Имидж хорошего парня, который сопутствует Козловскому, достойно подкреплен и в этом фильме уже в начальных титрах. Имя главного актера уступает место более заслуженным Владимиру Ильину и Андрею Смолякову. Титры есть, а собственно начала нет: зрителя сразу же садят перед огромным телеэкраном, на котором капитан сборной России Юрий Столешников зарабатывает пенальти в матче с Румынией и намеревается самолично его пробить. «В футболе так не принято», укоризненно вещает комментатор — здесь снова сработала необъяснимая и порочная тяга брать на такие роли настоящих Губерниевых и Арустамянов, которым, что очевидно, в кино вовсе не место.
Бум, мячик свечкой летит в руки вратарю, пижонство не задалось. Разъяренный Юра (что с ним за приступ слабоумия и отваги происходит — нам так и не расскажут) устраивает на поле дебош, дерется с болельщиками, рушит свою карьеру кувалдой — а мы, стало быть, должны сидеть в креслах кинотеатра и начинать сочувствовать миллионеру-психопату. Как это делает его папа, великолепно сыгранный Смоляковым. Оставшись без работы, экс-звезда почему-то играет в регби в каком-то свинарнике, где продолжает практиковать рукоприкладство, но вдруг приходит кто-то (больше мы этого человека не увидим) и вот уже главный герой летит в южный городок, где есть команда «Метеор», которая никому не нужна и играть не желает. «Я Юра. Футболист», — остроумно представляется гость из столицы и принимается за дело.
«Тренер» потрясает своей недосказанностью, которая выглядит не как художественный прием, а как примитивная лень. Нам нужно самим решить, почему, например, оступившегося на эмоциях (что довольно часто случается в футболе) игрока не поддержал никто из товарищей по сборной и московскому «Спартаку». Или почему спивается герой Владимира Ильина. Или в какой момент между новым тренером и врачом команды вспыхнули чувства: при первой встрече они друг на друга фыркают, при второй — напиваются, при третьей отправляются в постель. Прямолинейно — зато отточено сотнями плохих режиссеров.
Козловский (а он еще и к сценарию руку приложил) насыщает действие персонажами, о которых ничего не рассказывает: все футболисты, к примеру, производят впечатление людей, живущих прямо на стадионе — один, конечно, попытался переодеться в кожаную курточку и выйти в люди, но тут же приехал Столешников и потребовал проследовать к месту постоянной прописки. Почему такие отношения сложились между мэром города и его дочерью, а по совместительству — президентом «Метеора»? Чего она ходит все время в образе «Ирина Горбачева задумалась о третьей мировой войне»? Зачем в сюжете нужен директор клуба — чтобы главный герой в очередной раз впал в неистовство, а потом выслушал странную лекцию от мэра, который, похоже, даже не умеет считать? На многочисленные вопросы никто не собирается отвечать: от зрителя требуется смирно сидеть и восторгаться чудесами, которые творит вера в себя.
Слоганом фильма становится фраза из неприличного анекдота, гораздо более бородатого, нежели актер-режиссер.
Было бы несправедливо утверждать, что Козловского-режиссера интересует только персонаж, сыгранный Козловским-актером. И все же пространства для остальных остается очень немного. Визуально картина способна впечатлить, хотя, конечно, после «Движения вверх» все эти разыгранные матчи зритель будет оценивать по более высокой планке, и «Тренер» до нее не дотягивает. Наверное, поэтому до футбола как такового дело доходит лишь под занавес, а все остальное время нам детально показывают тренировки, в ходе которых Столешников безуспешно пытается мотивировать своих подопечных до тех пор, пока не обводит их вокруг пальца дедовским приемом.
Слоганом фильма в конце концов становится фраза из неприличного анекдота про то, что главное в танке — гораздо более бородатого, нежели актер-режиссер. Это не мешает, кстати, повторить его дважды — а мы хорошо знаем, как это отражается на восприятии анекдотов. Гораздо успешнее постановщик выжимает из зрителя слезу: в том числе и в совершенно неправдоподобных сценах, над которыми вдоволь поиздеваются любители самого популярного вида спорта. В консультантах картины значится сам Леонид Слуцкий, в составе «Метеора» бегают ветераны Сычев и Гатагов: но сложно сказать, чего они там насоветовали. Уж всем перечисленным людям точно известно, что пара побед в Кубке России по футболу не делает из полузабытой команды второго по значимости дивизиона с десятком отмороженных фанатов нечто вроде «Челси» с многотысячной армией поддержки в клубных цветах.
Фильм Козловского успеет собрать свою кассу до того, как придут майские голливудские монстры.
Впрочем, как раз при помощи фанатов Козловский делает единственный за весь фильм шаг в сторону от реальности: грубые самцы, еще вчера слаженно вопившие гадости про нового тренера своей команды, в какой-то момент устраивают хоровое пение. Да не какое-нибудь: Рабиндраната Тагора наизусть шпарят на мотив, написанный Алексеем Рыбниковым. «Ты погляди, не осталось ли что-нибудь после меня», — недвусмысленно тянут, столпившись на набережной, те, от кого прохожие на улицах обычно стараются держаться подальше. И смотрят вдаль. Там, вдали, перспектива, от которой вряд ли откажется хоть какой-то тренер в российском футболе: но Столешников идеализирован и голливудизирован, он остается в ФНЛ — и это, конечно, никакой не спойлер. Как и то, что его парни с лишним весом выиграют свой финал, превзойдя себя, и будут бегать по полю и обниматься. Сверхлюдям это разрешено.
А речь в фильме идет вовсе не об игре в мяч, хотя к некоторым пассажам игроки сборной России просто обязаны прислушаться — например, к словам про 11 индивидуальных предпринимателей. Речь о всех тех вещах, которые кочуют из произведения в произведение, а еще чаще разгуливают по страницам в социальных сетях. Упавший поднимется; главное — верить; делай, что должен, и будь, что будет. Все это имеет очень слабое отношение к действительности, в чем неоднократно убеждаются сами герои «Тренера». Зато в сцене после титров (!) команда Столешникова выходит на траву стадиона Стэмфорд Бридж, и очень хорошо, что нам не показывают, как именно надругается «Челси» над этим вот поверившим в себя «Метеором». Потому как перед нами спортивная драма, а не фильм ужасов.
Неправдоподобность происходящего, заранее известные сюжетные повороты и не выдерживающий критики сценарий — и на другой чаше весов актерская игра при поддержке операторской работы. Причем актеры Виктор Вержбицкий и Андрей Ильин-младший в данном случае считаются за перебежчиков, потому что один всю жизнь играет Завулона, а другой — кого-то там из «Интернов». Если рассматривать «Тренера» как конкретный дебют конкретного режиссера — это одно, если же перед нами «программное заявление» Минспорта, принимавшего активное участие в создании ленты, то совсем другое. В нашей стране вообще надо бы поосторожнее с историями про страдающих миллионеров: не поймут, ну, а если точно такие же страдающие миллионеры, чур меня, этим летом не выйдут из группы, обязательно припомнят.
Фильм Козловского, который, конечно, выглядит как хорошо знакомая история — и именно ею и является — успеет собрать свою кассу до того, как придут майские голливудские монстры: в следующем месяце шансов нет вообще ни у кого. Но, как манифестирует главный герой «Тренера», думать надо не только про деньги: и здесь трудно не согласиться. Думать надо и про то, как сделать кино, хотя бы чуть-чуть непохожее на другое кино. Здесь же громко звучит свисток, судья поднимает над головой карточку за симуляцию — и постановщику следует помнить, что за второй желтой последует красная.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии