Иерей Владимир Орехов: «На проскомидии поминаю деда в числе первых».Иерей Владимир Орехов: «На проскомидии поминаю деда в числе первых».

Он хотел жить и радоваться

Конфликт на Даманском — это война неизвестных солдат. Она десятилетиями тщательно вымарывалась из учебников и газетных статей, а имена героев оставались достоянием родных и близких.

— Знаю, что дедушка познакомился с бабушкой, когда ей было 19 лет. Про его гибель в газетах много не писали, конфликт замалчивался, подробности знали только родственники. Конечно, дома были фотографии деда, бабушка хранит его письма из армии. Знаю, что дедушка был пулеметчиком, в бою получил ранение, а когда враг пошел в атаку, он остался прикрывать отступление наших. Признаюсь, в силу малых лет долго не придавал значения этому подвигу. Уже в сознательном возрасте приезжал в Благовещенск, слушал рассказы отца и бабушки. Только тогда стал воспринимать всю серьезность случившегося, — делится внук героя.

Благовещенский священник Владимир Орехов родился на Сахалине в семье Сергея Орехова — сына погибшего героя. Это сегодня его редкие черно-белые фотографии можно подержать в руках, рассмотреть и попытаться прочитать мысли. Наверное, этот светловолосый подтянутый парень в солдатской гимнастерке с открытым взглядом и искренней душой не вынашивал героических планов. Хотел как все — по‑человечески, чтобы перед людьми не стыдно. Собирался честно отслужить в армии, вернуться в родной Комсомольск, растить сына и любить жену — жить и радоваться. У судьбы оказались другие планы.

20-летний младший сержант Владимир Орехов погиб на острове Даманском.

Познакомились они в Комсомольске-на-Амуре. Галина училась в медицинском училище, Владимир работал на судостроительном заводе. Увиделись случайно, но со временем она пообещала ждать его из армии. Вскоре Владимира призвали. Служба проходила в 5‑й роте 2‑го мотострелкового батальона 199‑го мотострелкового полка 135‑й мотострелковой дивизии 45‑го армейского корпуса Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Это их бросили в самое пекло, когда затянувшийся конфликт на Даманском достиг своего пика.

— Конечно, я испытывал гордость за деда и тех людей, что стояли с ним рядом. Позади была не Москва, но сути это не меняет. На Даманском решалась судьба всей страны, наша судьба. Честно говоря, не знаю, смог бы я в двадцатилетнем возрасте, зная, что дома жена и маленький сын, сказать: «Ребята, я остаюсь здесь, а вы отходите!» — рассказывает иерей Владимир Орехов.

До шести лет будущий настоятель храма «Всех скорбящих радость» рос в Благовещенске, но потом судьба заставила кардинально сменить место жительства. Родители и близкие родственники мамы жили в украинском Луганске. Переезд туда и стал его первым шагом на пути к вере и церкви.

— Мой дядя — человек неравнодушный к вере, меценат и подвижник. Он привел меня в храм, подвел к отцу Ионикию и сказал: «Вот тебе, батюшка, помощник!». Так я познакомился с будущим митрополитом Луганским и Алчевским. Спустя два года в восьмилетнем возрасте был благословлен в иподьяконы. Можно сказать, я вырос в храме, — делится настоятель храма «Всех скорбящих радость». — Что касается моего родства с Героем Советского Союза, то со стороны одноклассников какого‑то особого отношения к себе не ощущал. Во-первых, это не тема для хвастовства. Во-вторых, луганщина — многострадальная земля. Во время войны с фашистской Германией там столько людей погибло, что почти у всех друзей и знакомых в роду были свои герои.

Набраться терпения, ждать и молиться

Отец Владимир признается — его возвращение на Дальний Восток, скорее всего, было предрешено. Хотелось туда, где сделал первые уверенные шаги, где сказал первые слова. Где‑то в подсознании давал о себе знать зов крови, пролитой погибшим дедом.

В Луганске у него были хорошие перспективы на музыкальном поприще — в школьном возрасте отец Владимир посещал музыкальную школу, уверенно играл на фортепиано. Однако митрополит Ионикий дал другое благословение и сказал ключевую фразу: «Ты нужен церкви!». Так молодой иподьякон оказался в колыбели русского православия — уехал в Киев и поступил в духовную семинарию.

— В 2013 году я окончил Киевскую семинарию, после чего поступил в Ужгородскую духовную академию на заочное отделение. Однако тяга к родине, да и уговоры отца, который остался в Благовещенске, повлияли на мой выбор. Уезжал, конечно, с тяжелым чувством. В Киеве разгорался майдан. Ко мне приезжала из Днепропетровска супруга, и мы не могли с ней прогуляться по Крещатику. Эти живописные потрясающие места заняли воинственные чужие люди. Там уже стояли палатки, росли баррикады из покрышек. Елку на площади установили, и на ней вдруг человек повесился. Атмосфера царила страшная. На свиданиях нам с женой приходилось идти подальше от центра, искать какое‑нибудь кафе, чтобы выпить по чашке чая, — вспоминает отец Владимир.

15

марта 1969 года на острове Даманском прошли ожесточенные бои с применением артиллерии, пехоты и бронетехники. В этот день затяжной советско-китайский конфликт едва не перерос в третью мировую войну

Он признается: сейчас отношения с украинскими друзьями очень сухие, общение натянутое. Даже однокашники-семинаристы, в компании с которыми прошли лучшие годы молодости, считают Россию агрессором. Отец Владимир обид не держит, нужно только набраться терпения, ждать и молиться. За тех, кто обманут, за тех, кто остался там. Украина для него по‑прежнему родная. Именно оттуда, из Киева, отец Владимир привез с собой частичку первозданного православия.

— Да, я уехал из Украины, но всегда буду любить эту страну. Все‑таки там я вырос, окончил школу, пришел в церковь. Конечно, жаль тех людей, которым навеяли потустороннее мнение. Они заблудились. Думаю, рано или поздно все изменится и мы вновь станем единым братским народом, — уверен благовещенский священник. — По- другому не может быть, и нас даже сегодня многое связывает. В конце прошлого года наш храм обрел бесценную святыню — мощи 82 святых старцев Киево-Печерской лавры. Подарок привез священник Луганской епархии Валентин Лисиченко. Я помню его еще со времен своего детства, он меня на руках подбрасывал. Но самое главное — сегодня между храмом иконы «Всех скорбящих радость» и Киево-Печерской лаврой незримая духовная связь. Вера объединяет людей вопреки конфликтам и войнам.

Созидай, работай, не ленись!

В Благовещенске семья Ореховых начала новую жизнь. Отец Владимир получил приход, причем молодому настоятелю достался храм с богатейшей историей. Церковь иконы «Всех скорбящих радость» пережила гонения, разрушения, годы забытья. Восстанавливали святыню всем миром. Отец Владимир говорит, что больше всего боялся не оправдать доверия прихожан и архипастырей.

— Я и сегодня волнуюсь. Пастырь всегда на виду, и ответственность перед прихожанами, которые вложили сюда свои средства, время и силы, очень серьезная. Однако Владыка сказал: «Созидай, работай и не ленись!». Такое доверие надо оправдывать. Здесь сама атмосфера обязывает ко многому. Подумать только — чудотворная икона, сама Пресвятая Владычица Богородица, нас защищает. Храм потрясающий, — подчеркивает настоятель.

В Благовещенске отец Владимир не один. Сюда приехали мама и дядя, который никогда не был в нашем городе. Это он однажды привел в храм будущего священника. Но главным соратником остается жена Елена, та самая девушка из Днепропетровска. Она тоже спасает людей — работает врачом в одной из благовещенских больниц.

— Люди здесь хорошие, честные, открытые, и мне очень приятно осознавать возвращение на родную землю. Конечно, погодные условия накладывают определенный отпечаток, морозы ощутимые, но я чувствую себя хорошо. Главное, теплее одеваться. В Киеве зимой температура плюс пять градусов, снег идет и тут же тает, все мокрое, промерзаешь насквозь. В Благовещенске даже в лютую стужу гораздо комфортнее, — добавляет отец Владимир.

Предки ошибок не заслуживают 

Сегодня говорить о Даманском ему приходится нечасто. К сожалению, это не самая популярная тема в жизни общества. За последние годы многие ценности были утрачены в самосознании россиян. Несмотря на прошедшие годы, сослуживцы Героя Советского Союза Владимира Орехова не теряют связи с его семьей, регулярно общаются. Службу в церкви внук погибшего бойца считает долгом, в том числе и перед памятью деда.

— Служба в армии и служба в церкви имеют много общего. Как говорил апостол Павел, служители Церкви те же воины, только воины Христовы. О защитниках Отечества должен кто‑то молиться. Мне очень понравилась фраза блаженнейшего митрополита Онуфрия: «За обычным человеком ходит один бес, за священником сотня бесов, а за монахом — тысячи. Легион». Эти слова заставляют быть внимательным к собственным словам и поступкам, — говорит на прощание отец Владимир. — Дедушка был крещеным. На проскомидии поминаю его в числе первых, прошу у Господа упокоения души. Он ведь не только жизнь отдал, но и душу свою положил. Мы же понимаем, что священник может позволить себе гораздо меньше, чем обычный человек. Священник — внук Героя Советского Союза — должен быть к себе еще строже. Каждая слабость или ошибка очень болезненны и бросают тень на память наших героических предков. Они этого не заслуживают.

Возрастная категория материалов: 18+