О суровых приговорах и выборе профессии

Александр Брюханов, 8-й класс:

— Трудно ли выносить судебный приговор людям? Если да, то насколько?

— Вопрос хороший. Приговор выносится преступнику — это, во-первых. Во-вторых, принять решение всегда трудно. Когда ты знакомишься с делом, перед тобой возникает образ человека, которого тебе представляет следствие. А вот когда приходишь в зал заседания, видишь лицо обвиняемого, его недостатки и достоинства, то, возможно, первоначальное представление о нем может измениться. Ты в процессе рассмотрения дела  видишь человека, который или сожалеет о содеянном, или пытается уйти от ответственности,  и тогда ты можешь сделать вывод. Возможно, человек оступился. И при принятии решения каждый судья должен понять — он преступление совершил или не он, виновен подсудимый или нет, наказывать ли его, и если да — то насколько сурово должно быть наказание. Никто не выносит приговор с легкостью, это ведь человеческая судьба.

Екатерина Сальникова, 11-й класс:

— Какой самый суровый приговор был вынесен вами?

— Пожизненное лишение свободы. Кстати, не так давно вспомнил этот приговор —  осужденный прислал мне очередное письмо из мест отбывания наказания. Он просил, чтобы я предоставил ему ряд документов по делу. Но так как сейчас я не работаю в областном суде, ответил, что в юрисдикцию председателя городского суда передача таких документов не входит. Этот мужчина был вполне нормальным успешным человеком. Однажды его сына насмерть сбил автомобиль. После этого он не смог оправиться, начались проблемы и на работе, и в семье. А в один из дней он убил пять человек. Его приговорили к пожизненному заключению. Это самый суровый приговор, суровее не было. Хотя был еще один — 24 года особого режима, из них первых 15 лет осужденный проведет в тюрьме. То есть эти 15 лет он будет находиться как в каменном мешке. Это очень тяжело. Человек в местах лишения свободы быстро стареет и расплачивается самым ценным — своим временем. Ведь эти годы он смог бы провести на свободе, возможно, переосмыслил бы свои поступки.

Александр Першин работал в Юхтинской спецшколе, а также возглавлял квалификационную комиссию, которая рассматривает кандидатуры на должность судьи и решает вопросы о дисциплинарной ответственности судей.

Ульяна Максимова, 7-й класс:

— Приходилось ли вам хоть раз жалеть о выборе своей нынешней профессии?

— Первые полгода, с 9 января по 9 июня 2001 года, — каждый день, потом реже. Сейчас не жалею, потому что ничего другого не умею (Улыбается).

— Вы когда-нибудь себя винили за то, что вынесли слишком жесткий приговор?

— Вы знаете, я такого не припомню. Иногда, наоборот, вынес бы жестче приговор, а нельзя. Это не говорит о том, что я такой злобный, просто закон гуманный. Вот пример. Один подсудимый получил пожизненный срок за убийства. Его соучастницей была женщина. Ей можно было назначить наказание только 13 лет и 4 месяца. Почему? Потому что она женщина и ей нельзя назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы, к тому же у нее была явка с повинной. Так что не припомню в своей практике таких случаев, когда сожалел о суровости. Ведь над судом каждой инстанции есть вышестоящий суд, и уже он смотрит, насколько справедливо вынесен приговор.

Софья Пинегина, 8-й класс:

— Какой из процессов запомнился больше всего и почему?

— Помню, конечно, свой первый процесс. Но расскажу о другом деле. Тогда я работал судьей уже десять лет, но процесс оставил в моей душе глубокий отпечаток. Я даже думал уйти из профессии. Если рассказывать коротко — парень и его друзья сначала издевались, а потом убили 16-летнюю девушку в день ее выпускного вечера. Сроки им дали большие — 24 и 23 года. Решение обжаловали в Верховном суде России, но безуспешно. Хотя потом, через несколько лет, в отношении одного несовершеннолетнего приговор был изменен. Президиум Верховного суда РФ снизил ему наказание на 1 год.

О трудностях профессии, угрозах и эмоциях

Алексей Бакум, 5-й класс:

— Какие трудности возникали у вас в начале вашей карьеры?

— Да было все трудно — первые полгода, работая в суде, раз десять пытался написать заявление об отставке. Возникали трудности во время ведения процесса, отпечаток накладывает и отношение к тебе людей, давление той властью, которой располагаешь, страх перед ней. Осудить человека непросто, до сих пор помню подсудимого, которого по провозглашенному мною приговору взяли под стражу в зале суда. Этот момент я, наверное, никогда не забуду, не забуду выражение его глаз. 

Надежда Москаленко, 11-й класс:

— Есть ли место эмоциям в профессии судьи?

— Места эмоциям в профессии судьи нет. В процессе, если чувствуешь, что тебя начинают захватывать эмоции, откладываешь заседание, останавливаешься, даешь себе время все обдумать, остыть и потом снова продолжаешь рассматривать дело. Хотя какой-то процент эмоций все же есть, и зависят они от того, кто что сделал. Некоторые действия подсудимых заставляют даже улыбнуться. Был случай в Шимановском районе. Два мужичка с утра злоупотребляли спиртными напитками, после, для того чтобы найти денег на дополнительную дозу, выкопали у женщины в огороде ведро картошки и продали. К обеду еще ведро накопали, снова продали. Женщина увидела, что грядки тают, выставила охрану, поймала их. Мужчин осудили за две кражи и одну неоконченную, потом областной суд изменил приговор, квалифицировав их действия как одно преступление.

До сих пор помню фамилию и глаза того подсудимого, которого впервые взял под стражу в зале суда.

Матвей Перепечин, 10-й класс:

— Были случаи, когда вам угрожали? 

— Не угрожали, а непрозрачно намекали — да, был такой случай. Мне сказали: «Александр Васильевич, а вы не хотите передать дело кому-нибудь другому, уйдите на больничный». Я спросил: «А если не уйду, вы меня сами отправите?» У нас в стране есть органы, которые на такие вещи четко реагируют. Охраняют и защищают судей.

О первом деле и качествах судьи

Михаил Семенов, 5-й класс:

— Вы помните свое первое дело?

— Помню, даже фамилию обвиняемого. Он сломал замок на гараже и украл 17 шуб. Я еще лет пять помнил, из какого меха были эти шубы. Это нутрия, коза, овчина. Сейчас он находится в местах не столь отдаленных, его осудили за убийство на 24 года.

Когда я только пришел работать в суд, меня вызывает заместитель председателя суда и говорит: «Александр  Васильевич, вы будете рассматривать уголовные дела, заведите тетрадь. В ней придется записывать, какие дела рассмотрели. В конце месяца мы будем знать количество рассмотренных вами дел». А я рассуждаю: ну кто до такого может додуматься?! Да, я их помнить буду! За первые пять лет работы в горсуде в этой тетради записал тысячу рассмотренных уголовных дел. Потом решил: все, хватит, тетрадь больше не веду. Кстати, почти все дела помню ситуативно.

Дмитрий Добровольский, 9-й класс:

— Как вы относитесь к преступникам, совершившим убийство? Имеют ли они право на жизнь?

15

тысяч дел в год рассматривается в Благовещенском городском суде

— К преступникам плохо отношусь. Но, наверное, да, имеют. Категории дел же разные, и в основном все преступления, и убийства в том числе, происходят в состоянии алкогольного опьянения. Знаете, я встречал в Верховном суде РФ судью, который выносил смертный приговор. У него было несколько приговоров с высшей мерой наказания. Он говорит: когда ведешь дело — смотришь изо дня в день на подсудимого, узнаешь его характер, анализируешь поведение. Потом назначаешь исключительную меру наказание — расстрел. Вроде бы все закончилось, но потряхивать начинает, когда получаешь документ, в котором сказано, что приговор приведен в исполнение. Вот тогда осознаешь, что этого человека уже нет, главное в таком случае —  чтобы не было судебной ошибки. Кстати, сейчас в России 2,5 тысячи человек ожидают исполнения смертной казни.

Анжелика Мищенкова, 8-й класс: 

— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать судья?

— Честность, справедливость, беспристрастность, а еще качествами хорошего человека. Я всегда в жизни руководствуюсь высказыванием Карла Маркса: «Жить в обществе и быть независимым от общества — нельзя». Судья живет в обществе и не может быть независимым от него. Однако повышенные требования к судье, к его поведению в быту, несомненно, есть. Если вы пнете по урне на улице, скажут: вот шкодник! А если судья это сделает, скажут: ничего себе, до чего власть докатилась! Хотя деяние одно и то же. 

О справедливости суда и чистой биографии судьи

Мария Шишкарева, 6-й класс:

— Считаете ли вы,  что российский суд — один из самых справедливых в мире?

— Считаю, что да. Сама система судебной власти в России выстроена так, что решение может быть пересмотрено. И это уже говорит о справедливости. Я не вижу на сегодняшний момент тех юридических ошибок, которые нельзя было бы исправить. Если вы спросите любого судью: «Вы выносили несправедливые решения?»  Вам ни один не скажет, что я такое решение выносил. В любом случае судья, вынося приговор, руководствуется двумя критериями — закон и внутренние убеждения. И закон не всегда совпадает с внутренними убеждениями. Вот, например, разводятся супруги. С кем из родителей должен остаться ребенок? Нужно решить, кто это будет. И у отца, и у матери равные права. Надо собрать все доказательства и понять, с кем ребенку действительно будет хорошо и комфортно. В итоге путем возможных проб и ошибок придут к  решению, которое в нашем обществе будет являться справедливым.  

Виктория Соломатова, 7-й класс:

— Есть ли в нашей судебной системе недостатки?

— Да, недостаточное финансирование. (Смеется). Хотя серьезных недостатков я не вижу, есть вопросы, но они решаются. Иногда происходят перекосы в принятии законов в угоду каким-то политическим веяниям. Но все выравнивается за счет формирования судебной практики.

За пять лет работы в тетради записал тысячу приговоров. Потом решил: все, хватит, тетрадку больше не веду.

Дарья Слободенюк, 10-й класс:

— Что не должно присутствовать в биографии человека, который хочет стать судьей?  

— Квалификационная коллегия при принятии решения руководствуется определенным перечнем. Есть ограничения по возрасту, стажу, образованию и другим данным. Главное, чтобы ни сам кандидат на должность судьи, ни его родственники не привлекались к административной и тем более уголовной ответственности. Любое нарушение закона среди родственников может повлиять на вашу карьеру. Вот только сегодня рассматривали кандидатуру. Вроде все хорошо, однако у отца есть административные нарушения — превышал скорость. Так что решение вынуждены отложить. Судимость родных, детские шалости — на это тоже обращают внимание. Сейчас многие, особенно девушки, крадут сотовые телефоны. Дела по факту хищения возбуждаются, телефоны возвращают законным владельцам, дела прекращают за примирением сторон. Но потом захочет подросток стать судьей, а запись никуда не денешь: в отношении его прекращалось уголовное дело. Это красная черта.

Еще одна причина — здоровье. Оно особенно подводит юношей. Сейчас молодые люди пытаются уклониться от службы в армии — не надо этого делать. В прошлом году было отклонено несколько претендентов из-за того, что они в том числе в армии не служили.

Александра Мозолева, 10-й класс:

— Во сколько заканчивается ваш рабочий день?

— В среднем рабочий день заканчивается в 20 часов, а фактически не заканчивается никогда. Почему? Потому что отдых, это когда ты не думаешь о работе, но у меня так не получается. Я даже себя ловил на мысли, что отключиться в отпуске от работы не могу. Думаю, не буду звонить. День-два продержусь — звоню на работу.

О первой учительнице и жизненном девизе

Софья Копылова, 11-й класс:

— Как вы учились в школе и помните ли свою первую учительницу?

