Сюжет картины — неделя из жизни обычной московской семьи. С виду благополучной, с претензией на интеллигентность. Но в ней каждый сам за себя, каждый одинок и несчастен. Мама — музыкальный педагог, дающая уроки на дому, папа — начальник ЧОПа, двое детей-подростков и бабушка. Члены семьи не ютятся, у каждого своя комната, есть столовая и просторный кабинет с фортепиано. Но с первых минут становится ясно, что вместе эти люди жить не могут. Никто не хочет идти домой, кроме матери-тирана, которая ведет себя так, словно тюремная надзирательница, и 86-летней бабушки, которой и идти-то некуда. Сын — не от мира сего, поэтому изгой в школе и семье. Единственная, кто жалеет его, это бабушка. Но в квартире постоянно ходят разговоры о том, чтобы упечь старушку в дом престарелых.
Дочь-старшеклассница — гадкий утенок и бунтарка. Мать презирает Аню, ставя в пример свою ученицу Сашеньку, над которой также издевается во время репетиций и доводит девочку до слез. Ане так хочется быть красивой, поэтому она ворует деньги у матери на прическу и маникюр. Устав от придирок матери по любому поводу, ищет любви и ласки на стороне. Глава семьи хоть и старается держать баланс, но тоже нашел утешение с другой женщиной. И у молодой любовницы самые серьезные намерения. В семье назревает развод.
«Близкие» — дебютная полнометражная работа Ксении Зуевой. Фильм снят на собственные деньги, без поддержки Минкульта и Фонда кино.
Скандалы, семейные разборки — настоящая война. Страсти накаляются до предела, в итоге бабушка, которая уже год не выходит из квартиры, решает уйти из дома. В никуда, умирать. Она решает принести себя в жертву. Возможно, после ее смерти распри прекратятся и ее близкие обретут мир и покой. Самое страшное, что дети и внуки только на следующий день обнаружили, что пожилого и больного человека нет в доме. Они хватились, они поняли, что именно бабушка их объединяла. Но было поздно. Смогут ли эти близкие люди справиться с болью и обрести утраченную любовь друг к другу? Конец фильма остается открытым.
Есть на экране и элемент сравнения. Любовь не измеряется деньгами и внешним благополучием. Подросток-изгой находит приют и понимание в бедной и на первый взгляд неблагополучной семье одноклассника. Обшарпанная квартирка, убогая мебель и водка на столе. Зато какие теплые отношения между ее обитателями — то, чего и в помине нет в его выхолощенном доме.
Мы привыкли жить в суете и равнодушии, мелких ссорах и больших скандалах. Мы стали друг другу чужими.
Два часа показа держали в эмоциональном напряжении весь зрительский зал. Многие не выдерживали, уходили. Это действительно больно. Я и сама не раз видела на улице плачущих бабушек, которые уходили из семьи с небольшими сумками. В никуда. А иных самые близкие просто выставляли за дверь — чтоб не мешали. «Близкие» — это такой срез нашего страшного времени. Мы привыкли жить в суете и равнодушии, мелких ссорах и больших скандалах. Мы стали друг другу чужими. Мы забыли не только о Боге, но и своих обязанностях. Потому школьная медсестра читает журнал, и у нее нет времени пощупать живот девочки, жалующейся на острую боль. Врач скорой не везет пожилого человека в больницу, потому что там такие пациенты не нужны. Советует нанять сиделку. Участковый отказывается принимать заявление и устраивать разыскные мероприятия. Мол, ничего, так бывает. Не вы первые, не вы последние. Старики они такие: ушел из дома и где-нибудь замерз.
Ситуацию усиливает музыка. Символично «Близкие» начинаются с эпизода разучивания романса «Я ехала домой, душа была полна…», а заканчиваются похоронными аккордами. И вслед уходящему автобусу, увозящему в никуда пожилую женщину, звучат слова: «Всем мамам посвящается». После такого кино хочется быстрее прийти домой, обнять своих близких и не отпускать их от себя ни на минуту. Наверное, это и хотела сказать своей дебютной работой Ксения Зуева.
Режиссер Ксения Зуева: «Близкие» — это фильм-травма»
После показа молодой режиссер, которую обступили расчувствовавшиеся зрители, рассказала, что «Близкие» — это фильм-травма.
— Конечно, это не целиком автобиографичная история, — призналась она. — Но в ней много личного, много наблюдений за семьями и людьми. Я писала этот сценарий в течение трех лет. И в фильм очень многое не вошло: сценарий был в два раза больше, как и отснятый материал. На съемочной площадке было очень тяжело в моральном плане. Были такие моменты, которые рождались спонтанно. Например, сцена предательства, когда девочка, ища утешения, приходит домой к своему парню. Я сказала ребятам: играйте. Они и сыграли так, как могло бы быть в жизни. Этот фрагмент фильма мы сняли с одного дубля. Были и реальные съемки, например, с вечеринки в ночном клубе и в школе, где я училась. После съемок я два месяца не могла приступить к монтажу — настолько все это было тяжело. Мне бы хотелось, чтобы, посмотрев на себя со стороны, зритель стал ценить своего ближнего. Чтобы возник импульс что-то изменить. Такой «ад», как показан в картине, в большей или меньшей степени есть в каждой семье.
Впервые «Близкие» были показаны летом на сочинском «Кинотавре». Критики сразу углядели созвучие с лентой Андрея Звягинцева «Нелюбовь» и «Аритмией» Бориса Хлебникова. Но по достоинству работа так и не была отмечена. Какой вердикт вынесет жюри амурского фестиваля, которое возглавляет режиссер Сергей Снежкин, узнаем уже в воскресенье на церемонии закрытия. В прокат «Близкие» выйдут ограниченными копиями в 2018 году. Также идут переговоры с показом его на одном из центральных телеканалов.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии