания над израненным телом очередного героя. Отдельного акцента удостаиваются технические моменты, да еще как: зрителю лучше всего вообще не задумываться над тем, почему вот тут у нас мыслящие андроиды, голограммы и гиперпространственные прыжки, а вот здесь — жесткие диски и проводная связь. Повстанцы, только что вышедшие из пещер, проявляют недюжинную смекалку, управляют любыми кораблями и вообще знают, где пульт. Их противники в то же время отстают на пару шагов в обращении со всем, что сами же и разработали. Эдвардс позволяет себе поразвлечься с антиутопией, рисует город в духе «Бегущего по лезвию», потом переключает внимание на куда более пустынные пейзажи. «Изгой» вообще старается избегать характерных для жанра бесконечных забегов по разделенным переборками коридорам космических кораблей.
Команда, которую героиня Джонс с горем пополам собирает, пользуясь в основном случайными встречами, так и не вызовет особых чувств у публики. Тем менее болезненно воспринимается потеря любого бойца. С чувством юмора проблемы у всех героев фильма без исключения, в перерывах между жесткими посадками и пулянием из бластеров они предпочитают рассуждать о необходимости нести свой крест, о том, что «свободным можно быть даже в тюрьме», и подробно рассказывать о своих планах на будущее. За комическую составляющую отвечает очередной звездно-военный робот, который на этот раз оказывается не только очень похож на разумные железяки сразу из нескольких голливудских картин, но и отличается довольно скептическим отношением к людям и их приказам. Благодаря этому K-2SO несколько раз действительно заставляет смеяться, но потом у сценаристов заканчивается запас остроумия, а следом подходит и момент для исполнения основной миссии андроида, мало чем отличающейся от человеческих. Да и до смеху ли: Империя давит, повстанческие власти, случись чего, почему-то норовят сдаться, у той папа в неволе, а этот «сражается с шести лет». И тем не менее загнать действие в депрессию у авторов ленты не получается, хотя, возможно, это пошло бы ей на пользу. Вместо этого фильм старательно выводит на первый план рядовых, лишая генералов всяческой полезности, и утверждает лозунг про то, что в борьбе за демократию все средства хороши.
В итоге визуальная составляющая качественно преобладает над смысловой, еще раз убеждая зрителя в том, что «Истории» придумали как раз для того, чтобы он не сильно скучал между трудоемкими эпизодами. Фанаты этой конкретной киновселенной утешатся «пасхалками» и принцессой Леей, а также явлением лорда Вейдера в непривычном обличье, а столкновение парочки Разрушителей способно кого угодно привести в поистине детский восторг. Эдвардс, которому явно не очень уютно внутри легенды, пускает в ход множество приемов: тут вам и ган-ката из совсем другого кино (англ. gun — «оружие», яп. «ката» — прибл. «система боевых движений»: вымышленное боевое искусство Клериков Грамматона в фильме «Эквилибриум», представляющее собой карате с оружием), и битва на бережку, списанная с компьютерных игр, и «пятый, пятый, они у меня на хвосте», и даже ложные интриги, должного развития которых публика так и не дождется. Прямолинейность становится любимым инструментом режиссера, он четко распределяет обязанности между фигурками на доске, и благодаря тому, что правила игры заранее определяют ее результаты, следить за происходящем на экране далеко не так интересно, как ожидалось. Да, в общий сюжет добавили недостающий кирпичик, намалевав на нем пафосный девиз. Но гораздо больше любопытства вызывают совсем другие истории, которые могла бы дать эта, безусловно, уникальная вселенная — даже если их герои ежеминутно не спасали надежду, в каждой серии подающуюся в качестве новой.
Что показывают в кинотеатрах Благовещенска на этой неделе, смотрите в разделе «Афиша».
Добавить комментарий
Комментарии