— Свою первую учительницу, конечно, помню — это Алла Михайловна Артемьева. В октябре прошлого года она ушла из жизни, хорошая учительница. Я в школу рано пошел, сижу в машинки играюсь, Алла Михайловна меня на подоконник поставила и спрашивает: «Я тебе нравлюсь», я отвечаю: «Да». — «Учиться будешь?»  — «Да». Вот эти сентиментальные моменты навсегда в памяти остаются. Учиться, честно сказать, было скучновато, мне нужна была кипучая жизнь, возможно, поэтому не был отличником. Когда у школы был юбилей, я ходил на встречу выпускников и нашел стул, на котором сидел. В 10-м классе выцарапал на нем: «Здесь сидел А. В. Першин». Я был советский твердый троечник — плохо, может быть. Но вот сейчас я российским отличникам правлю ошибки по русскому языку.

Никто из судей не выносит приговор с легкостью, ведь это человеческая судьба.

А еще я 43 года искал свою воспитательницу — Любовь Степановну. Мои родители увезли меня из поселка Прогресс в шесть лет. И когда уезжал, воспитатель меня спросила, буду ли я ей писать. Ответил, что, конечно, буду. А найти ее помог случай: одна из судей однажды призналась мне, что его мама была моей воспитательницей. Я тут же попросил телефон и позвонил. Мы несколько раз с ней встречались, сейчас она живет в Хабаровске.

Виктория Трифонова, 7-й класс:

— У вас есть жизненный девиз?

— Считаю, что один из основных: «Не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня». Стараюсь ему следовать. Еще один увидел в Китае: «Если ты не будешь сегодня усердно работать, завтра ты будешь усердно искать работу». Может быть, он не такой положительный, но о жизни. А еще, знаете, часто пересматриваю фильм «Двенадцать стульев», в котором спрашивают: «Ваше жизненное кредо?» — «Всегда». Вот тоже хороший стимул для работы и жизни.

О рыбной ловле

Глеб Головин, 5-й класс:

— Мы знаем, что вы увлекаетесь рыбалкой, какой ваш самый большой улов?

— Я не могу показать, здесь места не хватит (смеется), большой, понимаете. Если честно говорить, то и маленькую рыбку ловил, и большую. Я люблю летом рыбачить, удочку забросил, сидишь, ни о чем не думаешь. Однажды во Вьетнаме поймал дораду, везу в пакетике. Смотрю, вьетнамцы-рабочие сидят, подошел к ним и отдал. За это они подарили мне пакет экзотического фрукта, глаз дракона, называется. Кстати, готовить и есть рыбу я не люблю, нравится только процесс рыбалки. 

Лицеистам показали самые закрытые места в суде

Зал судебных заседаний, комнату присяжных, конвойные помещения, канцелярию и архив показали лицеистам АмГУ перед встречей с Александром Першиным. Уникальную экскурсию по зданию провел Владимир Абрамов, администратор Благовещенского городского суда.  

Сначала ребят привели в самый большой зал заседаний. Его построили специально для резонансного процесса. В начале 2000-х в области судили банду, которая убивала и грабила людей. Тогда на скамье подсудимых оказалось около 30 человек, более 200 участвовали в слушаниях. Школьникам рассказали, как проходит судебный процесс. Ежегодно количество дел увеличивается на 1,5—2 тысячи, притом что в год рассматривается около 15 тысяч. Спустя положенное время большинство томов отправляют на переработку — они превращаются в промышленный картон. 

Показали школьникам и судебный архив. Его работники рассказали, что во время наводнения 2013-го из-за угрозы затопления сотни томов уголовных и административных дел пришлось переносить на третий этаж. Через месяц документы вернули в архив. Ребята побывали в кабинете судьи и на себе проверили, как действует ручной металлоискатель.

Справка АП

Александр Першин, председатель Благовещенского городского суда. Родился 22 октября 1964 года в пгт Прогресс, окончил исторический факультет БГПИ по специальности «преподаватель истории, обществознания, государства и права», а также юридический факультет АмГУ. Преподавал в Благовещенском торговом колледже. С 1990 по 2001 год работал судьей Благовещенского городского суда, с 2006 по 2015-й занимал должность судьи областного суда. 25 октября 2014 года назначен председателям Благовещенского городского суда. Стаж работы в должности судьи — 16 лет, присвоен второй  квалификационный класс судьи.

Возрастная категория материалов: 18+