Отечественные прокатчики вводят зрителя в заблуждение уже названием. Никакого кукловода в фильме нет (хотя есть куклы), но называется лента в оригинале He's Out There, и перевести эту конструкцию более или менее привлекательно для публики не представляется возможным. «Кукловод» стал режиссерским дебютом Куинна Лэшера, о котором мы ничего не знаем. Индустрия, конечно, требует новых имен, но снимать подобное кино может кто угодно — в нем гораздо больше зависит от сценаристов и актеров. Сюжет строится вокруг главной героини и ее дочерей, которые приезжают в загородный домик отдохнуть, а глава семейства задерживается по делам. Этой пафосной занятости сценарий не простит ни ему, ни его близким. Правда, создатели фильма даже не пытаются объяснить, что мешало жене и детям подождать папу в городе, ведь в путь он отправился в тот же день, просто на несколько часов позже. С самого начала нам показывают, что воспитать дочерей в послушании молодым родителям не удалось. Кайла и Мэдди (их, кстати, играют настоящие сестры) так и норовят выкинуть что-нибудь эдакое, приводящее к травмам и расстройствам. Их мать Лора прекрасно отдает себе отчет, что не в состоянии контролировать детей в одиночку. Но поза гораздо привлекательнее здравого смысла, а потому семейный автомобильчик отправляется в обетованный край страха и невыносимых страданий, а Оуэн остаётся наедине со своей работой. Ну и с чувством вины.
Сцена, где девочки попадаются на довольно оригинальную приманку убийцы, прячущегося в лесу – самая лучшая. Но было бы еще интереснее, если бы две трети сюжета зрителю не стали рассказывать в трейлере.
Лэшер при поддержке сценариста изо всех сил старается создать вокруг персонажей предельно безлюдный мир: в списке занятых в «Кукловоде» актеров значится всего семь человек. Все это должно работать на уже упомянутую атмосферу безысходности. И оно работает. Но больше всего хочется объяснить беспечным владельцам американских загородных домов, что оборудовать их средством экстренного вызова помощи не помешает. Смотреть в XXI веке на то, как осознавшая ужас происходящего Лора пытается связаться с внешним миром по стационарному телефонному аппарату, а он по законам жанра оказывается неработающим — можно, но не хочется. Перед этим постановщик выкладывает свой главный козырь: пожалуй, в лучшей сцене фильма девочки попадаются на довольно оригинальную приманку убийцы, прячущегося в лесу. Было бы еще интереснее, если бы две трети сюжета зрителю не стали рассказывать в трейлере, но он к этому уже начал привыкать. Красный шнур, обмотанный вокруг деревьев, как оказалось, в вовсе не безобидном лесу у озера, вполне сгодится за главный символ картины. На свирепых мужиков в масках и с топорами мы за долгие годы знакомства с жанром, честно говоря, насмотрелись вдоволь.
Оставшись на середине пути без заготовленных фокусов, Лэшер поступает самым простым и логичным образом — к несчастью для тех, кто купил билет в кино. В сценарии нет полицейских, случайно заглянувших на огонек, нет сбежавших жертв, от которых можно было бы получить дополнительную информацию, нет даже толкового внутрисемейного конфликта, которым можно было бы усилить резонанс происходящего. Есть только подозрительный сосед, который в итоге оказывается обычным бараном на заклание — и поделом. Ему даже не приходит в голову предложить свою помощь женщине, которая без мужа и с двумя детьми приехала в пустовавший долгое время дом. Мужик этот, кстати, что-то слышал про какие-то странные дела в округе, но, похоже, сам не придал этому значения. Из-за этого его невнятный монолог не производит ни малейшего впечатления на новых знакомцев. И на зрителя тоже. Сон у соседа крепкий, женские и детские крики не в силах его потревожить. Надо полагать, когда он все же приходит поинтересоваться «всели в порядке», это его интуиция подталкивает. К этому времени дела у семейства совсем плохи. Злодей не только глядит на будущих жертв из лесу, но и незаметно отвинчивает колеса у автомобиля и даже заволакивает на крышу труп. Ловкий малый, ничего не скажешь. И старательный. Ведь в своем лесном логове (на самом деле просто поляна с пнем посередине) убивец нагородил целую инсталляцию. Неизвестно только, зачем.
Постановщик начхал на все каноны, сделав из безмолвного, а потому вдвойне зловещего убийцы обычного нытика.
«Кукловод» до самых последних кадров объясняет зрителю, что ничего ужаснее, чем быть матерью двоих дочерей примерно одинакового возраста, с женщиной случится не может. Дети перед лицом смертельной опасности умудряются заболеть, раскапризничаться, совершить парочку поступков назло — все, кроме оказания помощи запыхавшейся родительнице. Наш маньяк, конечно же, тоже являет собой ребенка, пусть и в теле великовозрастного детины с топором в руке. В какой-то момент ему даже выделяют площадку для чувственного монолога о том, как тяжело жить, когда тебя не понимают. Здесь постановщик зачем-то решил начхать на все каноны, сделав из безмолвного, а потому вдвойне зловещего убийцы обычного нытика. Лэшер пытается сыграть на площадке успешного и необычного фильма «Бабадук», подсовывает зрителю детскую книжку со взрослыми рассуждениями, но это не срабатывает — слишком много внимания сконцентрировано на потенциальных жертвах маньяка. Его личные переживания ожидаемо теряются в женском визге. В конце концов, перед нами не потустороннее и сверхъестественное, а вполне двуногое и материальное зло, которое, может, и получило в детстве какую-никакую травму, но все равно остается психопатом-преступником. Публика ждет воздаяния, а не покаяния. Режиссер в итоге прекращает заниматься ерундой и наказывает плохого парня, оставляя ему лазейку в сиквел.
Фильм не обходится без чудесных воскрешений и подозрительных совпадений. А глава семейства из обходительного и любящего мужа и отца превращается в наивного дурачка, который думает, что его близкие способны сойти с ума за каких-то полдня. Скудная обстановка, необходимость раз за разом возвращаться на пройденный этап и отсутствие вспомогательных ролей — все это служит «Кукловоду» плохую службу. Поток одинаковых хорроров, захвативший индустрию в наши дни, обязывает приподниматься над множеством, чтобы остаться в зрительской памяти. Лэшеру этого сделать не удается, хотя намеки на подобные попытки хорошо видны. Претензий к Страховски нет — в тех обстоятельствах, которые предоставили актрисе, особенно и не разгуляешься, знай себе бегай да кричи. Финальная схватка, пожалуй, заслуживает отдельного одобрения. Режиссер успевает и зрителя в некоторое заблуждение ввести, и сам процесс не делает неприлично затяжным, как это часто случается. Собственно, создателям ужасов сегодня удается выпускать от силы один заметный и нестандартный фильм в год. В 2018-м это место прочно занято «Реинкарнацией», а «Кукловоду» придется устраиваться поудобнее в компании гораздо менее удачных проектов.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии